Дата выявления подозрительной операции
Подборка наиболее важных документов по запросу Дата выявления подозрительной операции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О дате отнесения клиентов юрлиц (ИП) к группам риска совершения подозрительных операций в целях обязательного контроля операций с денежными средствами.
(Письмо Банка России от 28.06.2023 N 12-4-2/4883)Будут ли в соответствии с указанными в Приказе Росфинмониторинга от 13.03.2023 N 52 критериями подлежать обязательному контролю операции по списанию денежных средств со счета юридического лица или индивидуального предпринимателя на счет, открытый на имя физического лица, в случае совпадения ИНН данного лица с ИНН индивидуального предпринимателя, отнесенного Банком России в соответствии со ст. 9.1 Закона N 86-ФЗ к группе высокой или средней степени (уровня) риска совершения подозрительных операций на дату совершения обозначенной операции?
(Письмо Банка России от 28.06.2023 N 12-4-2/4883)Будут ли в соответствии с указанными в Приказе Росфинмониторинга от 13.03.2023 N 52 критериями подлежать обязательному контролю операции по списанию денежных средств со счета юридического лица или индивидуального предпринимателя на счет, открытый на имя физического лица, в случае совпадения ИНН данного лица с ИНН индивидуального предпринимателя, отнесенного Банком России в соответствии со ст. 9.1 Закона N 86-ФЗ к группе высокой или средней степени (уровня) риска совершения подозрительных операций на дату совершения обозначенной операции?
Вопрос: Об обязательном контроле перевода средств со счета юрлица, ИП на счет физлица, ИНН которого совпадает с ИНН ИП, отнесенного к группам высокой, средней степени риска совершения подозрительных операций.
(Письмо Банка России от 12.09.2023 N 12-4-2/6843)Также в письме Ассоциации предлагалось разъяснить методологический вопрос, связанный с операциями по списанию денежных средств со счета юридического лица или индивидуального предпринимателя на счет, открытый на имя третьего физического лица, в случае совпадения ИНН данного физического лица - получателя с ИНН индивидуального предпринимателя, отнесенного Банком России в соответствии со ст. 9.1 Закона N 86-ФЗ к группе высокой или средней степени (уровня) риска совершения подозрительных операций на дату совершения обозначенной операции.
(Письмо Банка России от 12.09.2023 N 12-4-2/6843)Также в письме Ассоциации предлагалось разъяснить методологический вопрос, связанный с операциями по списанию денежных средств со счета юридического лица или индивидуального предпринимателя на счет, открытый на имя третьего физического лица, в случае совпадения ИНН данного физического лица - получателя с ИНН индивидуального предпринимателя, отнесенного Банком России в соответствии со ст. 9.1 Закона N 86-ФЗ к группе высокой или средней степени (уровня) риска совершения подозрительных операций на дату совершения обозначенной операции.
Нормативные акты
"Типовые правила внутреннего контроля кредитной организации"
(утв. АРБ)
(ред. от 13.03.2013)- по операциям Клиентов, предусмотренным пунктом 3 статьи 7 Закона N 115-ФЗ в срок, не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций. Операции выявляются установленным в Банке порядком с учетом признаков (критериев) необычности указанных в Приложении 2 к настоящим Правилам (далее - необычные операции (сделки)). Днем выявления подозрительной операции (сделки) является дата принятия окончательного решения о признании необычной операции (сделки) клиента подозрительной;
(утв. АРБ)
(ред. от 13.03.2013)- по операциям Клиентов, предусмотренным пунктом 3 статьи 7 Закона N 115-ФЗ в срок, не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций. Операции выявляются установленным в Банке порядком с учетом признаков (критериев) необычности указанных в Приложении 2 к настоящим Правилам (далее - необычные операции (сделки)). Днем выявления подозрительной операции (сделки) является дата принятия окончательного решения о признании необычной операции (сделки) клиента подозрительной;
Информационное сообщение Минфина России от 14.10.2025 N ИС-аудит-81
"Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии"Выявленная разовая подозрительная операция клиента направляется в Росфинмониторинг в течение трех дней, следующих за днем выявления, в виде формализованного электронного сообщения по форме ФЭС 1-ФМ. Совокупность операций и (или) действий клиентов, признанные подозрительными, направляется в Росфинмониторинг в виде сообщения о подозрительной деятельности в течение трех дней, следующих за днем выявления, по форме ФЭС 9-ФМ. Днем выявления подозрительной операции или подозрительной деятельности является дата решения руководителя аудиторской организации, индивидуального аудитора о признании операции или деятельности клиента подозрительными, зафиксированная во внутреннем сообщении.
"Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии"Выявленная разовая подозрительная операция клиента направляется в Росфинмониторинг в течение трех дней, следующих за днем выявления, в виде формализованного электронного сообщения по форме ФЭС 1-ФМ. Совокупность операций и (или) действий клиентов, признанные подозрительными, направляется в Росфинмониторинг в виде сообщения о подозрительной деятельности в течение трех дней, следующих за днем выявления, по форме ФЭС 9-ФМ. Днем выявления подозрительной операции или подозрительной деятельности является дата решения руководителя аудиторской организации, индивидуального аудитора о признании операции или деятельности клиента подозрительными, зафиксированная во внутреннем сообщении.
Вопрос: Об отнесении ломбардом договоров займа под залог ювелирных изделий без последующего выкупа к подозрительным операциям в целях ПОД/ФТ.
(Письмо Банка России от 22.01.2024 N 12-4-2/394)Как было отмечено в письме Департамента от 02.05.2023 N 12-4-2/3344, исходя из описания кода вида признака 3701 <1>, указывающего на необычный характер сделки (далее - код 3701), в случае признания выявленной операции подозрительной по указанному коду при направлении в Росфинмониторинг сведений о ней следует исходить из факта предоставления займа, соответственно, предусмотренный кодом 3701 срок (один год) рассчитывается исходя из даты заключения первого договора займа без последующего выкупа переданных в залог ювелирных изделий (далее - договор займа).
(Письмо Банка России от 22.01.2024 N 12-4-2/394)Как было отмечено в письме Департамента от 02.05.2023 N 12-4-2/3344, исходя из описания кода вида признака 3701 <1>, указывающего на необычный характер сделки (далее - код 3701), в случае признания выявленной операции подозрительной по указанному коду при направлении в Росфинмониторинг сведений о ней следует исходить из факта предоставления займа, соответственно, предусмотренный кодом 3701 срок (один год) рассчитывается исходя из даты заключения первого договора займа без последующего выкупа переданных в залог ювелирных изделий (далее - договор займа).
Статья: "Антиотмывочный" Закон N 115-ФЗ vs адвокатская тайна: есть ли коллизия и что делать?
(Михальская Е.В., Терещенко Т.А.)
("Закон", 2024, N 2)В письме Росфинмониторинга от 24 июля 2023 года N 01-01-36/18284 по вопросу участия адвокатов в антиотмывочной системе <9> подчеркивается, что адвокаты признаны субъектами антиотмывочной системы, ввиду чего их ключевой задачей является выявление подозрительных операций клиента и информирование о них уполномоченного органа. Для этого адвокаты могут применять утвержденные Росфинмониторингом <10> признаки, указывающие на необычный характер операции (сделки), а также дополнительные признаки, разработанные адвокатами самостоятельно. Именно по итогам изучения выявленной необычной (подозрительной) операции (сделки) адвокат должен либо самостоятельно принять решение о необходимости дополнительных мер по изучению такой операции (сделки), либо представить сведения о ней в Росфинмониторинг. Помочь в эффективном принятии таких решений адвокатам должна сформированная в РФ система обучения.
(Михальская Е.В., Терещенко Т.А.)
("Закон", 2024, N 2)В письме Росфинмониторинга от 24 июля 2023 года N 01-01-36/18284 по вопросу участия адвокатов в антиотмывочной системе <9> подчеркивается, что адвокаты признаны субъектами антиотмывочной системы, ввиду чего их ключевой задачей является выявление подозрительных операций клиента и информирование о них уполномоченного органа. Для этого адвокаты могут применять утвержденные Росфинмониторингом <10> признаки, указывающие на необычный характер операции (сделки), а также дополнительные признаки, разработанные адвокатами самостоятельно. Именно по итогам изучения выявленной необычной (подозрительной) операции (сделки) адвокат должен либо самостоятельно принять решение о необходимости дополнительных мер по изучению такой операции (сделки), либо представить сведения о ней в Росфинмониторинг. Помочь в эффективном принятии таких решений адвокатам должна сформированная в РФ система обучения.
Статья: Противодействие легализации коррупционных доходов: сравнительно-правовой анализ опыта России и Армении
(Понаморенко В.Е., Минасян К.Х.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)Закон охватывает широкий спектр мер, таких как обязательное применение финансового мониторинга, выявление аномалий в экономической деятельности, установление механизмов идентификации клиентов, а также соблюдение стандартов отчетности и хранения данных. Особое значение имеет анализ подозрительных финансовых операций, что способствует раскрытию криминальных схем на ранних этапах. В законе установлены четкие процедуры взаимодействия между банками, другими финансовыми организациями и уполномоченными государственными органами, направленные на обеспечение быстрого и надежного обмена информацией.
(Понаморенко В.Е., Минасян К.Х.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)Закон охватывает широкий спектр мер, таких как обязательное применение финансового мониторинга, выявление аномалий в экономической деятельности, установление механизмов идентификации клиентов, а также соблюдение стандартов отчетности и хранения данных. Особое значение имеет анализ подозрительных финансовых операций, что способствует раскрытию криминальных схем на ранних этапах. В законе установлены четкие процедуры взаимодействия между банками, другими финансовыми организациями и уполномоченными государственными органами, направленные на обеспечение быстрого и надежного обмена информацией.
Статья: Налоговые проверки субъектов крипторынка: правовые реалии пробелов законодательства
(Арсеньева Г.В., Храмова И.С.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 6)<5> Павел Крашенинников: для налогообложения сделок с криптовалютой ее надо сначала признать. URL: http://taxpravo.ru/novosti/statya-441956-krasheninnikov_dlya_nalogooblojeniya_sdelok_s_kriptovalyutoy_ee_nado_snachala_priznat (дата обращения: 05.10.2021).
(Арсеньева Г.В., Храмова И.С.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 6)<5> Павел Крашенинников: для налогообложения сделок с криптовалютой ее надо сначала признать. URL: http://taxpravo.ru/novosti/statya-441956-krasheninnikov_dlya_nalogooblojeniya_sdelok_s_kriptovalyutoy_ee_nado_snachala_priznat (дата обращения: 05.10.2021).
Статья: Подозрительные и необычные операции в российской банковской практике: новшества в регулировании
(Котов Н.А.)
("Цивилист", 2022, N 2)<3> Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 8 мая 2009 г. N 103 "Об утверждении рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок" // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 01.03.2022).
(Котов Н.А.)
("Цивилист", 2022, N 2)<3> Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 8 мая 2009 г. N 103 "Об утверждении рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок" // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 01.03.2022).
Статья: Пути совершенствования государственно-частного партнерства в сфере противодействия финансированию терроризма
(Милосердова Е.А.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 1)В свою очередь, в КНР наблюдается высокая осведомленность частного сектора о рисках финансирования терроризма. Частный сектор участвовал в разработке национальной оценки рисков, а Китайский центр по анализу и мониторингу противодействия отмыванию денег выпускает продукты стратегического анализа о рисках ОД/ФТ, дающие возможность финансовым организациям выявлять риски и повышать качество сообщений о подозрительных операциях <12>.
(Милосердова Е.А.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 1)В свою очередь, в КНР наблюдается высокая осведомленность частного сектора о рисках финансирования терроризма. Частный сектор участвовал в разработке национальной оценки рисков, а Китайский центр по анализу и мониторингу противодействия отмыванию денег выпускает продукты стратегического анализа о рисках ОД/ФТ, дающие возможность финансовым организациям выявлять риски и повышать качество сообщений о подозрительных операциях <12>.
Статья: Элементы правового и регуляторного рисков, подлежащих учету при осуществлении в кредитной организации деятельности по ПОД/ФТ
(Алексеева Д.Г.)
("Банковское право", 2022, N 2)Аналогичные последствия возникают для кредитной организации в случае, если она, например, не приведет внутренние правила по ПОД/ФТ в соответствие с положениями Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 423-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <30>, устанавливающего обновленные требования к осуществлению оценки степени (уровня) риска совершения клиентами кредитных организаций подозрительных операций, несоблюдение которых привело к вынесению в отношении кредитной организации предписания об устранении выявленных нарушений в деятельности.
(Алексеева Д.Г.)
("Банковское право", 2022, N 2)Аналогичные последствия возникают для кредитной организации в случае, если она, например, не приведет внутренние правила по ПОД/ФТ в соответствие с положениями Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 423-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <30>, устанавливающего обновленные требования к осуществлению оценки степени (уровня) риска совершения клиентами кредитных организаций подозрительных операций, несоблюдение которых привело к вынесению в отношении кредитной организации предписания об устранении выявленных нарушений в деятельности.
Статья: Криптовалюты в финансовой системе России: новые подходы к правовому регулированию
(Костикова Е.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 4)Операционное взаимодействие, а также контрольный функционал планируется обеспечивать посредством специальной информационной системы и программного обеспечения. В качестве таковой предлагается сервис "Прозрачный блокчейн", который в настоящее время имеется в распоряжении Росфинмониторинга. Этот программный инструмент был разработан еще в 2020 г. для анализа операций с Bitcoin по аналогии с сервисами, работающими в других государствах, и уже успешно протестирован, о чем заявил глава ведомства Юрий Чиханчин <15>. Ставятся задачи посредством программы обеспечить: 1) сканирование сетей Интернет и Даркнет для выявления кошельков, связанных с подозрительной деятельностью для целей ПОД/ФТ/ФРОМУ <16>, и формирование соответствующей базы данных; 2) выявление провайдеров услуг виртуальных активов, через которых происходит легализация и сокрытие средств, полученных преступным путем; 3) идентификацию участников криптовалютных операций с составлением их профилей, характеризующих экономическую деятельность, а также вероятность участия в противоправной деятельности; 4) оценку операций как "нормальных", подозрительных и высокорисковых; 5) отслеживание цепочки перемещения цифровых и фиатных валют с целью выявления незаконных финансовых операций.
(Костикова Е.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 4)Операционное взаимодействие, а также контрольный функционал планируется обеспечивать посредством специальной информационной системы и программного обеспечения. В качестве таковой предлагается сервис "Прозрачный блокчейн", который в настоящее время имеется в распоряжении Росфинмониторинга. Этот программный инструмент был разработан еще в 2020 г. для анализа операций с Bitcoin по аналогии с сервисами, работающими в других государствах, и уже успешно протестирован, о чем заявил глава ведомства Юрий Чиханчин <15>. Ставятся задачи посредством программы обеспечить: 1) сканирование сетей Интернет и Даркнет для выявления кошельков, связанных с подозрительной деятельностью для целей ПОД/ФТ/ФРОМУ <16>, и формирование соответствующей базы данных; 2) выявление провайдеров услуг виртуальных активов, через которых происходит легализация и сокрытие средств, полученных преступным путем; 3) идентификацию участников криптовалютных операций с составлением их профилей, характеризующих экономическую деятельность, а также вероятность участия в противоправной деятельности; 4) оценку операций как "нормальных", подозрительных и высокорисковых; 5) отслеживание цепочки перемещения цифровых и фиатных валют с целью выявления незаконных финансовых операций.