Депутат муниципального обрАзования возраст
Подборка наиболее важных документов по запросу Депутат муниципального обрАзования возраст (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принципы избирательного права
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Принцип всеобщего избирательного права включает в себя всеобщее активное избирательное право (право избирать) и всеобщее пассивное избирательное право (право быть избранным). Конституцией РФ и избирательным законодательством установлены общие условия реализации данных видов избирательного права. Так, в соответствии с п. 1 ст. 4 Закона об основных гарантиях гражданин РФ, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Принцип всеобщего избирательного права включает в себя всеобщее активное избирательное право (право избирать) и всеобщее пассивное избирательное право (право быть избранным). Конституцией РФ и избирательным законодательством установлены общие условия реализации данных видов избирательного права. Так, в соответствии с п. 1 ст. 4 Закона об основных гарантиях гражданин РФ, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом.
Статья: Правовой статус органов местного самоуправления в Аргентине
(Комлев Е.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 4)Примечательно, что статус местных органов власти может отличаться не только в разных провинциях, но и в рамках одного субъекта федерации. Распространенным подходом к правовому регулированию местного самоуправления является предоставление определенной категории муниципальных образований права принимать свои органические уставы. В случае принятия таких уставов (по усложненной процедуре) муниципальные образования фактически самостоятельно регулируют большинство элементов правового статуса органов местного самоуправления. Например, по общему правилу кандидаты на должность мэра или депутата в муниципальных образованиях провинции Мисьонес должны достичь возраста двадцати двух и восемнадцати лет, соответственно, а также проживать в соответствующем муниципальном образовании в течение предшествующих выборам двух лет. Однако муниципальные образования, принявшие органический устав, могут изменить это правило. Например, Органический устав муниципия Посадас устанавливает повышенные требования к возрасту муниципальных депутатов - 22 года <10>, в то время как Органическим уставом муниципия Монтекарло этой же провинции установлено, что, чтобы быть избранным мэром, вице-мэром и депутатом, необходимо быть гражданином Аргентины, уроженцем, натурализованным или по выбору с пятилетним "стажем" гражданства, быть совершеннолетним и иметь пять лет непосредственного проживания в муниципии, а также быть муниципальным налогоплательщиком <11>.
(Комлев Е.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 4)Примечательно, что статус местных органов власти может отличаться не только в разных провинциях, но и в рамках одного субъекта федерации. Распространенным подходом к правовому регулированию местного самоуправления является предоставление определенной категории муниципальных образований права принимать свои органические уставы. В случае принятия таких уставов (по усложненной процедуре) муниципальные образования фактически самостоятельно регулируют большинство элементов правового статуса органов местного самоуправления. Например, по общему правилу кандидаты на должность мэра или депутата в муниципальных образованиях провинции Мисьонес должны достичь возраста двадцати двух и восемнадцати лет, соответственно, а также проживать в соответствующем муниципальном образовании в течение предшествующих выборам двух лет. Однако муниципальные образования, принявшие органический устав, могут изменить это правило. Например, Органический устав муниципия Посадас устанавливает повышенные требования к возрасту муниципальных депутатов - 22 года <10>, в то время как Органическим уставом муниципия Монтекарло этой же провинции установлено, что, чтобы быть избранным мэром, вице-мэром и депутатом, необходимо быть гражданином Аргентины, уроженцем, натурализованным или по выбору с пятилетним "стажем" гражданства, быть совершеннолетним и иметь пять лет непосредственного проживания в муниципии, а также быть муниципальным налогоплательщиком <11>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению назначенного референдума. До назначения референдума в действиях по подготовке и проведению референдума имеет право принимать участие гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет.
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению назначенного референдума. До назначения референдума в действиях по подготовке и проведению референдума имеет право принимать участие гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)В закон субъекта Российской Федерации о ежемесячной доплате к пенсии лицам, замещавшим государственные и муниципальные должности субъекта Российской Федерации, были внесены изменения, согласно которым право на доплату к пенсии в соответствии с уставом муниципального образования имеют лица, освобожденные от должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), осуществлявшие не менее одного года полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигшие пенсионного возраста 55 и 60 лет (женщины и мужчины соответственно) или потерявшие трудоспособность, за исключением лиц, освобожденных от замещаемой муниципальной должности по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым ч. 16 ст. 35, пп. 2.1, 3, 6 - 9 ч. 6, ч. 6.1 ст. 36, ч. 7.1, пп. 5 - 8 ч. 10, ч. 10.1 ст. 40, чч. 1 и 2 ст. 73 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)В закон субъекта Российской Федерации о ежемесячной доплате к пенсии лицам, замещавшим государственные и муниципальные должности субъекта Российской Федерации, были внесены изменения, согласно которым право на доплату к пенсии в соответствии с уставом муниципального образования имеют лица, освобожденные от должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), осуществлявшие не менее одного года полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигшие пенсионного возраста 55 и 60 лет (женщины и мужчины соответственно) или потерявшие трудоспособность, за исключением лиц, освобожденных от замещаемой муниципальной должности по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым ч. 16 ст. 35, пп. 2.1, 3, 6 - 9 ч. 6, ч. 6.1 ст. 36, ч. 7.1, пп. 5 - 8 ч. 10, ч. 10.1 ст. 40, чч. 1 и 2 ст. 73 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)5) нарушения требований законодательства Российской Федерации при осуществлении возложенных на него должностных полномочий или злоупотребления должностными полномочиями, если за решение о досрочном освобождении такого должностного лица проголосует большинство от установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа;
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)5) нарушения требований законодательства Российской Федерации при осуществлении возложенных на него должностных полномочий или злоупотребления должностными полномочиями, если за решение о досрочном освобождении такого должностного лица проголосует большинство от установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа;
Статья: Правовой статус депутата
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий депутата (в том числе досрочно). При этом в случае, если уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ предусмотрено предоставление лицам, замещающим муниципальные должности, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), соответствующие положения устава муниципального образования распространяются только на лиц, осуществляющих полномочия на постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период замещения муниципальной должности, и не могут предусматривать предоставление указанных гарантий лицам, которые замещали муниципальные должности и полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных законодательством РФ о противодействии коррупции, либо по основаниям, предусмотренным п. п. 1 - 3 ч. 1 ст. 21, п. п. 6, 7 и 10 ч. 1 и ч. 2 ст. 30 Закона о местном самоуправлении (ч. 3 ст. 26 Закона о местном самоуправлении).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий депутата (в том числе досрочно). При этом в случае, если уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ предусмотрено предоставление лицам, замещающим муниципальные должности, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), соответствующие положения устава муниципального образования распространяются только на лиц, осуществляющих полномочия на постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период замещения муниципальной должности, и не могут предусматривать предоставление указанных гарантий лицам, которые замещали муниципальные должности и полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных законодательством РФ о противодействии коррупции, либо по основаниям, предусмотренным п. п. 1 - 3 ч. 1 ст. 21, п. п. 6, 7 и 10 ч. 1 и ч. 2 ст. 30 Закона о местном самоуправлении (ч. 3 ст. 26 Закона о местном самоуправлении).
Статья: Возраст гражданина Российской Федерации как избирательный ценз
(Фролова Т.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)В зависимости от уровня должности, на которую претендует гражданин, возраст приобретения пассивного избирательного права в соответствии с Конституцией РФ, федеральным и региональным законодательством подразделяется: на 35 лет (для поста Президента Российской Федерации); 30 лет (для должности высшего должностного лица субъекта РФ); 21 год (для депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации); 18 лет (для депутата представительного органа муниципального образования).
(Фролова Т.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)В зависимости от уровня должности, на которую претендует гражданин, возраст приобретения пассивного избирательного права в соответствии с Конституцией РФ, федеральным и региональным законодательством подразделяется: на 35 лет (для поста Президента Российской Федерации); 30 лет (для должности высшего должностного лица субъекта РФ); 21 год (для депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации); 18 лет (для депутата представительного органа муниципального образования).
Статья: Депутат
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Всеобщее избирательное право позволяет совершеннолетнему гражданину РФ избирать и быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, а по достижении 21-летнего возраста - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти (ст. 97 Конституции РФ, п. 1 ст. 4 Закона об основных гарантиях избирательных прав).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Всеобщее избирательное право позволяет совершеннолетнему гражданину РФ избирать и быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, а по достижении 21-летнего возраста - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти (ст. 97 Конституции РФ, п. 1 ст. 4 Закона об основных гарантиях избирательных прав).
Статья: Особенности организации местного самоуправления в единой системе публичной власти Российской Федерации
(Пиценко А.И.)
("Современное право", 2025, N 7)Нововведением правового акта становится положение о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования в связи с утратой доверия Президента РФ. При этом необходимо отметить, что правовой механизм отзыва населением главы муниципального образования, равно как и депутата, члена выборного органа местного самоуправления, в законе не предусмотрен.
(Пиценко А.И.)
("Современное право", 2025, N 7)Нововведением правового акта становится положение о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования в связи с утратой доверия Президента РФ. При этом необходимо отметить, что правовой механизм отзыва населением главы муниципального образования, равно как и депутата, члена выборного органа местного самоуправления, в законе не предусмотрен.
Статья: Повышение профессионализма глав муниципальных образований посредством совершенствования законодательства о выборах
(Фурса Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)В качестве примера проанализируем данные ГАС "Выборы" о кандидатах на должность главы города Саяногорска Республики Хакасии <3> за 20 лет (5 избирательных кампаний). В выборах участвовали: 29 кандидатов (24 человека), 18 мужчин, 6 женщин, средний возраст - 40 лет, действующие депутаты - 3, общественный деятель - 1, временно неработающие - 3, пенсионеры - 2, индивидуальные предприниматели - 4, рядовые сотрудники - 6, руководители в разных организациях - 8. В 2008 и 2013 годах у большинства было высшее образование, в 2018 и 2022 гг. - 12 из 13 кандидатов указали местом учебы образовательную организацию высшего образования. Победителем в 2004, 2008, 2013 гг. становился исполняющий обязанности, глава муниципального образования, в 39, 43 и 48 лет соответственно. В 2018 году победу одержал продюсер рекламного агентства, депутат городского совета, 45 лет. В 2022 году главой города избран директор по связям с общественностью и государственными органами градообразующего предприятия, депутат городского совета, 44 года. Несмотря на незначительность выборки, можно заключить, что представленные избирателям сведения об избранных в последующем главах соответствуют усредненным статистическим показателям кандидатского пула и не могут сформировать у голосующего полный образ претендента.
(Фурса Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)В качестве примера проанализируем данные ГАС "Выборы" о кандидатах на должность главы города Саяногорска Республики Хакасии <3> за 20 лет (5 избирательных кампаний). В выборах участвовали: 29 кандидатов (24 человека), 18 мужчин, 6 женщин, средний возраст - 40 лет, действующие депутаты - 3, общественный деятель - 1, временно неработающие - 3, пенсионеры - 2, индивидуальные предприниматели - 4, рядовые сотрудники - 6, руководители в разных организациях - 8. В 2008 и 2013 годах у большинства было высшее образование, в 2018 и 2022 гг. - 12 из 13 кандидатов указали местом учебы образовательную организацию высшего образования. Победителем в 2004, 2008, 2013 гг. становился исполняющий обязанности, глава муниципального образования, в 39, 43 и 48 лет соответственно. В 2018 году победу одержал продюсер рекламного агентства, депутат городского совета, 45 лет. В 2022 году главой города избран директор по связям с общественностью и государственными органами градообразующего предприятия, депутат городского совета, 44 года. Несмотря на незначительность выборки, можно заключить, что представленные избирателям сведения об избранных в последующем главах соответствуют усредненным статистическим показателям кандидатского пула и не могут сформировать у голосующего полный образ претендента.
Статья: Конституционно-правовые основы участия молодежи в принятии и исполнении государственных решений
(Савицкая О.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 12)Так, например, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <9> право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, участвовать в предусмотренных законом других избирательных действиях, а также действиях по подготовке и проведению назначенного референдума имеет гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет. Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста, при этом на день голосования на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год.
(Савицкая О.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 12)Так, например, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <9> право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, участвовать в предусмотренных законом других избирательных действиях, а также действиях по подготовке и проведению назначенного референдума имеет гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет. Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста, при этом на день голосования на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год.
Статья: Политико-правовой анализ гендерного вопроса при реализации политических прав женщинами в России
(Митяева Ю.В., Видова Т.А., Головастова Ю.А.)
("Современное право", 2024, N 5)В соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении определенного возраста быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом <5>. Также законом определено, что гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др.
(Митяева Ю.В., Видова Т.А., Головастова Ю.А.)
("Современное право", 2024, N 5)В соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении определенного возраста быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом <5>. Также законом определено, что гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др.
Статья: Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан в системе социально-обеспечительного законодательства
(Башурова Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)<57> Схожее правило ранее предусматривалось утратившей силу ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могли устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривавшие расходование средств местных бюджетов, могли устанавливаться только в отношении лиц, осуществлявших вышеуказанные полномочия на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не подлежали применению в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным законодательством. (Доступ из СПС "КонсультантПлюс".)
(Башурова Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)<57> Схожее правило ранее предусматривалось утратившей силу ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могли устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривавшие расходование средств местных бюджетов, могли устанавливаться только в отношении лиц, осуществлявших вышеуказанные полномочия на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не подлежали применению в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным законодательством. (Доступ из СПС "КонсультантПлюс".)