Дедушкина оговорка
Подборка наиболее важных документов по запросу Дедушкина оговорка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об исчислении срока действия положительного результата тестирования физлица - неквалифицированного инвестора и применении "дедушкиной оговорки".
(Письмо Банка России от 03.09.2025 N 59-8-1/39298)Вопрос: Пунктом 3 ст. 51.2-1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) установлено, что положительный результат тестирования физического лица действует пять лет со дня его получения, или со дня совершения последней сделки (заключения последнего договора), в отношении которой (которого) проведено тестирование, или со дня подачи последнего поручения на совершение сделки (заключение договора), в отношении которой (которого) проведено тестирование, либо осуществления иного действия, необходимого для ее (его) совершения (заключения), в зависимости от того, какое событие наступило позднее.
(Письмо Банка России от 03.09.2025 N 59-8-1/39298)Вопрос: Пунктом 3 ст. 51.2-1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) установлено, что положительный результат тестирования физического лица действует пять лет со дня его получения, или со дня совершения последней сделки (заключения последнего договора), в отношении которой (которого) проведено тестирование, или со дня подачи последнего поручения на совершение сделки (заключение договора), в отношении которой (которого) проведено тестирование, либо осуществления иного действия, необходимого для ее (его) совершения (заключения), в зависимости от того, какое событие наступило позднее.
Статья: Правовые гарантии для иностранных инвесторов в условиях действия контрсанкционных мер экономического характера
(Мильчакова О.В.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)Базовый перечень данных гарантий общего вида <7> содержится в Федеральном законе от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" <8> (далее - Закон об иностранных инвестициях) и включает гарантии: правовой защиты; возмещения убытков; инвестирования в любых допустимых законодательством формах; получения справедливой компенсации при национализации (реквизиции) имущества; освобождения от применения закона, ухудшающего положение инвестора (налогового, таможенного), так называемая стабилизационная, или "дедушкина", оговорка; разрешение спора исходя из международного договора, в международном арбитраже (третейском суде); возможность беспрепятственного перевода дохода и прибыли за рубеж, приобретения ценных бумаг; право на участие в приватизации; возможность приобретения прав на природные ресурсы (помимо прав на добычу (вылов) водных биоресурсов, приграничных земельных участков и земель с особым режимом); льготы по уплате таможенных платежей.
(Мильчакова О.В.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)Базовый перечень данных гарантий общего вида <7> содержится в Федеральном законе от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" <8> (далее - Закон об иностранных инвестициях) и включает гарантии: правовой защиты; возмещения убытков; инвестирования в любых допустимых законодательством формах; получения справедливой компенсации при национализации (реквизиции) имущества; освобождения от применения закона, ухудшающего положение инвестора (налогового, таможенного), так называемая стабилизационная, или "дедушкина", оговорка; разрешение спора исходя из международного договора, в международном арбитраже (третейском суде); возможность беспрепятственного перевода дохода и прибыли за рубеж, приобретения ценных бумаг; право на участие в приватизации; возможность приобретения прав на природные ресурсы (помимо прав на добычу (вылов) водных биоресурсов, приграничных земельных участков и земель с особым режимом); льготы по уплате таможенных платежей.
Нормативные акты
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 5 (2023)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)Автор заявляла, что в 2005 году, за год до рождения ее второго ребенка, правительство провело реформу под девизом: "От пособий к трудоустройству", в частности приняло Закон о занятости и трудовых отношениях (Трудоустройство получателей социальных пособий и другие меры), а в 2006 году - последующие поправки к нему. В результате принятия этих поправок с 1 января 2013 года максимальный возраст детей, родители которых имеют право на получение детского пособия, был понижен с 16 до 8 лет в случае, если ребенок воспитывается одним родителем, и до 6 лет в случае родителей, состоящих в постоянных отношениях. В поправки были включены переходные положения, согласно которым на тех лиц, которые уже получали выплаты по состоянию на 1 июля 2006 года, эти изменения не распространялись, так что они должны были продолжать получать пособие для одиноких родителей до тех пор, пока их младшему ребенку не исполнится 16 лет. 31 мая 2012 года в парламент был внесен законопроект 2012 года о внесении изменений в Закон о социальном обеспечении (Справедливые стимулы к трудоустройству), который отменил "дедушкину" оговорку (то есть оговорку об изъятиях) (пункт 2.2 Мнений).
(подготовлен Верховным Судом РФ)Автор заявляла, что в 2005 году, за год до рождения ее второго ребенка, правительство провело реформу под девизом: "От пособий к трудоустройству", в частности приняло Закон о занятости и трудовых отношениях (Трудоустройство получателей социальных пособий и другие меры), а в 2006 году - последующие поправки к нему. В результате принятия этих поправок с 1 января 2013 года максимальный возраст детей, родители которых имеют право на получение детского пособия, был понижен с 16 до 8 лет в случае, если ребенок воспитывается одним родителем, и до 6 лет в случае родителей, состоящих в постоянных отношениях. В поправки были включены переходные положения, согласно которым на тех лиц, которые уже получали выплаты по состоянию на 1 июля 2006 года, эти изменения не распространялись, так что они должны были продолжать получать пособие для одиноких родителей до тех пор, пока их младшему ребенку не исполнится 16 лет. 31 мая 2012 года в парламент был внесен законопроект 2012 года о внесении изменений в Закон о социальном обеспечении (Справедливые стимулы к трудоустройству), который отменил "дедушкину" оговорку (то есть оговорку об изъятиях) (пункт 2.2 Мнений).
Статья: Особенности заключения специальных инвестиционных контрактов
(Оболонкова Е.В.)
("Право и экономика", 2024, N 7)То особое место, которое отведено специальным инвестиционным контрактам вышеназванными авторами в системе обязательств с государственным участием, во многом обусловлено важным значением для заключения таких обязательств стабилизационной ("дедушкиной") оговорки. Как указывает П.С. Алпатов, содержательно стабилизационная оговорка обеспечивает "переживание закона" в том случае, если нормативное регулирование, из которого при принятии хозяйственных решений исходил инвестор, изменяется на менее благоприятное <19>. Ю.В. Леднева справедливо отмечает, что "стабилизационную оговорку в части неизменности действия налоговых условий, содержание которой сводится к неповышению налогового бремени субъектов инвестиционной деятельности, следует рассматривать в качестве существенного налогового стимула наряду с налоговыми преференциями по конкретным видам налогов, так как ее закрепление в законодательстве направлено на стимулирование частного инвестора осуществлять капиталовложения в объекты, создаваемые в общегосударственных интересах" <20>. Стабилизационная оговорка, предусмотренная ст. 16 Закона о промышленной политике, <21> устанавливает как запрет на увеличение совокупной налоговой нагрузки на инвестора, так и запрет на применение нормативных правовых актов, устанавливающих режим запретов и ограничений в отношении выполнения СПИК или изменяющих обязательные требования к промышленной продукции и ее производству. А.В. Белицкая рассматривает второй случай как "нестандартное проявление "дедушкиной оговорки" <22>. Безусловно, что соответствующая мера предусмотрена другими федеральными законами <23>, направленными на поддержку инвестиционной деятельности, однако в большей степени она сближает специальный инвестиционный контракт с моделью соглашения о защите и поощрении капиталовложений <24>, предусмотренного Федеральным законом от 01.04.2020 N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации". Именно СПИК и соглашение о защите и поощрении капиталовложений упоминаются в ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с особенностями применения актов законодательства о налогах и сборах. Нельзя не отметить, что именно соглашение о защите и поощрении капиталовложений изначально рассматривалось как инструмент унификации правил о стабильности правовых условий для всех инвесторов, включая иностранных, что находило поддержку в литературе, однако вряд ли может быть реализовано в современных экономических и политических условиях <25>.
(Оболонкова Е.В.)
("Право и экономика", 2024, N 7)То особое место, которое отведено специальным инвестиционным контрактам вышеназванными авторами в системе обязательств с государственным участием, во многом обусловлено важным значением для заключения таких обязательств стабилизационной ("дедушкиной") оговорки. Как указывает П.С. Алпатов, содержательно стабилизационная оговорка обеспечивает "переживание закона" в том случае, если нормативное регулирование, из которого при принятии хозяйственных решений исходил инвестор, изменяется на менее благоприятное <19>. Ю.В. Леднева справедливо отмечает, что "стабилизационную оговорку в части неизменности действия налоговых условий, содержание которой сводится к неповышению налогового бремени субъектов инвестиционной деятельности, следует рассматривать в качестве существенного налогового стимула наряду с налоговыми преференциями по конкретным видам налогов, так как ее закрепление в законодательстве направлено на стимулирование частного инвестора осуществлять капиталовложения в объекты, создаваемые в общегосударственных интересах" <20>. Стабилизационная оговорка, предусмотренная ст. 16 Закона о промышленной политике, <21> устанавливает как запрет на увеличение совокупной налоговой нагрузки на инвестора, так и запрет на применение нормативных правовых актов, устанавливающих режим запретов и ограничений в отношении выполнения СПИК или изменяющих обязательные требования к промышленной продукции и ее производству. А.В. Белицкая рассматривает второй случай как "нестандартное проявление "дедушкиной оговорки" <22>. Безусловно, что соответствующая мера предусмотрена другими федеральными законами <23>, направленными на поддержку инвестиционной деятельности, однако в большей степени она сближает специальный инвестиционный контракт с моделью соглашения о защите и поощрении капиталовложений <24>, предусмотренного Федеральным законом от 01.04.2020 N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации". Именно СПИК и соглашение о защите и поощрении капиталовложений упоминаются в ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с особенностями применения актов законодательства о налогах и сборах. Нельзя не отметить, что именно соглашение о защите и поощрении капиталовложений изначально рассматривалось как инструмент унификации правил о стабильности правовых условий для всех инвесторов, включая иностранных, что находило поддержку в литературе, однако вряд ли может быть реализовано в современных экономических и политических условиях <25>.
Статья: О роли и проблемах налогового стимулирования в развитии радиоэлектронной промышленности
(Тихонова А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 1)В реализации механизма СПИК, помимо выявленных практических недостатков, присутствует еще и системная правовая уязвимость правового режима налоговой льготы - для участников СПИК объем и характер так называемой дедушкиной оговорки варьируются в зависимости от времени заключения контрактов и их содержания. Для СПИК 2.0 действует мораторий на увеличение и (или) отмену пониженных налоговых ставок, отмену или изменение условий предоставления налоговых льгот и иных преференций. Для СПИК 1.0 - на любое изменение налоговых ставок и налоговых льгот, порядка исчисления налогов, порядка и сроков уплаты налогов, ухудшающих положение участников <9>.
(Тихонова А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 1)В реализации механизма СПИК, помимо выявленных практических недостатков, присутствует еще и системная правовая уязвимость правового режима налоговой льготы - для участников СПИК объем и характер так называемой дедушкиной оговорки варьируются в зависимости от времени заключения контрактов и их содержания. Для СПИК 2.0 действует мораторий на увеличение и (или) отмену пониженных налоговых ставок, отмену или изменение условий предоставления налоговых льгот и иных преференций. Для СПИК 1.0 - на любое изменение налоговых ставок и налоговых льгот, порядка исчисления налогов, порядка и сроков уплаты налогов, ухудшающих положение участников <9>.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Характер складывающихся в процессе инвестиционной деятельности отношений определяется, помимо прочего, и статусом субъектов, которые участвуют в инвестиционном соглашении. Отношения типа "государство - инвестор" лежат в частноправовой плоскости, поскольку строятся на основе договора, который выступает в качестве юридического факта, предопределяющего взаимные права, взаимные обязанности, а также порядок и условия ответственности сторон, участвующих в таком соглашении. Субъекты, заключающие инвестиционный договор, рассматриваются в качестве равноправных, их волеизъявление отражает их собственную волю как независимых субъектов международного коммерческого оборота. Однако заключение таких договоров подчинено инвестиционным режимам, устанавливаемым межгосударственными инвестиционными соглашениями и внутренним законодательством. В то же время с целью создания гарантий иностранным инвесторам, практика внутреннего инвестиционного законодательства различных государств выработала условия так называемого стабилизационного характера. Данного рода законоположения получили наименование "дедушкиной оговорки". Суть "дедушкиной оговорки" заключается в том, что в том случае, если государство изменяет условия инвестиционной деятельности в худшую сторону, то подобного рода условия замораживаются на длительный срок в отношении тех инвесторов, которые вложили свои средства до соответствующих изменений законодательства. Таким образом, "дедушкина оговорка" является серьезной гарантией стабильности и предсказуемости правовой основы деятельности иностранных инвесторов <1>.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Характер складывающихся в процессе инвестиционной деятельности отношений определяется, помимо прочего, и статусом субъектов, которые участвуют в инвестиционном соглашении. Отношения типа "государство - инвестор" лежат в частноправовой плоскости, поскольку строятся на основе договора, который выступает в качестве юридического факта, предопределяющего взаимные права, взаимные обязанности, а также порядок и условия ответственности сторон, участвующих в таком соглашении. Субъекты, заключающие инвестиционный договор, рассматриваются в качестве равноправных, их волеизъявление отражает их собственную волю как независимых субъектов международного коммерческого оборота. Однако заключение таких договоров подчинено инвестиционным режимам, устанавливаемым межгосударственными инвестиционными соглашениями и внутренним законодательством. В то же время с целью создания гарантий иностранным инвесторам, практика внутреннего инвестиционного законодательства различных государств выработала условия так называемого стабилизационного характера. Данного рода законоположения получили наименование "дедушкиной оговорки". Суть "дедушкиной оговорки" заключается в том, что в том случае, если государство изменяет условия инвестиционной деятельности в худшую сторону, то подобного рода условия замораживаются на длительный срок в отношении тех инвесторов, которые вложили свои средства до соответствующих изменений законодательства. Таким образом, "дедушкина оговорка" является серьезной гарантией стабильности и предсказуемости правовой основы деятельности иностранных инвесторов <1>.
Статья: Идеология квалификации (аккредитации) инвесторов на фондовом рынке
(Молодыко К.Ю.)
("Закон", 2024, N 4)В настоящее время физические лица - розничные инвесторы фактически делятся в России на три группы: а) неквалифицированные (неквалы), которым доступны только низкорискованные инструменты; б) неквалы, сдавшие специальный тест на доступ к соответствующему виду финансового инструмента средней степени риска <4>; в) квалифицированные (квалы), которым доступны высокорискованные инструменты <5>. Не сдавшие тест неквалы вправе как исключение в порядке так называемой дедушкиной оговорки приобретать активы средней степени риска, если они уже приобретали именно этот вид актива до 1 декабря 2022 года, либо по так называемому праву последнего слова приобретать активы на сумму до 100 тыс. руб. (или один лот, если он стоит дороже этой суммы).
(Молодыко К.Ю.)
("Закон", 2024, N 4)В настоящее время физические лица - розничные инвесторы фактически делятся в России на три группы: а) неквалифицированные (неквалы), которым доступны только низкорискованные инструменты; б) неквалы, сдавшие специальный тест на доступ к соответствующему виду финансового инструмента средней степени риска <4>; в) квалифицированные (квалы), которым доступны высокорискованные инструменты <5>. Не сдавшие тест неквалы вправе как исключение в порядке так называемой дедушкиной оговорки приобретать активы средней степени риска, если они уже приобретали именно этот вид актива до 1 декабря 2022 года, либо по так называемому праву последнего слова приобретать активы на сумму до 100 тыс. руб. (или один лот, если он стоит дороже этой суммы).