Деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами
Подборка наиболее важных документов по запросу Деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 2.4 "Административная ответственность должностных лиц" КоАП РФ"В данном случае заместитель генерального директора АО "Автоспецбаза" - главный инженер Волков Л.П. является субъектом вменяемого нарушения, поскольку осуществляет общее руководство природоохранной деятельностью АО "Автоспецбаза", а также обеспечивает исполнения обязательств общества по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами; контролирует соблюдения требований федерального, краевого законодательства и иных нормативных правовых актов при организации деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами; контролирует предоставление в контролирующие и надзорные органы отчетности (иных документов), предусмотренной государственной статистической отчетностью, системой государственного экологического мониторинга; обеспечивает исполнение иных обязанностей, предусмотренных действующим законодательством в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами; контролирует работу объектов общества по размещению отходов."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Возможен ли перенос/перераспределение исключения отрицательной корректировки фактической необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с ТКО на весь срок действия Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами?
("Официальный сайт ФАС России", 2025)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2025
("Официальный сайт ФАС России", 2025)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2025
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (январь 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Заключение контракта на основании пункта 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе явилось неправомерным, поскольку по существу предмет контракта дублировал заключенное соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Заключение контракта на основании пункта 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе явилось неправомерным, поскольку по существу предмет контракта дублировал заключенное соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)ГЛАВА V.1. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)ГЛАВА V.1. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ
Постановление Правительства РФ от 07.03.2025 N 293
"О порядке обращения с твердыми коммунальными отходами"
(вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами")VI. Особенности осуществления деятельности по обращению
"О порядке обращения с твердыми коммунальными отходами"
(вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами")VI. Особенности осуществления деятельности по обращению
Готовое решение: Как рассчитать сумму платы за НВОС при размещении отходов производства и потребления, хранении вскрышных и вмещающих горных пород, размещении побочных продуктов животноводства
(КонсультантПлюс, 2025)Плата за НВОС при размещении ТКО за отчетный год, которую вносят региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению, равна сумме платы по каждому классу опасности отходов, отнесенных к ТКО (п. п. 5, 9, 52 Правил исчисления и взимания платы за НВОС).
(КонсультантПлюс, 2025)Плата за НВОС при размещении ТКО за отчетный год, которую вносят региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению, равна сумме платы по каждому классу опасности отходов, отнесенных к ТКО (п. п. 5, 9, 52 Правил исчисления и взимания платы за НВОС).
Готовое решение: Как рассчитать и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду (до 31 августа 2023 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2023)За размещение твердых коммунальных отходов плату за НВОС вносят региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению. Для расчета платы за размещение твердых коммунальных отходов используйте формулы, приведенные в п. п. 18(1), 18(2) Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255. Плата за размещение твердых коммунальных отходов за год будет равна сумме платы по каждому классу опасности отходов (п. 1 ст. 16.1 Закона об охране окружающей среды, п. п. 5, 8, 14 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255).
(КонсультантПлюс, 2023)За размещение твердых коммунальных отходов плату за НВОС вносят региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению. Для расчета платы за размещение твердых коммунальных отходов используйте формулы, приведенные в п. п. 18(1), 18(2) Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255. Плата за размещение твердых коммунальных отходов за год будет равна сумме платы по каждому классу опасности отходов (п. 1 ст. 16.1 Закона об охране окружающей среды, п. п. 5, 8, 14 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255).
Статья: Проблемы соблюдения антимонопольного законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами
(Челышева Н.Ю., Парунина П.О.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 6)Применительно к деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами открытым остается вопрос о том, какие именно действия субъектов названной деятельности обладают признаками координации, а следовательно, порождают нарушения прав и законных интересов как собственников коммунальных отходов (частных лиц, в том числе граждан), так и субъектов предпринимательской деятельности, функционирующих на рынке оказания услуг по обращению с отходами (строительные отходы, транспортировщики, операторы, имеющие в пользовании объекты захоронения отходов и т.д.).
(Челышева Н.Ю., Парунина П.О.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 6)Применительно к деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами открытым остается вопрос о том, какие именно действия субъектов названной деятельности обладают признаками координации, а следовательно, порождают нарушения прав и законных интересов как собственников коммунальных отходов (частных лиц, в том числе граждан), так и субъектов предпринимательской деятельности, функционирующих на рынке оказания услуг по обращению с отходами (строительные отходы, транспортировщики, операторы, имеющие в пользовании объекты захоронения отходов и т.д.).
Статья: Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно Письму ФАС России от 08.07.2020 N ИА/57450/20, поскольку физические и юридические лица в соответствии с п. 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, не имеют возможности заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с иными хозяйствующими субъектами, кроме как с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, следует устанавливать доминирующее положение хозяйствующего субъекта - регионального оператора в соответствующей зоне деятельности. Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, утратили силу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.03.2025 N 293, утвердившим новые Правила (далее - Правила обращения с ТКО), согласно п. 7 которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем или юридическим лицом, уполномоченным действовать от своего имени и в интересах потребителя, и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО, в порядке, предусмотренном разд. II данных Правил.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно Письму ФАС России от 08.07.2020 N ИА/57450/20, поскольку физические и юридические лица в соответствии с п. 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, не имеют возможности заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с иными хозяйствующими субъектами, кроме как с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, следует устанавливать доминирующее положение хозяйствующего субъекта - регионального оператора в соответствующей зоне деятельности. Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, утратили силу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.03.2025 N 293, утвердившим новые Правила (далее - Правила обращения с ТКО), согласно п. 7 которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем или юридическим лицом, уполномоченным действовать от своего имени и в интересах потребителя, и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО, в порядке, предусмотренном разд. II данных Правил.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Так, например, согласно ст. 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 ноября 2016 г. N 79-гоз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственным полномочием по контролю за исполнением правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Пунктом 11.1 ст. 2 Закона ХМАО-Югры от 20 июля 2007 г. N 114-гоз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству" предусмотрено осуществление органами местного самоуправления надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с федеральным законодательством; осуществление контроля за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка (детей). В соответствии с Законом ХМАО-Югры от 12 октября 2005 г. N 74-гоз "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию и осуществлению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" органы местного самоуправления должны контролировать выполнение планов индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними детьми, находящимися в социально опасном положении.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Так, например, согласно ст. 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 ноября 2016 г. N 79-гоз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственным полномочием по контролю за исполнением правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Пунктом 11.1 ст. 2 Закона ХМАО-Югры от 20 июля 2007 г. N 114-гоз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству" предусмотрено осуществление органами местного самоуправления надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с федеральным законодательством; осуществление контроля за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка (детей). В соответствии с Законом ХМАО-Югры от 12 октября 2005 г. N 74-гоз "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию и осуществлению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" органы местного самоуправления должны контролировать выполнение планов индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними детьми, находящимися в социально опасном положении.
Готовое решение: Как заполнить декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2024 г.
(КонсультантПлюс, 2025)Заполните этот раздел, если вы оператор (региональный оператор) по обращению с твердыми коммунальными отходами и осуществляете деятельность по их размещению (примечание <9> к форме декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду). Раздел заполняется отдельно по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, объекту размещения отходов.
(КонсультантПлюс, 2025)Заполните этот раздел, если вы оператор (региональный оператор) по обращению с твердыми коммунальными отходами и осуществляете деятельность по их размещению (примечание <9> к форме декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду). Раздел заполняется отдельно по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, объекту размещения отходов.
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)В-третьих, формирование публичной собственности характерно для субъектов, действующих в убыточных и социально необходимых отраслях экономики. Сфера деятельности действующих публично-правовых компаний непосредственно затрагивает социально значимые либо государственно значимые отрасли. Так, ППК "РЭО" призвана предотвратить вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создать систему вторичной переработки и вовлечения в хозяйственный оборот сырья для изготовления новой продукции и получения энергии, стимулировать инвестиционную активность в сфере обращения твердых коммунальных отходов <387>. Деятельность ППК "Фонд" направлена на снижение рисков в отрасли строительства за счет информационной открытости для участников долевого строительства о состоянии рынка, а также на создание в России безопасного рынка долевого строительства <388>. ППК "Единый регулятор" создана в целях привлечения новых коммерческих источников финансирования профессионального и массового спорта в России, которые пострадали в результате эпидемии новой коронавирусной инфекции <389>. Деятельность ППК "Единый заказчик" направлена на завершение строительства объектов долгостроя; повышение эффективности государственных расходов за счет внедрения новых подходов к реализации строительных проектов; цифровую трансформацию строительной отрасли <390>. Целью ППК "ВСК" является обеспечение защиты государственных интересов при организации и осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов военной и социальной инфраструктуры <391>; ППК "Роскадастр" создана в целях выполнения для нужд государства всего комплекса геодезических и картографических работ, работ по наполнению фонда пространственных данных, создания единой электронной картографической основы, используемой в дальнейшем для оказания государственных услуг <392>.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)В-третьих, формирование публичной собственности характерно для субъектов, действующих в убыточных и социально необходимых отраслях экономики. Сфера деятельности действующих публично-правовых компаний непосредственно затрагивает социально значимые либо государственно значимые отрасли. Так, ППК "РЭО" призвана предотвратить вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создать систему вторичной переработки и вовлечения в хозяйственный оборот сырья для изготовления новой продукции и получения энергии, стимулировать инвестиционную активность в сфере обращения твердых коммунальных отходов <387>. Деятельность ППК "Фонд" направлена на снижение рисков в отрасли строительства за счет информационной открытости для участников долевого строительства о состоянии рынка, а также на создание в России безопасного рынка долевого строительства <388>. ППК "Единый регулятор" создана в целях привлечения новых коммерческих источников финансирования профессионального и массового спорта в России, которые пострадали в результате эпидемии новой коронавирусной инфекции <389>. Деятельность ППК "Единый заказчик" направлена на завершение строительства объектов долгостроя; повышение эффективности государственных расходов за счет внедрения новых подходов к реализации строительных проектов; цифровую трансформацию строительной отрасли <390>. Целью ППК "ВСК" является обеспечение защиты государственных интересов при организации и осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов военной и социальной инфраструктуры <391>; ППК "Роскадастр" создана в целях выполнения для нужд государства всего комплекса геодезических и картографических работ, работ по наполнению фонда пространственных данных, создания единой электронной картографической основы, используемой в дальнейшем для оказания государственных услуг <392>.