Что понимается под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе
Подборка наиболее важных документов по запросу Что понимается под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные проблемы урегулирования конфликта интересов на государственной службе
(Дикажев М.М.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Во-вторых, применяемый в рамках законодательных положений термин "выгода" обладает высокой степенью семантической энтропии, так как не имеет однозначной правовой интерпретации. Так, термин "выгода" в контексте законодательства о государственной (муниципальной) службе не имеет однозначного толкования (в частности, в рамках положений Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <12>, Федерального закона N 273-ФЗ). Тем не менее значение последнего является ключом к пониманию рассматриваемого наличия (отсутствия) вины лица в рассматриваемом правонарушении, так как добровольный отказ от выгоды представляет собой основание для освобождения должностного лица государственной (муниципальной) службы, которое вовлечено в конфликт интересов, от привлечения к мерам правовой ответственности. Полагаем, что под термином "выгода" следует понимать предоставление лицу, замещающему должность государственной (муниципальной) службы, определенных преимуществ или материальных благ и услуг в связи с выполнением им служебных (должностных) обязанностей, а также иных обязательств, не обусловленных его служебной деятельностью (в частности, владения эмиссионными ценными бумагами, собственностью). Существенным недостатком отечественного законодательства в рассматриваемой сфере является отсутствие в его рамках процедуры документирования отказа государственного (муниципального) служащего от выгоды, явившейся основанием конфликта интересов <13>.
(Дикажев М.М.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Во-вторых, применяемый в рамках законодательных положений термин "выгода" обладает высокой степенью семантической энтропии, так как не имеет однозначной правовой интерпретации. Так, термин "выгода" в контексте законодательства о государственной (муниципальной) службе не имеет однозначного толкования (в частности, в рамках положений Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <12>, Федерального закона N 273-ФЗ). Тем не менее значение последнего является ключом к пониманию рассматриваемого наличия (отсутствия) вины лица в рассматриваемом правонарушении, так как добровольный отказ от выгоды представляет собой основание для освобождения должностного лица государственной (муниципальной) службы, которое вовлечено в конфликт интересов, от привлечения к мерам правовой ответственности. Полагаем, что под термином "выгода" следует понимать предоставление лицу, замещающему должность государственной (муниципальной) службы, определенных преимуществ или материальных благ и услуг в связи с выполнением им служебных (должностных) обязанностей, а также иных обязательств, не обусловленных его служебной деятельностью (в частности, владения эмиссионными ценными бумагами, собственностью). Существенным недостатком отечественного законодательства в рассматриваемой сфере является отсутствие в его рамках процедуры документирования отказа государственного (муниципального) служащего от выгоды, явившейся основанием конфликта интересов <13>.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Эти определения даны на основании общих норм ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", определяющих понятие конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Эти определения даны на основании общих норм ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", определяющих понятие конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.
Нормативные акты
"Обзор практики применения судами в 2014 - 2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона "О противодействии коррупции" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона "О противодействии коррупции" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
"Обзор практики по рассмотрению в 2012 - 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)В соответствии с частью первой названной статьи под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)В соответствии с частью первой названной статьи под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
Статья: Понятие конфликта интересов. Порядок и способы урегулирования в государственных структурах Российской Федерации и опыт зарубежных стран
(Пархоменко Е.В.)
("Вестник исполнительного производства", 2021, N 1-2)Словосочетание "конфликт интересов" не является новым и для российского законодательства. Определение данного понятия зафиксировано в различных нормативных правовых актах, регулирующих данный вопрос в сфере гражданской государственной службы, в частности в законодательстве о противодействии коррупции, о государственной и муниципальной службе, в трудовом законодательстве и в законодательстве, относящемся к частному праву.
(Пархоменко Е.В.)
("Вестник исполнительного производства", 2021, N 1-2)Словосочетание "конфликт интересов" не является новым и для российского законодательства. Определение данного понятия зафиксировано в различных нормативных правовых актах, регулирующих данный вопрос в сфере гражданской государственной службы, в частности в законодательстве о противодействии коррупции, о государственной и муниципальной службе, в трудовом законодательстве и в законодательстве, относящемся к частному праву.
Статья: Особенности правового статуса судьи в отставке
(Уваров С.Ю.)
("Судья", 2020, N 12)Как видим, оснований прекращения отставки судьи достаточно много, поскольку лицо, ушедшее в отставку, сохраняет высокое звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу, а значит, должно поддерживать авторитет судебной власти. Из оснований прекращения отставки выделяются добровольные заявления судей-отставников в связи с трудоустройством их на другую оплачиваемую работу, несовместимую со статусом судьи (работа в банковских и коммерческих организациях, юрисконсультом, адвокатом, на должностях государственной и муниципальной службы, где возможен конфликт интересов, работа преподавателем в частном образовательном учреждении и т.д.).
(Уваров С.Ю.)
("Судья", 2020, N 12)Как видим, оснований прекращения отставки судьи достаточно много, поскольку лицо, ушедшее в отставку, сохраняет высокое звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу, а значит, должно поддерживать авторитет судебной власти. Из оснований прекращения отставки выделяются добровольные заявления судей-отставников в связи с трудоустройством их на другую оплачиваемую работу, несовместимую со статусом судьи (работа в банковских и коммерческих организациях, юрисконсультом, адвокатом, на должностях государственной и муниципальной службы, где возможен конфликт интересов, работа преподавателем в частном образовательном учреждении и т.д.).
Статья: Регулирование конфликта интересов в судебных системах США и России: правовые механизмы и практика
(Гинзбург И.В., Белослудцев О.С., Бухмин С.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 3)<1> Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование: научно-практическое пособие / отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; ИНФРА-М, 2016.
(Гинзбург И.В., Белослудцев О.С., Бухмин С.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 3)<1> Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование: научно-практическое пособие / отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; ИНФРА-М, 2016.
Вопрос: Что понимается под утратой доверия в сфере противодействия коррупции?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, термин "утрата доверия" является оценочным понятием и применяется в сфере государственной гражданской и муниципальной службы. Под утратой доверия можно понимать отношения, возникшие вследствие совершения служащим действий (бездействия), которые порождают обоснованные сомнения в его честности, порядочности, добросовестности, искренности мотивов его поступков, способности эффективно исполнять свои должностные обязанности.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, термин "утрата доверия" является оценочным понятием и применяется в сфере государственной гражданской и муниципальной службы. Под утратой доверия можно понимать отношения, возникшие вследствие совершения служащим действий (бездействия), которые порождают обоснованные сомнения в его честности, порядочности, добросовестности, искренности мотивов его поступков, способности эффективно исполнять свои должностные обязанности.
Статья: Природа народного представительства и конфликт интересов у депутатов представительного органа муниципального образования
(Соловьев С.Г.)
("Современное право", 2025, N 7)Во-вторых, в связи с тем, что современное антикоррупционное законодательство в значительной мере адаптировано под правовое регулирование соответствующих аспектов государственной и муниципальной службы, а правовое регулирование конфликта интересов применительно к муниципальным депутатам не отражает специфику их правового положения в сравнении с представителями исполнительной власти муниципалитетов, предлагается дополнить ч. 2 ст. 10 Федерального закона "О противодействии коррупции" дефиницией, закрепляющей содержание личной заинтересованности муниципальных депутатов, указав, что под личной заинтересованностью депутата представительного органа муниципального образования понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) самим депутатом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей).
(Соловьев С.Г.)
("Современное право", 2025, N 7)Во-вторых, в связи с тем, что современное антикоррупционное законодательство в значительной мере адаптировано под правовое регулирование соответствующих аспектов государственной и муниципальной службы, а правовое регулирование конфликта интересов применительно к муниципальным депутатам не отражает специфику их правового положения в сравнении с представителями исполнительной власти муниципалитетов, предлагается дополнить ч. 2 ст. 10 Федерального закона "О противодействии коррупции" дефиницией, закрепляющей содержание личной заинтересованности муниципальных депутатов, указав, что под личной заинтересованностью депутата представительного органа муниципального образования понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) самим депутатом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей).
Статья: Конфликт интересов и способы его урегулирования
(Рябинин В.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 10)Отметим, что и Федеральные законы от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" используют понятие конфликта интересов, предусмотренное Федеральным законом N 273-ФЗ.
(Рябинин В.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 10)Отметим, что и Федеральные законы от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" используют понятие конфликта интересов, предусмотренное Федеральным законом N 273-ФЗ.