Добавление должностных обязанностей
Подборка наиболее важных документов по запросу Добавление должностных обязанностей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2025 по делу N А56-43244/2024
Категория спора: Банкротство организации.
Требования конкурсного управляющего: О признании недействительным в части дополнительного соглашения к трудовому договору, о применении последствий недействительности сделки.
Обстоятельства: Оспариваемым соглашением в несколько раз увеличена заработная плата работника должника, при этом доказательства соразмерного увеличения должностных обязанностей работника не представлены. В результате заключения дополнительного соглашения причинен вред имущественным правам кредиторов должника.
Решение: Удовлетворено.
Процессуальные вопросы: О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.Доводы Ответчицы о том, что наряду с существующими ранее обязанностями, добавились еще и обязанности, предусмотренные должностной инструкцией Директора по развитию (иная должность), в связи с чем увеличивается заработная плата Ответчика в три раза, материалами дела не подтверждаются, напротив, данные доводы опровергаются оспариваемым Дополнительным соглашением, где отсутствует указание на добавление трудовых обязанностей и принятие Ответчицы на новую должность по совместительству.
Категория спора: Банкротство организации.
Требования конкурсного управляющего: О признании недействительным в части дополнительного соглашения к трудовому договору, о применении последствий недействительности сделки.
Обстоятельства: Оспариваемым соглашением в несколько раз увеличена заработная плата работника должника, при этом доказательства соразмерного увеличения должностных обязанностей работника не представлены. В результате заключения дополнительного соглашения причинен вред имущественным правам кредиторов должника.
Решение: Удовлетворено.
Процессуальные вопросы: О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.Доводы Ответчицы о том, что наряду с существующими ранее обязанностями, добавились еще и обязанности, предусмотренные должностной инструкцией Директора по развитию (иная должность), в связи с чем увеличивается заработная плата Ответчика в три раза, материалами дела не подтверждаются, напротив, данные доводы опровергаются оспариваемым Дополнительным соглашением, где отсутствует указание на добавление трудовых обязанностей и принятие Ответчицы на новую должность по совместительству.
Апелляционное определение Архангельского областного суда от 14.12.2023 N 33-8212/2023 (УИД 29RS0023-01-2023-002381-48)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности; 3) Об отмене приказа, утвердившего положение о контрактной службе, в части включения истца в состав контрактной службы в качестве заместителя руководителя.
Обстоятельства: Добавление истцу оспариваемым приказом обязанности по составлению отчетов и планов не является изменением трудовой функции.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Отказано.Вопреки позиции истца, выводов суда, содержание конкретных действий, выполняемых работником при исполнении им должностных обязанностей, может меняться в зависимости от конкретных обстоятельств и поставленных работнику задач, увеличение же объема должностных обязанностей работника в пределах должностной инструкции в части добавления обязанностей как работнику контрактной службы по составления отчетов и планов не нарушает его прав и не свидетельствует об изменении его трудовой функции.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности; 3) Об отмене приказа, утвердившего положение о контрактной службе, в части включения истца в состав контрактной службы в качестве заместителя руководителя.
Обстоятельства: Добавление истцу оспариваемым приказом обязанности по составлению отчетов и планов не является изменением трудовой функции.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Отказано.Вопреки позиции истца, выводов суда, содержание конкретных действий, выполняемых работником при исполнении им должностных обязанностей, может меняться в зависимости от конкретных обстоятельств и поставленных работнику задач, увеличение же объема должностных обязанностей работника в пределах должностной инструкции в части добавления обязанностей как работнику контрактной службы по составления отчетов и планов не нарушает его прав и не свидетельствует об изменении его трудовой функции.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: СОУТ: популярные вопросы новичков
(Матвейчук Т.И.)
("Кадровик-практик", 2025, N 6)Добавим, что трудовая функция не равно должностные обязанности. Под трудовой функцией понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, конкретный вид поручаемой работнику работы. А должностные обязанности определяют конкретные действия, которые должен выполнять работник в рамках своей трудовой функции. Таким образом, по нашему мнению, частичное изменение (дополнение, упразднение) должностных обязанностей при переименовании должности может не означать изменения трудовой функции и необходимости проведения внеплановой СОУТ.
(Матвейчук Т.И.)
("Кадровик-практик", 2025, N 6)Добавим, что трудовая функция не равно должностные обязанности. Под трудовой функцией понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, конкретный вид поручаемой работнику работы. А должностные обязанности определяют конкретные действия, которые должен выполнять работник в рамках своей трудовой функции. Таким образом, по нашему мнению, частичное изменение (дополнение, упразднение) должностных обязанностей при переименовании должности может не означать изменения трудовой функции и необходимости проведения внеплановой СОУТ.
Статья: Передовые практики противодействия коррупции в Республике Беларусь
(Селивановская И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 11)Предотвращение и практика урегулирование конфликта интересов являются одними из важнейших институтов противодействия коррупции, но их антикоррупционный потенциал был недостаточно эффективно задействован. В связи с этим новые изменения расширили перечень субъектов, интересы которых могут повлиять на исполнение государственным должностным лицом своих должностных обязанностей, а именно были добавлены свойственники и супруги детей государственного должностного лица.
(Селивановская И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 11)Предотвращение и практика урегулирование конфликта интересов являются одними из важнейших институтов противодействия коррупции, но их антикоррупционный потенциал был недостаточно эффективно задействован. В связи с этим новые изменения расширили перечень субъектов, интересы которых могут повлиять на исполнение государственным должностным лицом своих должностных обязанностей, а именно были добавлены свойственники и супруги детей государственного должностного лица.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 04.12.2017 N 35-П
"По делу о проверке конституционности части 1.3 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданина Ю.А. Рейнхиммеля"Эти каналы информирования о фактах привлечения к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и наложенных за их совершение административных штрафах не в состоянии компенсировать несвоевременное получение лицом, подвергнутым административному штрафу, копии постановления о его назначении, которая должна направляться ему компетентным должностным лицом, поскольку являются факультативными средствами оповещения о зафиксированных работающими в автоматическом режиме административных правонарушениях в области дорожного движения, имеющими преимущественно неофициальный (справочный) характер, зависят от наличия доступа к сети "Интернет" (иным информационным технологиям), ориентированы на инициативное обращение граждан к таким информационным ресурсам, законодательно не подкрепленное закреплением соответствующей обязанности. Если добавить к этому, что они еще и не предполагают доведения до лица, подвергнутого административному штрафу, информации о его сумме, которая может быть уплачена в соответствии с частью 1.3 статьи 32.2 КоАП Российской Федерации, в обязательном порядке указываемой в постановлении по делу об административном правонарушении, то становится очевидным недопустимость отождествления при исчислении двадцатидневного срока, установленного для уплаты административного штрафа в размере половины от назначенной суммы, официального направления копии постановления о назначении административного штрафа вынесшим его должностным лицом с размещением информации о принятом постановлении в сети "Интернет" или с использованием подвижной радиотелефонной связи.
"По делу о проверке конституционности части 1.3 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданина Ю.А. Рейнхиммеля"Эти каналы информирования о фактах привлечения к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и наложенных за их совершение административных штрафах не в состоянии компенсировать несвоевременное получение лицом, подвергнутым административному штрафу, копии постановления о его назначении, которая должна направляться ему компетентным должностным лицом, поскольку являются факультативными средствами оповещения о зафиксированных работающими в автоматическом режиме административных правонарушениях в области дорожного движения, имеющими преимущественно неофициальный (справочный) характер, зависят от наличия доступа к сети "Интернет" (иным информационным технологиям), ориентированы на инициативное обращение граждан к таким информационным ресурсам, законодательно не подкрепленное закреплением соответствующей обязанности. Если добавить к этому, что они еще и не предполагают доведения до лица, подвергнутого административному штрафу, информации о его сумме, которая может быть уплачена в соответствии с частью 1.3 статьи 32.2 КоАП Российской Федерации, в обязательном порядке указываемой в постановлении по делу об административном правонарушении, то становится очевидным недопустимость отождествления при исчислении двадцатидневного срока, установленного для уплаты административного штрафа в размере половины от назначенной суммы, официального направления копии постановления о назначении административного штрафа вынесшим его должностным лицом с размещением информации о принятом постановлении в сети "Интернет" или с использованием подвижной радиотелефонной связи.
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О валютном регулировании и валютном контроле"1) операции по выплате сотрудникам (работникам) дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, месячного должностного оклада с надбавками, денежного содержания, должностного оклада и надбавки к должностному окладу (при наличии оснований для ее установления), иных сумм в иностранной валюте согласно заключенным с указанными сотрудниками (работниками) служебным контрактам (изменениям в служебные контракты), трудовым договорам и иных сумм, связанных с исполнением указанными сотрудниками (работниками) своих служебных (трудовых) обязанностей за пределами территории Российской Федерации, выплата которых предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также причитающихся указанным сотрудникам (работникам) и проживающим с ними членам их семей сумм возвращенного налога на добавленную стоимость и иных налогов, полученных от компетентных органов государства пребывания;
(ред. от 28.12.2024)
"О валютном регулировании и валютном контроле"1) операции по выплате сотрудникам (работникам) дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, месячного должностного оклада с надбавками, денежного содержания, должностного оклада и надбавки к должностному окладу (при наличии оснований для ее установления), иных сумм в иностранной валюте согласно заключенным с указанными сотрудниками (работниками) служебным контрактам (изменениям в служебные контракты), трудовым договорам и иных сумм, связанных с исполнением указанными сотрудниками (работниками) своих служебных (трудовых) обязанностей за пределами территории Российской Федерации, выплата которых предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также причитающихся указанным сотрудникам (работникам) и проживающим с ними членам их семей сумм возвращенного налога на добавленную стоимость и иных налогов, полученных от компетентных органов государства пребывания;
Статья: Повышение окладов: нюансы практики, которые важно знать
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2025, N 7)Во избежание таких конфликтов опытные кадровики порой при увеличении оклада с согласия работника формально добавляют ему незначительные обязанности в рамках его основной трудовой функции (прописывая их в соглашении к трудовому договору, должностной инструкции), чтобы труд был неравный до повышения оклада и после. Это перестраховка. Не факт, что она будет убедительной для конфликтного работника, но, возможно, и данный опыт кому-то пригодится.
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2025, N 7)Во избежание таких конфликтов опытные кадровики порой при увеличении оклада с согласия работника формально добавляют ему незначительные обязанности в рамках его основной трудовой функции (прописывая их в соглашении к трудовому договору, должностной инструкции), чтобы труд был неравный до повышения оклада и после. Это перестраховка. Не факт, что она будет убедительной для конфликтного работника, но, возможно, и данный опыт кому-то пригодится.
Статья: Конституционное регулирование избирательной системы в контексте обеспечения стабильности избирательного законодательства
(Дресвянин Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 3)Применительно к избирательному законодательству именно политическая целесообразность является для него одной из главных и опасных проблем, и отсутствие надлежащих правовых механизмов может способствовать активному законотворчеству не во благо общества, а для решения сиюминутных задач в интересах относительно небольшой группы лиц. И хотя еще в 1995 г. Конституционный Суд Российской Федерации (далее - Конституционный Суд) отметил, что выбор вариантов регламентации избирательных процедур зависит от конкретных социально-политических условий и является вопросом политической целесообразности <3>, к данной позиции следует добавлять мнение судьи Конституционного Суда С.Д. Князева, высказанное им в Определении от 14 января 2014 г. N 7-О, согласно которому наличие у законодателя в этом вопросе широкой дискреции не освобождает его от конституционной обязанности устанавливать такое регулирование, которое надлежащим образом обеспечивало бы избирательные права граждан и легитимацию высших должностных лиц субъектов Российской Федерации <4>, что можно распространить на все выборные органы публичной власти в России.
(Дресвянин Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 3)Применительно к избирательному законодательству именно политическая целесообразность является для него одной из главных и опасных проблем, и отсутствие надлежащих правовых механизмов может способствовать активному законотворчеству не во благо общества, а для решения сиюминутных задач в интересах относительно небольшой группы лиц. И хотя еще в 1995 г. Конституционный Суд Российской Федерации (далее - Конституционный Суд) отметил, что выбор вариантов регламентации избирательных процедур зависит от конкретных социально-политических условий и является вопросом политической целесообразности <3>, к данной позиции следует добавлять мнение судьи Конституционного Суда С.Д. Князева, высказанное им в Определении от 14 января 2014 г. N 7-О, согласно которому наличие у законодателя в этом вопросе широкой дискреции не освобождает его от конституционной обязанности устанавливать такое регулирование, которое надлежащим образом обеспечивало бы избирательные права граждан и легитимацию высших должностных лиц субъектов Российской Федерации <4>, что можно распространить на все выборные органы публичной власти в России.
Статья: Судебные споры из-за отпусков: за и против работодателей
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2023, N 14)- работник выполнял обязанности в рамках должностной инструкции;
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2023, N 14)- работник выполнял обязанности в рамках должностной инструкции;
Статья: Тенденции и особенности производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов
(Кожуханов Н.М., Пулин А.О.)
("Таможенное дело", 2023, N 4)Одна из частных проблем связана с наличием определенных пробелов в российском административном законодательстве применительно к привлечению таможенными органами к административной ответственности за ряд противоправных действий. Например, что касается оборота объектов интеллектуальной собственности (далее - ОИС), ответственность установлена ст. 6.33, ч. 1 ст. 7.12, а также ст. 14.10, но нет действенного механизма привлечения к ответственности за оборот ОИС, связанных, например, с патентным правом <15>. Также, продолжая разговор о ч. 1 ст. 7.12, можно добавить, что объектом защиты являются не сами произведения и фонограммы, а материальные носители, на которых они содержатся. Данной позиции придерживается и Верховный Суд РФ <16>. Очередная частная проблема заключается в наличии пробелов административного законодательства относительно вопросов уничтожения предметов АП по вышеуказанным статьям. Так, требования ст. 32.4 КоАП РФ говорят о том, что подлежат уничтожению только конфискованные экземпляры... АП и его предметы. При условии изъятия этих орудий или предметов по ст. 27.10 КоАП РФ или их ареста по ст. 27.14 КоАП РФ их уничтожение производится либо судьей, либо по его поручению должностным лицом органа, которым были осуществлены изъятие либо арест, т.е. это означает, что без санкции судьи ДЛТО не могут произвести уничтожение ранее изъятых или арестованных товаров. Добавим, что требования ст. 32.4 КоАП РФ не устанавливают обязанность уничтожения конфискованных товаров, явившихся предметом правонарушения, предусмотренного, например, ст. 14.10 КоАП РФ. В итоге при рассмотрении дел об АП по указанной статье и разрешении вопроса о дальнейших действиях в отношении арестованных либо изъятых таможенными органами товаров, которые обладают признаками контрафактных, судебные органы ограничиваются только решением об их конфискации.
(Кожуханов Н.М., Пулин А.О.)
("Таможенное дело", 2023, N 4)Одна из частных проблем связана с наличием определенных пробелов в российском административном законодательстве применительно к привлечению таможенными органами к административной ответственности за ряд противоправных действий. Например, что касается оборота объектов интеллектуальной собственности (далее - ОИС), ответственность установлена ст. 6.33, ч. 1 ст. 7.12, а также ст. 14.10, но нет действенного механизма привлечения к ответственности за оборот ОИС, связанных, например, с патентным правом <15>. Также, продолжая разговор о ч. 1 ст. 7.12, можно добавить, что объектом защиты являются не сами произведения и фонограммы, а материальные носители, на которых они содержатся. Данной позиции придерживается и Верховный Суд РФ <16>. Очередная частная проблема заключается в наличии пробелов административного законодательства относительно вопросов уничтожения предметов АП по вышеуказанным статьям. Так, требования ст. 32.4 КоАП РФ говорят о том, что подлежат уничтожению только конфискованные экземпляры... АП и его предметы. При условии изъятия этих орудий или предметов по ст. 27.10 КоАП РФ или их ареста по ст. 27.14 КоАП РФ их уничтожение производится либо судьей, либо по его поручению должностным лицом органа, которым были осуществлены изъятие либо арест, т.е. это означает, что без санкции судьи ДЛТО не могут произвести уничтожение ранее изъятых или арестованных товаров. Добавим, что требования ст. 32.4 КоАП РФ не устанавливают обязанность уничтожения конфискованных товаров, явившихся предметом правонарушения, предусмотренного, например, ст. 14.10 КоАП РФ. В итоге при рассмотрении дел об АП по указанной статье и разрешении вопроса о дальнейших действиях в отношении арестованных либо изъятых таможенными органами товаров, которые обладают признаками контрафактных, судебные органы ограничиваются только решением об их конфискации.
Вопрос: Можно ли изменить наименование должности и уточнить должностную инструкцию при внедрении профстандартов по инициативе работодателя (обязанности в силу закона нет) и уволить работника за отказ продолжать работать в новых условиях?
(Консультация эксперта, 2025)Так, изменение должности (ее наименования) в штатном расписании с соответствующим изменением в сторону уменьшения должностных обязанностей со снижением размера заработной платы безусловно свидетельствует о том, что прежняя трудовая функция работника не сохранилась. Порядок, установленный ст. 74 ТК РФ, при таком изменении неприменим (см. Определение Верховного Суда РФ от 16.05.2014 N 5-КГ14-14, Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.07.2020 N 88-12346/2020). Изменением трудовой функции считается и добавление обязанностей по чужой, хоть и очень схожей должности, а это возможно только с согласия работника, но никак не в порядке ст. 74 ТК РФ (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.2019 N 37-П).
(Консультация эксперта, 2025)Так, изменение должности (ее наименования) в штатном расписании с соответствующим изменением в сторону уменьшения должностных обязанностей со снижением размера заработной платы безусловно свидетельствует о том, что прежняя трудовая функция работника не сохранилась. Порядок, установленный ст. 74 ТК РФ, при таком изменении неприменим (см. Определение Верховного Суда РФ от 16.05.2014 N 5-КГ14-14, Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.07.2020 N 88-12346/2020). Изменением трудовой функции считается и добавление обязанностей по чужой, хоть и очень схожей должности, а это возможно только с согласия работника, но никак не в порядке ст. 74 ТК РФ (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.2019 N 37-П).
Статья: Как разделить двойные должности?
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 5)Здесь можно использовать действующую должностную инструкцию (по двойной должности), разделив должностные обязанности на части. Могут быть добавлены (конкретизированы) и другие обязанности, но, естественно, они должны относиться к трудовой функции по новой должности (соответствовать ей).
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 5)Здесь можно использовать действующую должностную инструкцию (по двойной должности), разделив должностные обязанности на части. Могут быть добавлены (конкретизированы) и другие обязанности, но, естественно, они должны относиться к трудовой функции по новой должности (соответствовать ей).
Вопрос: Как составить должностную инструкцию инспектора-делопроизводителя?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2024)При определении обязанностей работника и включении их в должностную инструкцию работодатель может добавлять в них трудовые функции и (или) трудовые действия, содержащиеся как в одном, так и в нескольких профессиональных стандартах, распределять трудовые действия, предусмотренные одним профессиональным стандартом, между работниками с учетом применяемых технологий и организации труда.
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2024)При определении обязанностей работника и включении их в должностную инструкцию работодатель может добавлять в них трудовые функции и (или) трудовые действия, содержащиеся как в одном, так и в нескольких профессиональных стандартах, распределять трудовые действия, предусмотренные одним профессиональным стандартом, между работниками с учетом применяемых технологий и организации труда.
Статья: Споры в судах по иностранным работникам
(Клюева Е.)
("Трудовое право", 2021, N 3)Совсем не важно, к какой именно сфере деятельности относится ваша компания: торговля, строительство, клининг и так далее. Важно - легализовать труд привлеченных мигрантов без рисков. Особенности всех трудовых споров заключаются в отсутствии равенства сторон трудовых отношений. Например, запросить копию штатного расписания у работодателя работник не может и, соответственно, работник не может быть уверен в корректном установлении ему размера заработной платы. Особенность в трудовые отношения добавляет и сам претендент, желая продемонстрировать лояльность к потенциальному работодателю. Оговорив на словах с работодателем условия работы, подписав трудовой договор в единственном экземпляре (который остается у работодателя) и, приступив к работе, такой работник впоследствии "забывает" потребовать от работодателя выдать ему приказ о приеме на работу и трудовой договор. Часто работники подписывают строку о том, что они ознакомлены с должностными обязанностями, правилами внутреннего трудового распорядка и иными документами компании, регламентирующими трудовые отношения. Но самих документов им на руки не выдают. Впоследствии работодатель предъявляет такую расписку об ознакомлении в суде в качестве доказательства.
(Клюева Е.)
("Трудовое право", 2021, N 3)Совсем не важно, к какой именно сфере деятельности относится ваша компания: торговля, строительство, клининг и так далее. Важно - легализовать труд привлеченных мигрантов без рисков. Особенности всех трудовых споров заключаются в отсутствии равенства сторон трудовых отношений. Например, запросить копию штатного расписания у работодателя работник не может и, соответственно, работник не может быть уверен в корректном установлении ему размера заработной платы. Особенность в трудовые отношения добавляет и сам претендент, желая продемонстрировать лояльность к потенциальному работодателю. Оговорив на словах с работодателем условия работы, подписав трудовой договор в единственном экземпляре (который остается у работодателя) и, приступив к работе, такой работник впоследствии "забывает" потребовать от работодателя выдать ему приказ о приеме на работу и трудовой договор. Часто работники подписывают строку о том, что они ознакомлены с должностными обязанностями, правилами внутреннего трудового распорядка и иными документами компании, регламентирующими трудовые отношения. Но самих документов им на руки не выдают. Впоследствии работодатель предъявляет такую расписку об ознакомлении в суде в качестве доказательства.