Декриминализация лесной отрасли
Подборка наиболее важных документов по запросу Декриминализация лесной отрасли (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обеспечение законности в сфере экспорта лесных ресурсов средствами прокурорского надзора
(Диканова Т.А., Сизеева О.В.)
("Законность", 2023, N 9)Нужно отметить важное значение роли транспортных прокуроров в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с рассматриваемой преступностью, межведомственных групп по противодействию правонарушениям и преступлениям в области экономики и в таможенной сфере, в состав которых включены представители таможенных органов, органов внутренних дел на транспорте, подразделений ФСБ России СК России на транспорте; организации взаимного обмена информацией о нарушениях законодательства в сфере оборота древесины с пограничными органами и территориальными подразделениями Росприроднадзора, окружными департаментами лесного хозяйства. Актуален вопрос взаимодействия транспортных, природоохранных и территориальных прокуратур, их активное участие в мероприятиях, проводимых региональными и местными властями в указанной сфере, проведение ими совместных анализов состояния законности. Перспективной представляется разработка совместных с природоохранными и территориальными прокуратурами планов декриминализации лесной отрасли по различным регионам России.
(Диканова Т.А., Сизеева О.В.)
("Законность", 2023, N 9)Нужно отметить важное значение роли транспортных прокуроров в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с рассматриваемой преступностью, межведомственных групп по противодействию правонарушениям и преступлениям в области экономики и в таможенной сфере, в состав которых включены представители таможенных органов, органов внутренних дел на транспорте, подразделений ФСБ России СК России на транспорте; организации взаимного обмена информацией о нарушениях законодательства в сфере оборота древесины с пограничными органами и территориальными подразделениями Росприроднадзора, окружными департаментами лесного хозяйства. Актуален вопрос взаимодействия транспортных, природоохранных и территориальных прокуратур, их активное участие в мероприятиях, проводимых региональными и местными властями в указанной сфере, проведение ими совместных анализов состояния законности. Перспективной представляется разработка совместных с природоохранными и территориальными прокуратурами планов декриминализации лесной отрасли по различным регионам России.
Статья: Некоторые проблемы применения технических средств таможенного контроля в отношении лесоматериалов
(Демура Е.А., Муленков Д.В.)
("Таможенное дело", 2023, N 1)Экспорт лесной продукции является одним из основных направлений российского товарооборота. Известно, что в Российской Федерации достаточно большой запас древесины, основными покупателями которой выступают Китай (44% всего экспортного круглого дерева и 53% экспортных пиломатериалов), Финляндия (41% от общего объема экспорта круглого леса), Узбекистан (7,2%), Сингапур (5,7%), Азербайджан (3,5%) и другие страны. Но ввиду неоднозначной геополитической ситуации, происходящей в мире, и неправомерной санкционной политики в отношении нашей страны основным покупателем на данный момент выступает КНДР <1>. Но также стоит отметить и значительное увеличение контрабанды леса. Как отмечает ФТС России, только за 8 месяцев 2021 г. была предотвращена контрабанда леса объемом около 20 тысяч кубометров стоимостью около 250 миллионов рублей <2>. Так, например, для сравнения можно привести данные по одному из случаев незаконного перемещения лесоматериалов в 2022 г., а именно вывоз более 200 тысяч кубометров древесины общей стоимостью примерно в 1,4 миллиарда рублей <3>. В связи с этим с 1 июля 2021 г. были введены экспортные пошлины на отдельные виды древесины и пиломатериалов, а также был введен в действие Указ Президента РФ от 8 марта 2022 г. N 100 "О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности", в котором установлен запрет на экспорт некоторых видов древесины, а именно древесины в виде щепок и стружек и необработанных лесоматериалов <4>. Данная мера направлена на сохранение лесных ресурсов и богатства нашей страны для будущих поколений, стимулирование глубокой лесопереработки российскими предприятиями, а также содействие декриминализации лесной отрасли. Полагаем, что во многом и таких мер на сегодняшний день недостаточно.
(Демура Е.А., Муленков Д.В.)
("Таможенное дело", 2023, N 1)Экспорт лесной продукции является одним из основных направлений российского товарооборота. Известно, что в Российской Федерации достаточно большой запас древесины, основными покупателями которой выступают Китай (44% всего экспортного круглого дерева и 53% экспортных пиломатериалов), Финляндия (41% от общего объема экспорта круглого леса), Узбекистан (7,2%), Сингапур (5,7%), Азербайджан (3,5%) и другие страны. Но ввиду неоднозначной геополитической ситуации, происходящей в мире, и неправомерной санкционной политики в отношении нашей страны основным покупателем на данный момент выступает КНДР <1>. Но также стоит отметить и значительное увеличение контрабанды леса. Как отмечает ФТС России, только за 8 месяцев 2021 г. была предотвращена контрабанда леса объемом около 20 тысяч кубометров стоимостью около 250 миллионов рублей <2>. Так, например, для сравнения можно привести данные по одному из случаев незаконного перемещения лесоматериалов в 2022 г., а именно вывоз более 200 тысяч кубометров древесины общей стоимостью примерно в 1,4 миллиарда рублей <3>. В связи с этим с 1 июля 2021 г. были введены экспортные пошлины на отдельные виды древесины и пиломатериалов, а также был введен в действие Указ Президента РФ от 8 марта 2022 г. N 100 "О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности", в котором установлен запрет на экспорт некоторых видов древесины, а именно древесины в виде щепок и стружек и необработанных лесоматериалов <4>. Данная мера направлена на сохранение лесных ресурсов и богатства нашей страны для будущих поколений, стимулирование глубокой лесопереработки российскими предприятиями, а также содействие декриминализации лесной отрасли. Полагаем, что во многом и таких мер на сегодняшний день недостаточно.
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Объект преступления - общественные отношения в сфере охраны лесов, а также иной растительности (деревьев и кустарников). Леса покрывают значительную часть территории России (46,6%), а произрастающие в них породы деревьев и кустарников в силу востребованности древесины на внутреннем и мировом рынках давно стали притягательны для нелегального оборота. В этой связи декриминализация лесной отрасли является актуальной государственной задачей. В УК РФ установлена ответственность как за незаконную рубку лесных насаждений (ст. 260 УК РФ), так и за незаконный оборот древесины (ст. 191.1 УК РФ). В структуре экологической преступности доля незаконных рубок лесных насаждений превышает 80%. При этом нарушаются интересы государства, поскольку лесные ресурсы сокращаются, а расходы на восстановление подвергнувшихся вырубке территорий возрастают. Экологические интересы общества претерпевают ущерб, поскольку природные ресурсы представляют собой общенародное достояние. Незаконные рубки лесных насаждений влекут за собой и экономический ущерб, поскольку нелегальная предпринимательская деятельность не влечет за собой налоговых поступлений.
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Объект преступления - общественные отношения в сфере охраны лесов, а также иной растительности (деревьев и кустарников). Леса покрывают значительную часть территории России (46,6%), а произрастающие в них породы деревьев и кустарников в силу востребованности древесины на внутреннем и мировом рынках давно стали притягательны для нелегального оборота. В этой связи декриминализация лесной отрасли является актуальной государственной задачей. В УК РФ установлена ответственность как за незаконную рубку лесных насаждений (ст. 260 УК РФ), так и за незаконный оборот древесины (ст. 191.1 УК РФ). В структуре экологической преступности доля незаконных рубок лесных насаждений превышает 80%. При этом нарушаются интересы государства, поскольку лесные ресурсы сокращаются, а расходы на восстановление подвергнувшихся вырубке территорий возрастают. Экологические интересы общества претерпевают ущерб, поскольку природные ресурсы представляют собой общенародное достояние. Незаконные рубки лесных насаждений влекут за собой и экономический ущерб, поскольку нелегальная предпринимательская деятельность не влечет за собой налоговых поступлений.
Статья: Декриминализация национальной экономики в условиях пандемии коронавируса
(Гладких В.И., Сухаренко А.Н.)
("Российский следователь", 2021, N 2)В октябре 2020 г. Правительство РФ утвердило план мероприятий по декриминализации и развитию лесного комплекса. Согласно документу с 1 января 2022 г. будет введен запрет на вывоз из страны необработанной древесины. В свою очередь, к декабрю 2021 г. планируется создать Федеральную государственную информационную систему лесного комплекса (ФГИС ЛК), предусматривающую введение лесного реестра в электронной форме по единым для всех регионов правилам. В числе мер по декриминализации лесной отрасли будет установлен запрет на нахождение в лесу лиц с техникой и лесовозами без разрешительных документов на ведение вырубки. В этой связи МВД и Генеральной прокуратуре предстоит разработать законопроект, позволяющий осуществлять их конфискацию в случае нарушений <20>.
(Гладких В.И., Сухаренко А.Н.)
("Российский следователь", 2021, N 2)В октябре 2020 г. Правительство РФ утвердило план мероприятий по декриминализации и развитию лесного комплекса. Согласно документу с 1 января 2022 г. будет введен запрет на вывоз из страны необработанной древесины. В свою очередь, к декабрю 2021 г. планируется создать Федеральную государственную информационную систему лесного комплекса (ФГИС ЛК), предусматривающую введение лесного реестра в электронной форме по единым для всех регионов правилам. В числе мер по декриминализации лесной отрасли будет установлен запрет на нахождение в лесу лиц с техникой и лесовозами без разрешительных документов на ведение вырубки. В этой связи МВД и Генеральной прокуратуре предстоит разработать законопроект, позволяющий осуществлять их конфискацию в случае нарушений <20>.
Статья: О некоторых реализуемых в Российской Федерации мерах по предупреждению и пресечению преступлений, оказывающих воздействие на окружающую среду, в рамках международной экологической повестки
(Добрецов Д.Г.)
("Экологическое право", 2023, N 1)Предпринимаемые в Российской Федерации усилия по предупреждению и пресечению преступлений, оказывающих воздействие на окружающую среду, достигнутые за счет эффективного межведомственного взаимодействия и координации концентрации внимания всех уполномоченных государственных органов, включая прокуратуру Российской Федерации, на наиболее актуальных задачах противодействия экологической преступности, к каковым в последние годы относилась, например, декриминализация лесной отрасли, возымели положительное влияние на ее динамику в последние годы: в 2021 г. в Российской Федерации было зарегистрировано на 10,5% меньше экологических преступлений, чем в 2020 г., снижение этого показателя за последние 10 лет составило 26,4%, а в 15-летнем периоде - более чем вдвое.
(Добрецов Д.Г.)
("Экологическое право", 2023, N 1)Предпринимаемые в Российской Федерации усилия по предупреждению и пресечению преступлений, оказывающих воздействие на окружающую среду, достигнутые за счет эффективного межведомственного взаимодействия и координации концентрации внимания всех уполномоченных государственных органов, включая прокуратуру Российской Федерации, на наиболее актуальных задачах противодействия экологической преступности, к каковым в последние годы относилась, например, декриминализация лесной отрасли, возымели положительное влияние на ее динамику в последние годы: в 2021 г. в Российской Федерации было зарегистрировано на 10,5% меньше экологических преступлений, чем в 2020 г., снижение этого показателя за последние 10 лет составило 26,4%, а в 15-летнем периоде - более чем вдвое.