Добровольное участие граждан в охране общественного порядка
Подборка наиболее важных документов по запросу Добровольное участие граждан в охране общественного порядка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- закреплено право добровольного участия граждан в охране общественного порядка в формах: содействия органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам, участия в поиске лиц, пропавших без вести, внештатного сотрудничества с полицией, участия в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, участия в деятельности народных дружин;
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- закреплено право добровольного участия граждан в охране общественного порядка в формах: содействия органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам, участия в поиске лиц, пропавших без вести, внештатного сотрудничества с полицией, участия в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, участия в деятельности народных дружин;
Статья: Политико-правовая характеристика правоохранительных органов
(Кузьмин И.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)В-третьих, правоохранительными могут быть только уполномоченные государственные (федеральные) структуры, которые занимаются правоохранительной деятельностью на профессиональной основе, используя для этого специальные правовые, материально-технические, организационные и иные средства в рамках компетенции. Негосударственные органы, организации и иные субъекты могут лишь осуществлять отдельные правоохранительные функции. К примеру, при организации местного самоуправления в закрытом административно-территориальном образовании муниципальные органы, в силу положений п. 2 ст. 4 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" <13>, при определенных условиях осуществляют меры по спасению и охране жизни и здоровья людей, защите их прав, сохранению материальных ценностей. На основании положений Федерального закона от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" <14> члены казачьих обществ в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. В соответствии с Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" <15> на добровольной основе могут создаваться общественные объединения правоохранительной направленности, которые формируются гражданами для участия в охране общественного порядка на основе членства (народная дружина) либо без такового. Адвокатура и нотариат, будучи негосударственными организациями, к правоохранительным органам не относятся, государственно-принудительными полномочиями не обладают, но выполняют важную роль в деле защиты прав и законных интересов граждан и организаций.
(Кузьмин И.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)В-третьих, правоохранительными могут быть только уполномоченные государственные (федеральные) структуры, которые занимаются правоохранительной деятельностью на профессиональной основе, используя для этого специальные правовые, материально-технические, организационные и иные средства в рамках компетенции. Негосударственные органы, организации и иные субъекты могут лишь осуществлять отдельные правоохранительные функции. К примеру, при организации местного самоуправления в закрытом административно-территориальном образовании муниципальные органы, в силу положений п. 2 ст. 4 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" <13>, при определенных условиях осуществляют меры по спасению и охране жизни и здоровья людей, защите их прав, сохранению материальных ценностей. На основании положений Федерального закона от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" <14> члены казачьих обществ в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. В соответствии с Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" <15> на добровольной основе могут создаваться общественные объединения правоохранительной направленности, которые формируются гражданами для участия в охране общественного порядка на основе членства (народная дружина) либо без такового. Адвокатура и нотариат, будучи негосударственными организациями, к правоохранительным органам не относятся, государственно-принудительными полномочиями не обладают, но выполняют важную роль в деле защиты прав и законных интересов граждан и организаций.
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.04.2014 N 44-ФЗ
(ред. от 14.07.2022)
"Об участии граждан в охране общественного порядка"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2022)1. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых условий для добровольного участия граждан Российской Федерации (далее также - граждане) в охране общественного порядка.
(ред. от 14.07.2022)
"Об участии граждан в охране общественного порядка"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2022)1. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых условий для добровольного участия граждан Российской Федерации (далее также - граждане) в охране общественного порядка.
Указ Президента РФ от 05.03.2020 N 164
(ред. от 21.02.2023)
"Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года"б) повышение активности участия граждан в охране общественного порядка, пропаганда добровольного участия граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, расширение деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, в первую очередь в таких отдаленных местностях, в которых отсутствуют силы правопорядка либо требуется их присутствие;
(ред. от 21.02.2023)
"Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года"б) повышение активности участия граждан в охране общественного порядка, пропаганда добровольного участия граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, расширение деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, в первую очередь в таких отдаленных местностях, в которых отсутствуют силы правопорядка либо требуется их присутствие;
Статья: Проблемы подготовки народных дружинников при оказании первой помощи
(Дерюга Н.Н., Дерюга А.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)<3> Майоров В.И. Проблемы организации добровольных народных дружин как формы участия граждан в охране общественного порядка (на примере Челябинской области) // NB: Административное право и практика администрирования. 2016. N 4. С. 9 - 14.
(Дерюга Н.Н., Дерюга А.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)<3> Майоров В.И. Проблемы организации добровольных народных дружин как формы участия граждан в охране общественного порядка (на примере Челябинской области) // NB: Административное право и практика администрирования. 2016. N 4. С. 9 - 14.
Статья: Совершенствование нормативного правового регулирования охраны общественного порядка в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации
(Соколов В.А., Овсепян Г.М.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)Общественная инициатива по участию граждан в охране общественного порядка реализуется путем организации деятельности добровольных народных дружин. Добровольные народные дружины созданы преимущественно на базе предприятий и организаций города, а также городского казачьего общества.
(Соколов В.А., Овсепян Г.М.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)Общественная инициатива по участию граждан в охране общественного порядка реализуется путем организации деятельности добровольных народных дружин. Добровольные народные дружины созданы преимущественно на базе предприятий и организаций города, а также городского казачьего общества.