Численности депутатов представительных органов
Подборка наиболее важных документов по запросу Численности депутатов представительных органов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Полномочия главы муниципального образования
(КонсультантПлюс, 2025)При этом судами установлено, что инициатива депутатов МО... об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования и оформленная в виде обращения, была внесена в Совет депутатов МО... непосредственно в день заседания и сразу же рассмотрена.
(КонсультантПлюс, 2025)При этом судами установлено, что инициатива депутатов МО... об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования и оформленная в виде обращения, была внесена в Совет депутатов МО... непосредственно в день заседания и сразу же рассмотрена.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Глава муниципального образования
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем 1/3 от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта РФ уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования (ч. 4 ст. 21 Закона о местном самоуправлении).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем 1/3 от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта РФ уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования (ч. 4 ст. 21 Закона о местном самоуправлении).
Статья: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" как национальный проект развития местного самоуправления: история трансформации и прогнозы
(Диденко А.Н., Бабичев И.В.)
("Местное право", 2024, N 2)- сокращения числа депутатов представительных органов муниципальных образований, представляющих интересы населения ликвидируемых поселений. Их присутствие будет возможным исключительно на уровне городских и муниципальных округов, что приведет к ухудшению взаимодействия населения и депутатов представительных органов муниципальных образований, которые должны представлять его интересы. В этой связи в случае принятия рассматриваемой нормы законопроекта представляется необходимым увеличение проектируемой частью 6 статьи 15 законопроекта численности депутатов представительного органа городского округа, муниципального округа в полтора-два раза, с установлением "вилки" и возможностью определения конкретной численности депутатов уставом соответствующего муниципального образования;
(Диденко А.Н., Бабичев И.В.)
("Местное право", 2024, N 2)- сокращения числа депутатов представительных органов муниципальных образований, представляющих интересы населения ликвидируемых поселений. Их присутствие будет возможным исключительно на уровне городских и муниципальных округов, что приведет к ухудшению взаимодействия населения и депутатов представительных органов муниципальных образований, которые должны представлять его интересы. В этой связи в случае принятия рассматриваемой нормы законопроекта представляется необходимым увеличение проектируемой частью 6 статьи 15 законопроекта численности депутатов представительного органа городского округа, муниципального округа в полтора-два раза, с установлением "вилки" и возможностью определения конкретной численности депутатов уставом соответствующего муниципального образования;
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 5-ФКЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики"3) установление численности депутатов представительных органов вновь образованных муниципальных образований. При этом к вновь образованным муниципальным образованиям применяются требования к численности депутатов представительных органов муниципальных образований, предусмотренные законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении, если иное не определено законом Донецкой Народной Республики;
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики"3) установление численности депутатов представительных органов вновь образованных муниципальных образований. При этом к вновь образованным муниципальным образованиям применяются требования к численности депутатов представительных органов муниципальных образований, предусмотренные законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении, если иное не определено законом Донецкой Народной Республики;
Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 8-ФКЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области"3) установление численности депутатов представительных органов вновь образованных муниципальных образований. При этом к вновь образованным муниципальным образованиям применяются требования к численности депутатов представительных органов муниципальных образований, предусмотренные законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении, если иное не определено соответствующим нормативным правовым актом Херсонской области;
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области"3) установление численности депутатов представительных органов вновь образованных муниципальных образований. При этом к вновь образованным муниципальным образованиям применяются требования к численности депутатов представительных органов муниципальных образований, предусмотренные законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении, если иное не определено соответствующим нормативным правовым актом Херсонской области;
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Уровень организации референдума прямо определяет избирательную комиссию, уполномоченную на обращение с административным исковым заявлением об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, в частности, это: ЦИК РФ - при проведении референдума Российской Федерации, субъектовая комиссия - при проведении референдума субъекта Российской Федерации и избирательная комиссия муниципального образования - при проведении местного референдума. Уровень избирательной комиссии предопределяет лиц, полномочных обращаться с заявлением о ее расформировании. Например, в отношении ЦИК РФ это группа численностью не менее одной трети от общего числа сенаторов РФ или депутатов Государственной Думы ФС РФ, а в отношении избирательной комиссии субъекта или окружной избирательной комиссии аналогичное право предоставлено не только вышеназванной группе, но и группе депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, группе депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов палаты, ЦИК РФ и т.д.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Уровень организации референдума прямо определяет избирательную комиссию, уполномоченную на обращение с административным исковым заявлением об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, в частности, это: ЦИК РФ - при проведении референдума Российской Федерации, субъектовая комиссия - при проведении референдума субъекта Российской Федерации и избирательная комиссия муниципального образования - при проведении местного референдума. Уровень избирательной комиссии предопределяет лиц, полномочных обращаться с заявлением о ее расформировании. Например, в отношении ЦИК РФ это группа численностью не менее одной трети от общего числа сенаторов РФ или депутатов Государственной Думы ФС РФ, а в отношении избирательной комиссии субъекта или окружной избирательной комиссии аналогичное право предоставлено не только вышеназванной группе, но и группе депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, группе депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов палаты, ЦИК РФ и т.д.
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Для уровня местного самоуправления также пришлось урегулировать данный вопрос. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ст. 35 определил, что численность депутатов представительного органа поселения, муниципального округа, городского округа определяется уставом муниципального образования, но по каждому уровню назвал минимум депутатов с учетом численности населения. С введением новым Федеральным законом 2022 г. одноуровневой системы местного самоуправления тем не менее в нем тоже названы параметры численности создаваемых муниципальных представительных органов. Согласно ст. 15 численность депутатов представительного органа городского округа, муниципального округа определяется уставом муниципального образования и не может быть менее: 7 человек - при численности населения менее 1 000 человек; 10 человек - при численности населения от 1 000 до 10 000 человек; 15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек; 20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек; 25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек; 35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения и не может быть менее 10 человек.
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Для уровня местного самоуправления также пришлось урегулировать данный вопрос. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ст. 35 определил, что численность депутатов представительного органа поселения, муниципального округа, городского округа определяется уставом муниципального образования, но по каждому уровню назвал минимум депутатов с учетом численности населения. С введением новым Федеральным законом 2022 г. одноуровневой системы местного самоуправления тем не менее в нем тоже названы параметры численности создаваемых муниципальных представительных органов. Согласно ст. 15 численность депутатов представительного органа городского округа, муниципального округа определяется уставом муниципального образования и не может быть менее: 7 человек - при численности населения менее 1 000 человек; 10 человек - при численности населения от 1 000 до 10 000 человек; 15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек; 20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек; 25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек; 35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения и не может быть менее 10 человек.
Статья: Избирательная реформа 2020 года в свете принципов избирательного права
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)В части изменения избирательных округов внутри 10-летнего периода, как общее правило, установлено, что речь идет об округах, в которых отклонения от средней нормы представительства превышают 20%, а в труднодоступных местностях - 40%. Однако сформулированные в п. 7.2 ст. 18 исключения из этого правила фактически будут означать необходимость принятия новой схемы избирательных округов перед каждыми выборами. Дело в том, что разрешается изменение границ смежных округов, а если требуется изменение границ более 50% округов, то должна быть принята новая схема избирательных округов. В условиях малого числа избирательных округов на многих региональных и муниципальных выборах изменение границ одного округа нередко влечет за собой изменение границ более 50% округов. Таким образом, изменения фактически отменяют правило о неизменности границ избирательного округа в течение двух легислатур подряд. Если напомнить, что закон по-прежнему не запрещает перед каждыми новыми выборами изменять и численность депутатов конкретного представительного органа, и применяемые избирательные системы, то, к сожалению, можно утверждать, что тренд на определенную стабильность избирательных округов не состоялся. Ясно, что число избирателей в округе подвижно и может наступить момент, когда неизменность границ избирательного округа может повлечь за собой нарушение принципа равного избирательного права. Однако не менее ясно, что абсолютного равенства избирательных округов по числу избирателей не было, нет и не будет. Во многих странах при нарезке избирательных округов учитывают не избирателей, а все население, что логично с позиции представительного правления. Не случайно законодатель устанавливает шкалу отклонений от средней численности избирателей и говорит о примерном равенстве избирательных округов. Смысл существования избирательного округа не следует сводить только к конкретным выборам. Это прежде всего граждане, интересы которых лучше и выявлять, и выражать в условиях не меняющихся каждые пять лет избирательных округов. С позиции принципа свободных выборов важна стабильность избирательных округов, где воля избирателей и формируется, и реализуется при голосовании, и оформляется как результат выборов. Такая стабильность в течение двух легислатур имеет приоритет перед возможными отклонениями от первоначально установленных параметров колебания численности избирателей. Думается, целесообразно законодательно закрыть все возможные каналы изменения избирательных округов в пределах 10 лет, т.е. двух избирательных кампаний подряд, как под предлогом изменения численности избирателей, так и прибегая для этого к изменениям численности депутатов, избирательных систем.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)В части изменения избирательных округов внутри 10-летнего периода, как общее правило, установлено, что речь идет об округах, в которых отклонения от средней нормы представительства превышают 20%, а в труднодоступных местностях - 40%. Однако сформулированные в п. 7.2 ст. 18 исключения из этого правила фактически будут означать необходимость принятия новой схемы избирательных округов перед каждыми выборами. Дело в том, что разрешается изменение границ смежных округов, а если требуется изменение границ более 50% округов, то должна быть принята новая схема избирательных округов. В условиях малого числа избирательных округов на многих региональных и муниципальных выборах изменение границ одного округа нередко влечет за собой изменение границ более 50% округов. Таким образом, изменения фактически отменяют правило о неизменности границ избирательного округа в течение двух легислатур подряд. Если напомнить, что закон по-прежнему не запрещает перед каждыми новыми выборами изменять и численность депутатов конкретного представительного органа, и применяемые избирательные системы, то, к сожалению, можно утверждать, что тренд на определенную стабильность избирательных округов не состоялся. Ясно, что число избирателей в округе подвижно и может наступить момент, когда неизменность границ избирательного округа может повлечь за собой нарушение принципа равного избирательного права. Однако не менее ясно, что абсолютного равенства избирательных округов по числу избирателей не было, нет и не будет. Во многих странах при нарезке избирательных округов учитывают не избирателей, а все население, что логично с позиции представительного правления. Не случайно законодатель устанавливает шкалу отклонений от средней численности избирателей и говорит о примерном равенстве избирательных округов. Смысл существования избирательного округа не следует сводить только к конкретным выборам. Это прежде всего граждане, интересы которых лучше и выявлять, и выражать в условиях не меняющихся каждые пять лет избирательных округов. С позиции принципа свободных выборов важна стабильность избирательных округов, где воля избирателей и формируется, и реализуется при голосовании, и оформляется как результат выборов. Такая стабильность в течение двух легислатур имеет приоритет перед возможными отклонениями от первоначально установленных параметров колебания численности избирателей. Думается, целесообразно законодательно закрыть все возможные каналы изменения избирательных округов в пределах 10 лет, т.е. двух избирательных кампаний подряд, как под предлогом изменения численности избирателей, так и прибегая для этого к изменениям численности депутатов, избирательных систем.
Статья: Соотношение публично-властных и общественных компонентов в организации местного самоуправления и муниципальных образований и их опора на традиционные российские цивилизационные ценности
(Диденко А.Н.)
("Местное право", 2025, N 2)Так, численность депутатов муниципальных представительных органов на октябрь 2003 года составляла примерно 125 000 человек на 11 733 муниципальных образования.
(Диденко А.Н.)
("Местное право", 2025, N 2)Так, численность депутатов муниципальных представительных органов на октябрь 2003 года составляла примерно 125 000 человек на 11 733 муниципальных образования.