Что может запрашивать налоговая вне рамок налоговых проверок
Подборка наиболее важных документов по запросу Что может запрашивать налоговая вне рамок налоговых проверок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 126 "Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик был привлечен к ответственности на основании п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление по требованию налогового органа учетных журналов паевых инвестиционных комбинированных фондов, которыми он управляет. Суд признал незаконным привлечение налогоплательщика к ответственности, указав, что в силу п. 2 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган вне рамок налоговой проверки вправе истребовать документы (информацию) только в отношении конкретной сделки. В данном случае, запрашивая учетные журналы вне рамок налоговой проверки, налоговый орган фактически пытался получить информацию не по какой-то отдельной сделке, а осуществить проверку всей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика без проведения соответствующих налоговых проверок, что недопустимо. Суд отметил, что налоговый орган не обосновал и не доказал необходимость получения документов (информации), указанных в требованиях, и взаимосвязь такой информации с каким-либо контрольным мероприятием либо полномочием налогового органа. Истребование учетных журналов возможно только при проведении в отношении лица налоговой проверки (дополнительных мероприятий налогового контроля), истребуемый объем документов и информации следует расценивать как проведение комплексного мероприятия налогового контроля в отношении общества и инвестиционных фондов, находящихся под его управлением.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик был привлечен к ответственности на основании п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление по требованию налогового органа учетных журналов паевых инвестиционных комбинированных фондов, которыми он управляет. Суд признал незаконным привлечение налогоплательщика к ответственности, указав, что в силу п. 2 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган вне рамок налоговой проверки вправе истребовать документы (информацию) только в отношении конкретной сделки. В данном случае, запрашивая учетные журналы вне рамок налоговой проверки, налоговый орган фактически пытался получить информацию не по какой-то отдельной сделке, а осуществить проверку всей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика без проведения соответствующих налоговых проверок, что недопустимо. Суд отметил, что налоговый орган не обосновал и не доказал необходимость получения документов (информации), указанных в требованиях, и взаимосвязь такой информации с каким-либо контрольным мероприятием либо полномочием налогового органа. Истребование учетных журналов возможно только при проведении в отношении лица налоговой проверки (дополнительных мероприятий налогового контроля), истребуемый объем документов и информации следует расценивать как проведение комплексного мероприятия налогового контроля в отношении общества и инвестиционных фондов, находящихся под его управлением.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 126 "Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В связи с отказом представить документы и информацию по контрагенту, запрашиваемые вне рамок проверки, налогоплательщик был привлечен к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ и п. 1 ст. 129.1 НК РФ. Налогоплательщик возражал против квалификации действий по двум статьям одновременно и считал, что применению подлежит только ст. 129.1 НК РФ. При этом организация отмечала, что ст. 126 НК РФ применяется только при отказе представить документы и сведения в рамках проверки. Суд доводы организации отклонил, так как допускается привлечение к ответственности по ст. 126 НК РФ и в случае запроса документов вне рамок налоговой проверки. Налоговый орган правомерно привлек организацию к ответственности по ст. 126 НК РФ - за непредставление документов относительно конкретной сделки и по ст. 129.1 НК РФ - за отказ представить информацию.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В связи с отказом представить документы и информацию по контрагенту, запрашиваемые вне рамок проверки, налогоплательщик был привлечен к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ и п. 1 ст. 129.1 НК РФ. Налогоплательщик возражал против квалификации действий по двум статьям одновременно и считал, что применению подлежит только ст. 129.1 НК РФ. При этом организация отмечала, что ст. 126 НК РФ применяется только при отказе представить документы и сведения в рамках проверки. Суд доводы организации отклонил, так как допускается привлечение к ответственности по ст. 126 НК РФ и в случае запроса документов вне рамок налоговой проверки. Налоговый орган правомерно привлек организацию к ответственности по ст. 126 НК РФ - за непредставление документов относительно конкретной сделки и по ст. 129.1 НК РФ - за отказ представить информацию.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор практики споров о взыскании финансовых потерь (убытков) по НДС с контрагентов
(Черкасов Д., Филиппов С., Кузьмина Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- налоговый орган вне рамок налоговой проверки направил запросы истцу в целях контроля информации о сделках, однако запрашиваемые документы не представлены истцом;
(Черкасов Д., Филиппов С., Кузьмина Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- налоговый орган вне рамок налоговой проверки направил запросы истцу в целях контроля информации о сделках, однако запрашиваемые документы не представлены истцом;
Статья: Предпроверочный анализ по трансфертному ценообразованию: что важно знать
(Кулаков Д., Зыков А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 19)Если ФНС видит у компании потенциальные признаки применения нерыночных цен, то, как правило, компания получает требование о представлении документов в отношении конкретных сделок. Такое требование направляется налогоплательщику в рамках ст. 93.1 НК РФ, которая позволяет налоговым органам запрашивать информацию о конкретных сделках вне рамок проведения налоговых проверок.
(Кулаков Д., Зыков А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 19)Если ФНС видит у компании потенциальные признаки применения нерыночных цен, то, как правило, компания получает требование о представлении документов в отношении конкретных сделок. Такое требование направляется налогоплательщику в рамках ст. 93.1 НК РФ, которая позволяет налоговым органам запрашивать информацию о конкретных сделках вне рамок проведения налоговых проверок.
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837
(с изм. от 15.01.2019)
"О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками"Вне рамок проведения налоговых проверок в целях исполнения запросов компетентных органов иностранных государств - налоговые органы в соответствии с пунктом 2 статьи 86 Кодекса вправе направить запрос в банк на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, а также в соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 Кодекса вправе истребовать документы <1> (информацию) относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
(с изм. от 15.01.2019)
"О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками"Вне рамок проведения налоговых проверок в целях исполнения запросов компетентных органов иностранных государств - налоговые органы в соответствии с пунктом 2 статьи 86 Кодекса вправе направить запрос в банк на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, а также в соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 Кодекса вправе истребовать документы <1> (информацию) относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В налоговых спорах, возникающих в связи с нарушениями должностных лиц налоговых органов при осуществлении различных мероприятий налогового контроля, особое место занимают споры, связанные с истребованием документов вне рамок камеральной или выездной налоговой проверки. Изложенное обосновывается наличием разночтений при толковании положений статьи 93.1 НК РФ налогоплательщиками и налоговыми органами, так как указанные положения содержат наиболее строгие требования в части обоснования и конкретизации запрашиваемых документов <219>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В налоговых спорах, возникающих в связи с нарушениями должностных лиц налоговых органов при осуществлении различных мероприятий налогового контроля, особое место занимают споры, связанные с истребованием документов вне рамок камеральной или выездной налоговой проверки. Изложенное обосновывается наличием разночтений при толковании положений статьи 93.1 НК РФ налогоплательщиками и налоговыми органами, так как указанные положения содержат наиболее строгие требования в части обоснования и конкретизации запрашиваемых документов <219>.
Статья: Истребование документов по контрагентам разных звеньев
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 35)Но есть судебные решения, где суд встал на сторону налогоплательщика. Примером является постановление АС Московского округа от 10.07.2023 N Ф05-14211/2023 по делу N А40-195835/2022. В этом деле рассматривалась похожая ситуация, когда у компании были затребованы документы по сторонней организации в связи с проверкой контрагента компании. Суды указали, что затребованные документы относятся к деятельности самой компании и ее стороннего контрагента, цепочка контрагентов в требовании не указана, связь с проверяемым налогоплательщиком установить невозможно. Поэтому отказ компании от представления документов, поименованных в требовании, не может быть квалифицирован как противоречащий положениям ст. 93.1 НК РФ, а потому в действиях компании отсутствует состав вмененного ей налогового правонарушения. Ссылка налогового органа на п. 2 ст. 93.1 НК РФ была отклонена судами, как необоснованная. Они указали, что данная норма применяется только в том случае, если требование выставляется налоговым органом вне рамок налоговой проверки, в то время как в рассматриваемом случае компанией оспаривается решение инспекции, которое вынесено в связи с непредставлением, по мнению налогового органа, документов по требованию инспекции, которое было выставлено налоговым органом в рамках выездной налоговой проверки иного лица и при этом в требовании были запрошены сведения не в отношении данного лица, а в отношении совершенно иного лица.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 35)Но есть судебные решения, где суд встал на сторону налогоплательщика. Примером является постановление АС Московского округа от 10.07.2023 N Ф05-14211/2023 по делу N А40-195835/2022. В этом деле рассматривалась похожая ситуация, когда у компании были затребованы документы по сторонней организации в связи с проверкой контрагента компании. Суды указали, что затребованные документы относятся к деятельности самой компании и ее стороннего контрагента, цепочка контрагентов в требовании не указана, связь с проверяемым налогоплательщиком установить невозможно. Поэтому отказ компании от представления документов, поименованных в требовании, не может быть квалифицирован как противоречащий положениям ст. 93.1 НК РФ, а потому в действиях компании отсутствует состав вмененного ей налогового правонарушения. Ссылка налогового органа на п. 2 ст. 93.1 НК РФ была отклонена судами, как необоснованная. Они указали, что данная норма применяется только в том случае, если требование выставляется налоговым органом вне рамок налоговой проверки, в то время как в рассматриваемом случае компанией оспаривается решение инспекции, которое вынесено в связи с непредставлением, по мнению налогового органа, документов по требованию инспекции, которое было выставлено налоговым органом в рамках выездной налоговой проверки иного лица и при этом в требовании были запрошены сведения не в отношении данного лица, а в отношении совершенно иного лица.
"Актуальная судебно-арбитражная практика по налогам за 2024 год"
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)Статьей 93.1 НК РФ предусмотрено право налогового органа на истребование у контрагента или у иных лиц документов о деятельности налогоплательщика, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов. Данное право налоговый орган может реализовать как при проведении налоговых проверок, так и вне их рамок.
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)Статьей 93.1 НК РФ предусмотрено право налогового органа на истребование у контрагента или у иных лиц документов о деятельности налогоплательщика, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов. Данное право налоговый орган может реализовать как при проведении налоговых проверок, так и вне их рамок.
Готовое решение: Какие контрольные мероприятия инспекторы могут проводить вне рамок налоговых проверок
(КонсультантПлюс, 2025)в случае, если в заявлении о возврате средств, формирующих положительное сальдо ЕНС, указан счет, сведения о котором не представлены в налоговый орган в соответствии с п. 1.1 ст. 86 НК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)в случае, если в заявлении о возврате средств, формирующих положительное сальдо ЕНС, указан счет, сведения о котором не представлены в налоговый орган в соответствии с п. 1.1 ст. 86 НК РФ.
Вопрос: Исполнять ли требование налогового органа в рамках ст. 93.1 НК РФ, если вместо информации о конкретной сделке требуется представить договоры с определенным контрагентом за три календарных года?
(Консультация эксперта, 2024)В Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 24.08.2021 N Ф05-16443/2021 по делу N А40-194238/2020 судом была рассмотрена ситуация, в которой общество отказало инспекции в предоставлении документов с контрагентом, обосновывая это тем, что документы были запрошены не по конкретной сделке, а за три налоговых периода работы с контрагентом, что, по мнению общества, противоречит НК РФ. Однако суд, отказывая в удовлетворении заявления общества, отметил, что ни п. 2 ст. 93.1 НК РФ, ни иные положения налогового законодательства не обязывают налоговый орган при выставлении требования вне рамок налоговых проверок обосновывать необходимость истребования документов (информации).
(Консультация эксперта, 2024)В Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 24.08.2021 N Ф05-16443/2021 по делу N А40-194238/2020 судом была рассмотрена ситуация, в которой общество отказало инспекции в предоставлении документов с контрагентом, обосновывая это тем, что документы были запрошены не по конкретной сделке, а за три налоговых периода работы с контрагентом, что, по мнению общества, противоречит НК РФ. Однако суд, отказывая в удовлетворении заявления общества, отметил, что ни п. 2 ст. 93.1 НК РФ, ни иные положения налогового законодательства не обязывают налоговый орган при выставлении требования вне рамок налоговых проверок обосновывать необходимость истребования документов (информации).
Статья: Из зала суда: истребование документов в рамках налогового контроля
(Петрова Е.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 9)Исследовав в соответствии со ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что требование, направленное управлением в адрес общества на основании поручения инспекции о представлении документов (информации), которые запрашивались у общества как у одной из сторон сделки вне рамок проведения налогового контроля, содержит все необходимые сведения, позволяющие определить и идентифицировать информацию по запрашиваемой сделке. В требовании указано: документы (информация) истребуются вне рамок проведения налоговой проверки в связи с возникновением у налогового органа обоснованной необходимости получения информации в отношении конкретной сделки, то есть из данного требования ясно, что необходимо представить заявителю.
(Петрова Е.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 9)Исследовав в соответствии со ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что требование, направленное управлением в адрес общества на основании поручения инспекции о представлении документов (информации), которые запрашивались у общества как у одной из сторон сделки вне рамок проведения налогового контроля, содержит все необходимые сведения, позволяющие определить и идентифицировать информацию по запрашиваемой сделке. В требовании указано: документы (информация) истребуются вне рамок проведения налоговой проверки в связи с возникновением у налогового органа обоснованной необходимости получения информации в отношении конкретной сделки, то есть из данного требования ясно, что необходимо представить заявителю.
Готовое решение: Как представить документы по требованию налогового органа
(КонсультантПлюс, 2025)10 000 руб. за непредставление документов - если сведения, которые в них содержатся, нужны инспекции для налогового контроля в отношении вашего контрагента или иного лица либо запрашиваются относительно конкретной сделки вне рамок налоговой проверки (п. п. 1, 2, 2.1, 6 ст. 93.1, п. 2 ст. 126 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)10 000 руб. за непредставление документов - если сведения, которые в них содержатся, нужны инспекции для налогового контроля в отношении вашего контрагента или иного лица либо запрашиваются относительно конкретной сделки вне рамок налоговой проверки (п. п. 1, 2, 2.1, 6 ст. 93.1, п. 2 ст. 126 НК РФ).
Статья: По какой статье нужно штрафовать при непредставлении документов вне рамок проверок
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 16)В постановлении от 28.02.2024 N Ф10-45/2024 по делу N А68-11420/2021 АС Центрального округа разобрался с тем, как следует квалифицировать непредставление запрошенных налоговиками документов вне рамок налоговой проверки - по п. 1 ст. 129.1 НК РФ или по п. 1 ст. 126 НК РФ.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 16)В постановлении от 28.02.2024 N Ф10-45/2024 по делу N А68-11420/2021 АС Центрального округа разобрался с тем, как следует квалифицировать непредставление запрошенных налоговиками документов вне рамок налоговой проверки - по п. 1 ст. 129.1 НК РФ или по п. 1 ст. 126 НК РФ.
Статья: О некоторых вопросах правового регулирования мероприятий налогового контроля при проведении предпроверочного анализа налогоплательщика
(Мустафаев С.М. оглы)
("Финансовое право", 2023, N 8)Пробел законодательства заключается в том, что в гипотезах норм употребляется словосочетание "проводящее проверку". При этом Налоговым кодексом регламентированы только два вида налоговых проверок: камеральная налоговая проверка и выездная налоговая проверка. Данный пробел нарушает принцип гласности. Пункт 2 ст. 93.1 НК РФ наделяет налоговый орган правом истребования документов вне рамок проведения проверки, но только касаемо конкретной сделки. Указание на конкретную сделку также создает некоторые барьеры в сборе доказательной базы налоговыми органами при проведении предпроверочного анализа. Барьер выражен ограниченностью в периоде запрашиваемых документов и в периоде проверки: как было сказано ранее, предпроверочный анализ предполагает изучение финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика за три года, предшествующие году проверки, при истребовании документов сослаться на конкретный договор не всегда представляется возможным, а конкретный счет-фактура не всегда является первичным документом к договору, который отражает финансово-хозяйственные отношения субъектов за последние три года, предшествующие году проверки.
(Мустафаев С.М. оглы)
("Финансовое право", 2023, N 8)Пробел законодательства заключается в том, что в гипотезах норм употребляется словосочетание "проводящее проверку". При этом Налоговым кодексом регламентированы только два вида налоговых проверок: камеральная налоговая проверка и выездная налоговая проверка. Данный пробел нарушает принцип гласности. Пункт 2 ст. 93.1 НК РФ наделяет налоговый орган правом истребования документов вне рамок проведения проверки, но только касаемо конкретной сделки. Указание на конкретную сделку также создает некоторые барьеры в сборе доказательной базы налоговыми органами при проведении предпроверочного анализа. Барьер выражен ограниченностью в периоде запрашиваемых документов и в периоде проверки: как было сказано ранее, предпроверочный анализ предполагает изучение финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика за три года, предшествующие году проверки, при истребовании документов сослаться на конкретный договор не всегда представляется возможным, а конкретный счет-фактура не всегда является первичным документом к договору, который отражает финансово-хозяйственные отношения субъектов за последние три года, предшествующие году проверки.
Статья: И снова истребование документов по всей цепочке. И снова суд
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 6)Вот, например, Решение от 27.10.2022 N КЧ-2-9/1346@, в котором вышестоящий налоговый орган занял сторону бизнеса, указав на то, что инспекторы требовали слишком много документов. "При истребовании документов (информации) в соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ налоговый орган должен исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности, а также не допускать произвольного истребования документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок, не обусловленных целями и задачами проводимого налоговым органом контроля", - указал Центральный аппарат ФНС России.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 6)Вот, например, Решение от 27.10.2022 N КЧ-2-9/1346@, в котором вышестоящий налоговый орган занял сторону бизнеса, указав на то, что инспекторы требовали слишком много документов. "При истребовании документов (информации) в соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ налоговый орган должен исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности, а также не допускать произвольного истребования документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок, не обусловленных целями и задачами проводимого налоговым органом контроля", - указал Центральный аппарат ФНС России.