Депутат представительного органа муниципального обрАзования конфликт интересов
Подборка наиболее важных документов по запросу Депутат представительного органа муниципального обрАзования конфликт интересов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Конфликт интересов на муниципальной службе
(КонсультантПлюс, 2025)"...Удовлетворяя административный иск прокурора, суд усмотрел конфликт интересов в поведении депутата К., участвовавшей в сессиях представительного органа муниципального образования при рассмотрении вопроса о внесении изменений в Положение об оплате труда муниципальных служащих и голосовавшей за их принятие, в то время как ее мать... замещала должность муниципального служащего органа местного самоуправления...
(КонсультантПлюс, 2025)"...Удовлетворяя административный иск прокурора, суд усмотрел конфликт интересов в поведении депутата К., участвовавшей в сессиях представительного органа муниципального образования при рассмотрении вопроса о внесении изменений в Положение об оплате труда муниципальных служащих и голосовавшей за их принятие, в то время как ее мать... замещала должность муниципального служащего органа местного самоуправления...
Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 20.12.2022 N 88а-26275/2022 (УИД 63RS0031-01-2021-009954-79)
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: Об оспаривании бездействия думы городского округа.
Обстоятельства: Прокуратурой в ходе проведения проверки соблюдения антикоррупционного законодательства установлено, что лицо, являясь руководителем муниципального бюджетного учреждения, несвоевременно направило в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению думы городского округа уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов.
Решение: Отказано.Тогда как возложение на административного ответчика обязанности рассмотреть на заседании Думы городского округа Тольятти представления прокурора, в котором фактически ставится вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата П. в связи с непринятием последним мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, представляет собой вмешательство в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования, которому законом предоставлено право принятия самостоятельного решения по данному вопросу (пункт 10 части 10 статьи 35 Закона N 131-ФЗ), что, однако, как указано выше, не исключает прекращения таких полномочий в судебном порядке.
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: Об оспаривании бездействия думы городского округа.
Обстоятельства: Прокуратурой в ходе проведения проверки соблюдения антикоррупционного законодательства установлено, что лицо, являясь руководителем муниципального бюджетного учреждения, несвоевременно направило в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению думы городского округа уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов.
Решение: Отказано.Тогда как возложение на административного ответчика обязанности рассмотреть на заседании Думы городского округа Тольятти представления прокурора, в котором фактически ставится вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата П. в связи с непринятием последним мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, представляет собой вмешательство в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования, которому законом предоставлено право принятия самостоятельного решения по данному вопросу (пункт 10 части 10 статьи 35 Закона N 131-ФЗ), что, однако, как указано выше, не исключает прекращения таких полномочий в судебном порядке.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Например, широкую практику в последнее время получили административные исковые заявления прокуроров о признании незаконным бездействия органов представительной власти муниципальных образований по прекращению полномочий депутатов в связи с совершением ими проступков по неурегулированию возникшего конфликта интересов.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Например, широкую практику в последнее время получили административные исковые заявления прокуроров о признании незаконным бездействия органов представительной власти муниципальных образований по прекращению полномочий депутатов в связи с совершением ими проступков по неурегулированию возникшего конфликта интересов.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2019 N 29-П
"По делу о проверке конституционности положения абзаца первого пункта 1 статьи 2 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина О.В. Сухова"Одновременно требованиями Конституции Российской Федерации напрямую предопределяется обязанность законодателя создать на основе принципов равенства, справедливости и соразмерности надлежащий механизм разрешения возможных конфликтов интересов при занятии адвокатом должности депутата представительного органа местного самоуправления на непостоянной основе, обеспечивая при этом баланс конституционных ценностей, связанных с гарантированием независимости и особой публично-правовой функции адвокатуры, самостоятельности и конституционной важности осуществляемой адвокатом юридической помощи и одновременно - защиты представляемых избранным муниципальным депутатом лицом, обладающим статусом адвоката, прав местного самоуправления, включая права населения муниципального образования. В этом плане главная задача законодателя, вытекающая из Конституции Российской Федерации, - не устанавливать запреты, ограничения, а вырабатывать эффективные механизмы взаимодействия адвокатуры и местного самоуправления, преодолевать возможные конфликты интересов при совмещении статуса адвоката с исполнением полномочий муниципального депутата на неосвобожденной основе.
"По делу о проверке конституционности положения абзаца первого пункта 1 статьи 2 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина О.В. Сухова"Одновременно требованиями Конституции Российской Федерации напрямую предопределяется обязанность законодателя создать на основе принципов равенства, справедливости и соразмерности надлежащий механизм разрешения возможных конфликтов интересов при занятии адвокатом должности депутата представительного органа местного самоуправления на непостоянной основе, обеспечивая при этом баланс конституционных ценностей, связанных с гарантированием независимости и особой публично-правовой функции адвокатуры, самостоятельности и конституционной важности осуществляемой адвокатом юридической помощи и одновременно - защиты представляемых избранным муниципальным депутатом лицом, обладающим статусом адвоката, прав местного самоуправления, включая права населения муниципального образования. В этом плане главная задача законодателя, вытекающая из Конституции Российской Федерации, - не устанавливать запреты, ограничения, а вырабатывать эффективные механизмы взаимодействия адвокатуры и местного самоуправления, преодолевать возможные конфликты интересов при совмещении статуса адвоката с исполнением полномочий муниципального депутата на неосвобожденной основе.
Статья: О распространении на членов избирательных комиссий обязанности уведомлять о конфликте интересов
(Акунченко Е.А., Дамм И.А., Роньжина О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 11)Представляется, что подобное ранжирование лиц, обязанных сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта, не соответствует целям противодействия коррупции в сфере публичного управления. Непосредственное исполнение должностными лицами полномочий органов публичной власти в равной степени связано с возможностью возникновения конфликта интересов независимо от того, на какой основе (постоянной или непостоянной) такие лица замещают соответствующие должности. Различие между основами замещения государственной (муниципальной) должности кроется не в объеме должностных полномочий, а в социальном, финансовом и материально-техническом обеспечении их осуществления. Особенно ярко данное различие проявляется в деятельности коллегиальных органов, например законодательного органа субъекта РФ, представительного органа муниципального образования, избирательной комиссии и др.
(Акунченко Е.А., Дамм И.А., Роньжина О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 11)Представляется, что подобное ранжирование лиц, обязанных сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта, не соответствует целям противодействия коррупции в сфере публичного управления. Непосредственное исполнение должностными лицами полномочий органов публичной власти в равной степени связано с возможностью возникновения конфликта интересов независимо от того, на какой основе (постоянной или непостоянной) такие лица замещают соответствующие должности. Различие между основами замещения государственной (муниципальной) должности кроется не в объеме должностных полномочий, а в социальном, финансовом и материально-техническом обеспечении их осуществления. Особенно ярко данное различие проявляется в деятельности коллегиальных органов, например законодательного органа субъекта РФ, представительного органа муниципального образования, избирательной комиссии и др.
Статья: "Методичка" по применению антикоррупционных стандартов для участников СВО
(Данилова В.В.)
("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Если эта обобщенная информация не содержит персональных данных, позволяющих идентифицировать конкретного сенатора РФ, депутата Госдумы РФ, депутата законодательного органа субъекта РФ, депутата представительного органа муниципального образования и членов их семей, и данных, позволяющих индивидуализировать принадлежащее им имущество, размещение такой информации на соответствующих официальных сайтах в Интернете не будет противоречить Указу.
(Данилова В.В.)
("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Если эта обобщенная информация не содержит персональных данных, позволяющих идентифицировать конкретного сенатора РФ, депутата Госдумы РФ, депутата законодательного органа субъекта РФ, депутата представительного органа муниципального образования и членов их семей, и данных, позволяющих индивидуализировать принадлежащее им имущество, размещение такой информации на соответствующих официальных сайтах в Интернете не будет противоречить Указу.
Статья: Верховный Суд о родственных связях при занятии должностей муниципальной службы
(Галина Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 10)Вопрос возможности возникновения конфликта интересов в ситуации родства депутата представительного органа и главы муниципального образования при участии депутата в голосовании по некоторым вопросам стал предметом судебного рассмотрения в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 10.07.2024 N 59-КАД24-3-К9. Обстоятельства дела следующие.
(Галина Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 10)Вопрос возможности возникновения конфликта интересов в ситуации родства депутата представительного органа и главы муниципального образования при участии депутата в голосовании по некоторым вопросам стал предметом судебного рассмотрения в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 10.07.2024 N 59-КАД24-3-К9. Обстоятельства дела следующие.
Статья: Премирование главы местного самоуправления и конфликт интересов
(Галина Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 7)На примере двух судебных дел, инициированных прокуратурой, можно сделать вывод: нужно разделять полномочия представительного органа муниципального образования, в рассматриваемых случаях - относящиеся к компетенции Думы района или Совета депутатов сельсовета и главы муниципального образования.
(Галина Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 7)На примере двух судебных дел, инициированных прокуратурой, можно сделать вывод: нужно разделять полномочия представительного органа муниципального образования, в рассматриваемых случаях - относящиеся к компетенции Думы района или Совета депутатов сельсовета и главы муниципального образования.