Дисциплинарная ответственность 79-фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Дисциплинарная ответственность 79-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 14 "Основные права гражданского служащего" Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации""Отказывая в удовлетворении исковых требований К. о возложении на представителя нанимателя обязанности провести служебную проверку и привлечения С. к дисциплинарной ответственности, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 2, 3 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 3, 5, 13, 14, 15, 59, Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", исходил из того, что гражданский служащий имеет право обратиться с заявлением о проведении служебной проверки в отношении себя в целях установления факта дисциплинарного проступка либо его отсутствия, а не в отношении иного гражданского служащего."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Дисциплинарная ответственность госслужащих
(КонсультантПлюс, 2025)Позиции судов по спорным вопросам: Дисциплинарная ответственность госслужащих
(КонсультантПлюс, 2025)Позиции судов по спорным вопросам: Дисциплинарная ответственность госслужащих
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Вопросы развития правового института дисциплины труда. Документирование
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Кроме расширенного перечня дисциплинарных взысканий, в указанных Законах имеются нормы, предусматривающие процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности. Так, например, ст. 59 Федерального закона N 79-ФЗ закрепляет правила проведения служебной проверки, в ходе которой должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения дисциплинарного проступка, вина, причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка, характер и размер вреда. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Кроме расширенного перечня дисциплинарных взысканий, в указанных Законах имеются нормы, предусматривающие процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности. Так, например, ст. 59 Федерального закона N 79-ФЗ закрепляет правила проведения служебной проверки, в ходе которой должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения дисциплинарного проступка, вина, причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка, характер и размер вреда. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности установлен в ст. 58 и 59 Закона N 79-ФЗ, он предусматривает получение объяснения и проведение служебной проверки.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности установлен в ст. 58 и 59 Закона N 79-ФЗ, он предусматривает получение объяснения и проведение служебной проверки.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"14. В случае неявки гражданского служащего на аттестацию без уважительных причин или отказа гражданского служащего от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона, а аттестация переносится.
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"14. В случае неявки гражданского служащего на аттестацию без уважительных причин или отказа гражданского служащего от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона, а аттестация переносится.
"Обзор практики применения судами в 2014 - 2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)В целях реализации мероприятий противодействия коррупции законодательством Российской Федерации, регламентирующим правовые, организационные основы государственной гражданской службы, военной службы, государственной службы иных видов и муниципальной службы, установлена дисциплинарная ответственность за совершение коррупционных правонарушений.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)В целях реализации мероприятий противодействия коррупции законодательством Российской Федерации, регламентирующим правовые, организационные основы государственной гражданской службы, военной службы, государственной службы иных видов и муниципальной службы, установлена дисциплинарная ответственность за совершение коррупционных правонарушений.
Статья: Служебная дисциплина муниципальных служащих: теоретические аспекты и несовершенство правового регулирования
(Яхина О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)Вопросы дисциплинарной ответственности муниципальных служащих комплексны и многогранны, этот институт включает в себя как минимум пять разделов (подынститутов): служебная дисциплина, дисциплинарные проступки, процедура привлечения к дисциплинарной ответственности и дисциплинарные наказания. Такие сложные категории необходимо исследовать в определенном порядке, начиная со служебной дисциплины муниципальных служащих, так как именно ее нарушение влечет за собой запуск процедур привлечения к дисциплинарной ответственности.
(Яхина О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)Вопросы дисциплинарной ответственности муниципальных служащих комплексны и многогранны, этот институт включает в себя как минимум пять разделов (подынститутов): служебная дисциплина, дисциплинарные проступки, процедура привлечения к дисциплинарной ответственности и дисциплинарные наказания. Такие сложные категории необходимо исследовать в определенном порядке, начиная со служебной дисциплины муниципальных служащих, так как именно ее нарушение влечет за собой запуск процедур привлечения к дисциплинарной ответственности.
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамОтметим, что в случае ненадлежащего исполнения служебных обязанностей должностные лица налоговых органов могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности (ст. 12 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1, ст. ст. 57, 58 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ).
Статья: Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей
(Павленко А.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3)Аналогично отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности производится с сохранением денежного содержания. В этом содержится некоторое отличие от порядка отстранения от замещаемой должности гражданской службы (ч. 4 ст. 32 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <5> (далее - Закон N 79-ФЗ)), при котором в определенных ситуациях за гражданским служащим денежное содержание на период отстранения не сохраняется (например, в случае появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, за которое, как и у муниципального служащего, следует наступление дисциплинарной ответственности).
(Павленко А.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3)Аналогично отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности производится с сохранением денежного содержания. В этом содержится некоторое отличие от порядка отстранения от замещаемой должности гражданской службы (ч. 4 ст. 32 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <5> (далее - Закон N 79-ФЗ)), при котором в определенных ситуациях за гражданским служащим денежное содержание на период отстранения не сохраняется (например, в случае появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, за которое, как и у муниципального служащего, следует наступление дисциплинарной ответственности).
Статья: Антикоррупционное законодательство Российской Федерации: основные причины проблем правоприменения и латентности
(Шаманский Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)Представляется очевидным, что эти составы охватывают самую малую часть как всех возможных, так и всех совершаемых коррупционных правонарушений. Законодатель в уголовном законе предусмотрел ответственность за коррупционную деятельность в виде злоупотреблений служебными полномочиями, повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан, общества или государства. Таким образом, коррупционная деятельность в виде злоупотребления служебными полномочиями может быть расценена правоприменителем в качестве существенной или несущественной. В рамках административного законодательства правоприменитель не имеет возможности квалифицировать в качестве несущественных злоупотребления служебными полномочиями ввиду отсутствия подобной нормы-запрета. Соответственно, для квалификации несущественных злоупотреблений служебными полномочиями у правоприменителя остается лишь одна возможность привлечения коррупционера к дисциплинарной ответственности. Дисциплинарное антикоррупционное законодательство Российской Федерации также находится на начальной стадии своего развития. В целях эффективного противодействия подобным коррупционным деяниям в организациях и учреждениях принимаются различного рода кодексы этики служебного поведения. К сожалению, в подобных актах регламентированные формы поведения и ответственности не являются конкретизированными, и в этой связи противодействие коррупционному поведению не может быть эффективным. Традиционно за нарушение правил антикоррупционного поведения подобные акты отсылают к уже существующей дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности <6>. В Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" законодатель также предусмотрел дисциплинарную ответственность за отдельные нарушения <7>.
(Шаманский Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)Представляется очевидным, что эти составы охватывают самую малую часть как всех возможных, так и всех совершаемых коррупционных правонарушений. Законодатель в уголовном законе предусмотрел ответственность за коррупционную деятельность в виде злоупотреблений служебными полномочиями, повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан, общества или государства. Таким образом, коррупционная деятельность в виде злоупотребления служебными полномочиями может быть расценена правоприменителем в качестве существенной или несущественной. В рамках административного законодательства правоприменитель не имеет возможности квалифицировать в качестве несущественных злоупотребления служебными полномочиями ввиду отсутствия подобной нормы-запрета. Соответственно, для квалификации несущественных злоупотреблений служебными полномочиями у правоприменителя остается лишь одна возможность привлечения коррупционера к дисциплинарной ответственности. Дисциплинарное антикоррупционное законодательство Российской Федерации также находится на начальной стадии своего развития. В целях эффективного противодействия подобным коррупционным деяниям в организациях и учреждениях принимаются различного рода кодексы этики служебного поведения. К сожалению, в подобных актах регламентированные формы поведения и ответственности не являются конкретизированными, и в этой связи противодействие коррупционному поведению не может быть эффективным. Традиционно за нарушение правил антикоррупционного поведения подобные акты отсылают к уже существующей дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности <6>. В Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" законодатель также предусмотрел дисциплинарную ответственность за отдельные нарушения <7>.
Статья: Проблемы законодательного регулирования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих за коррупционные правонарушения
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)Основания и порядок применения мер дисциплинарной ответственности к государственным гражданским служащим урегулированы Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <2> (ст. 57 - 59). Однако после установления федеральным законодателем для государственных служащих и некоторых иных лиц комплекса обязанностей, ограничений и запретов в целях противодействия коррупции приобрел актуальность вопрос о том, какой механизм должен использоваться для привлечения их к дисциплинарной ответственности за нарушение данных норм. Этот вопрос обусловлен прежде всего спецификой самих коррупционных правонарушений, которая проявляется не только в объективной и субъективной сторонах их составов, но и в достаточно латентном характере, препятствующем во многих случаях их своевременному установлению.
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)Основания и порядок применения мер дисциплинарной ответственности к государственным гражданским служащим урегулированы Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <2> (ст. 57 - 59). Однако после установления федеральным законодателем для государственных служащих и некоторых иных лиц комплекса обязанностей, ограничений и запретов в целях противодействия коррупции приобрел актуальность вопрос о том, какой механизм должен использоваться для привлечения их к дисциплинарной ответственности за нарушение данных норм. Этот вопрос обусловлен прежде всего спецификой самих коррупционных правонарушений, которая проявляется не только в объективной и субъективной сторонах их составов, но и в достаточно латентном характере, препятствующем во многих случаях их своевременному установлению.
Статья: Актуальные проблемы применения мер дисциплинарной ответственности
(Кораблина О.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 3)Специальная дисциплинарная ответственность предусмотрена положениями и уставами о дисциплине и другими нормативными правовыми актами для отдельных категорий работников различных отраслей экономики (связь, транспорт и т.д.). Данный вид дисциплинарной ответственности обусловлен, во-первых, особо тяжелыми последствиями, которые могут наступить в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения ими возложенных на них трудовых обязанностей, а во-вторых, спецификой трудовых функций, выполняемых этими работниками. Специальную дисциплинарную ответственность несут, например, государственные гражданские служащие на основе Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <7>. Так, на государственного гражданского служащего могут быть наложены замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение. "Ответственность этих лиц наступает за противоправное виновное действие или бездействие, а также нарушение обязанностей гражданской службы, которое наносит ущерб служебному порядку. В случае если служащий исполнил неправомерное поручение, ответственность будет нести как он сам, так и его руководитель, давший такое распоряжение" <8>. "Дисциплинарная ответственность применяется по факту обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения" <9>.
(Кораблина О.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 3)Специальная дисциплинарная ответственность предусмотрена положениями и уставами о дисциплине и другими нормативными правовыми актами для отдельных категорий работников различных отраслей экономики (связь, транспорт и т.д.). Данный вид дисциплинарной ответственности обусловлен, во-первых, особо тяжелыми последствиями, которые могут наступить в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения ими возложенных на них трудовых обязанностей, а во-вторых, спецификой трудовых функций, выполняемых этими работниками. Специальную дисциплинарную ответственность несут, например, государственные гражданские служащие на основе Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <7>. Так, на государственного гражданского служащего могут быть наложены замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение. "Ответственность этих лиц наступает за противоправное виновное действие или бездействие, а также нарушение обязанностей гражданской службы, которое наносит ущерб служебному порядку. В случае если служащий исполнил неправомерное поручение, ответственность будет нести как он сам, так и его руководитель, давший такое распоряжение" <8>. "Дисциплинарная ответственность применяется по факту обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения" <9>.
Статья: К вопросу установления сроков в отношении ограничений, возникающих после увольнения государственных гражданских служащих в связи с утратой доверия
(Занко Т.А.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 5)Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие последствия привлечения государственных гражданских служащих к ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия. Отмечается, что действующие нормы государственно-служебного законодательства не содержат определенных сроков для ограничений при поступлении на государственную гражданскую службу после увольнения в связи с утратой доверия. Также указывается на то, что исключение гражданина из реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия, не прекращает негативных последствий, выражающихся в невозможности поступления на государственную гражданскую службу, и по сути носит бессрочный характер. В исследовании проведено сравнение ограничивающих поступление лиц на государственную гражданскую службу санкций в рамках дисциплинарной, административной и уголовной ответственности. В качестве выводов исследования сформулированы практические предложения по совершенствованию государственно-служебного законодательства, в частности, уточнение формулировки п. 10 ч. 1 ст. 16 N 79-ФЗ для установления срока, в течение которого действует ограничение, вызванное увольнением в связи с утратой доверия, при поступлении на государственную гражданскую службу. Также предложен механизм поступления на государственную гражданскую службу лиц, ранее уволенных в связи с утратой доверия, с участием Комиссии по противодействию коррупционных правонарушений.
(Занко Т.А.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 5)Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие последствия привлечения государственных гражданских служащих к ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия. Отмечается, что действующие нормы государственно-служебного законодательства не содержат определенных сроков для ограничений при поступлении на государственную гражданскую службу после увольнения в связи с утратой доверия. Также указывается на то, что исключение гражданина из реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия, не прекращает негативных последствий, выражающихся в невозможности поступления на государственную гражданскую службу, и по сути носит бессрочный характер. В исследовании проведено сравнение ограничивающих поступление лиц на государственную гражданскую службу санкций в рамках дисциплинарной, административной и уголовной ответственности. В качестве выводов исследования сформулированы практические предложения по совершенствованию государственно-служебного законодательства, в частности, уточнение формулировки п. 10 ч. 1 ст. 16 N 79-ФЗ для установления срока, в течение которого действует ограничение, вызванное увольнением в связи с утратой доверия, при поступлении на государственную гражданскую службу. Также предложен механизм поступления на государственную гражданскую службу лиц, ранее уволенных в связи с утратой доверия, с участием Комиссии по противодействию коррупционных правонарушений.
Статья: Современное состояние правового регулирования служебной тайны
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем с учетом того, что владельцами служебной информации являются государственные органы и организации, доверяющие ее своим работникам, основным видом юридической ответственности является дисциплинарная. Причем, как Трудовой кодекс РФ, так и отраслевые законы о прохождении различных видов государственной службы, закрепляют возможность увольнения лиц, допустивших разглашение охраняемой законом тайны (пп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, пп. "в" п. 3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", п. 5 ч. 2 ст. 49, п. 6 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и др.).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем с учетом того, что владельцами служебной информации являются государственные органы и организации, доверяющие ее своим работникам, основным видом юридической ответственности является дисциплинарная. Причем, как Трудовой кодекс РФ, так и отраслевые законы о прохождении различных видов государственной службы, закрепляют возможность увольнения лиц, допустивших разглашение охраняемой законом тайны (пп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, пп. "в" п. 3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", п. 5 ч. 2 ст. 49, п. 6 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и др.).
Статья: Виды ответственности должностных лиц в российском законодательстве
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Заметим, что в ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" непосредственно говорится о возможности привлечения гражданского служащего не только к дисциплинарной, административной, уголовной, но и к гражданско-правовой ответственности.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Заметим, что в ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" непосредственно говорится о возможности привлечения гражданского служащего не только к дисциплинарной, административной, уголовной, но и к гражданско-правовой ответственности.
Статья: Дисциплинарная эффективность запретов, связанных с государственной гражданской службой: "утиный тест" (duck-test)
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)На сегодняшний день система запретов, предусмотренная ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", прямо не отнесена к дисциплинарным проступкам. Это означает, что предусмотренный действующим законодательством механизм привлечения к дисциплинарной ответственности в данном случае может не применяться. Вместо этого ст. 33 Закона о государственной гражданской службе содержит специальное основание прекращения служебного контракта - в связи с нарушением запретов, связанных с государственной гражданской службой. С другой стороны, учитывая, что несоблюдение того или иного запрета, предусмотренного ст. 17 Закона о государственной гражданской службе, одновременно по своей сути может представлять нарушение служебной дисциплины (например, использование имущества государственного органа в личных целях), данное деяние может квалифицироваться и как дисциплинарный проступок. Все это приводит к отсутствию правовой определенности в правоприменительной и судебной практике.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)На сегодняшний день система запретов, предусмотренная ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", прямо не отнесена к дисциплинарным проступкам. Это означает, что предусмотренный действующим законодательством механизм привлечения к дисциплинарной ответственности в данном случае может не применяться. Вместо этого ст. 33 Закона о государственной гражданской службе содержит специальное основание прекращения служебного контракта - в связи с нарушением запретов, связанных с государственной гражданской службой. С другой стороны, учитывая, что несоблюдение того или иного запрета, предусмотренного ст. 17 Закона о государственной гражданской службе, одновременно по своей сути может представлять нарушение служебной дисциплины (например, использование имущества государственного органа в личных целях), данное деяние может квалифицироваться и как дисциплинарный проступок. Все это приводит к отсутствию правовой определенности в правоприменительной и судебной практике.