Чем отличается внутренний финансовый контроль от внутреннего финансового аудита



Подборка наиболее важных документов по запросу Чем отличается внутренний финансовый контроль от внутреннего финансового аудита (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: К вопросу об организации внутреннего финансового аудита в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации
(Лагутин И.Б.)
("Финансовое право", 2020, N 5)
4. ВФА и внутренний финансовый контроль имеют организационные отличия, а именно если система ВФА создается в структуре органа исполнительной власти, являющегося участником бюджетного процесса, то должностное лицо, подразделение или учреждение, которые наделены полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, должны предоставлять руководителю органа исполнительной власти информацию о работе структур органа власти, отвечающих за реализацию бюджетных полномочий, анализировать организацию механизмов по реализации указанных полномочий и представлять руководителю предложения по совершенствованию бюджетной деятельности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Внутренний финансовый контроль же проводится органом исполнительной власти в отношении подведомственных учреждений (получателей средств бюджета).
Статья: Направления развития партнерских взаимоотношений при внедрении новых методов внутреннего государственного финансового контроля
(Царева Л.М.)
("Местное право", 2024, N 4)
- использование и применение действующей практики контрольного-надзорной деятельности. Значительный объем нормотворческой деятельности был осуществлен в сфере контрольно-надзорной деятельности (далее КНД), регулируемой гл. 10 [3]. При этом сфера регулирования и осуществления КНД за счет ее большей масштабности и широкого охвата значительного количества сфер контрольной деятельности в РФ несколько опережает сферу государственного финансового контроля. Так, в более широкой сфере КНД было заложено понятие и содержание межведомственного взаимодействия. Развитие контрольно-надзорной деятельности в целом и системы государственного финансового контроля идет в целом параллельно, поэтому считаем возможным использование лучших практик в сфере КНД, которые уже имеют правовое обеспечение и реализуются. В развитие КНД и норм ФЗ 248-ФЗ принято распоряжение Правительства РФ N 3745-р ("Об утверждении Концепции совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 г. и план-графика по ее реализации") [7]. Документ был принят в декабре 2023 года и предполагает подробный план-график деятельности по реализации Концепции на ближайшие два года. Интерес вызывает, разд. IV "Развитие сервисов профилактики нарушений обязательных требований", в данной сфере предусматривается "сервисная, клиентоориентированная модель" поведения. Может быть рассмотрен к рекомендации и предложен инструмент самообследования. Подобный инструмент применяется в рамках формализованной партнерской формы взаимодействия при анализе осуществления ВФА. Отличием от предложенного формата в случае государственного финансового контроля будет являться ресурс "Финансовый контроль" в системе "Электронный бюджет". Так как владельцем информационного портала является Федеральное казначейство, то такая информация будет иметь возможность напрямую попадать в контрольно-информационную среду органа внутреннего финансового контроля и в дальнейшем позволит формировать и выводить для определенного доступа необходимые рейтинги. Такой подход также предложен в распоряжении [7]. По нашему мнению, исходя из принципа законности и информационной открытости добросовестные объекты контроля будут стараться дорожить репутацией и следить за своими показателями рейтинга добросовестного подконтрольного объекта. На первом этапе такая информация может быть представлена по запросу для заинтересованных сторон - других участников системы информационного взаимодействия, государственных органов, Правительства, органов местного самоуправления. В дальнейшем, с развитием культуры транспарентности (открытости), такая информация может быть представлена в открытом доступе. Данное предложение считаем обоснованным и технически реализуемым для внедрения в качестве проективной формы партнерских взаимоотношений, так как опыт информационного обобщения данных предложен в распоряжении в виде информационного портала "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре обеспечивающих информационно-технологическое обеспечение информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг" [7]. Распоряжение определяет мотивационную заинтересованность, в том числе в виде снижения уровня риска, что является актуальным для объектов КНД, особенно действующих в сфере санитарно-эпидемиологического надзора, иных высокорисковых направлениях КНД. В нашем случае, при планировании мероприятий, уровень риска объектов складывается из значительного количества факторов риска [5], которые не всегда одинаковы в проверяемом периоде, могут меняется в зависимости от осуществляемой деятельности, объема предоставленных финансовых ресурсов, повышения качества управления и контроля. Поэтому снижение уровня (класса риска) в финансово-бюджетной сфере считаем недостаточно мотивационным показателем, так как уровень риска в первую очередь важен контролерам для планирования контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также для выбора и наблюдения за исполнением требований, сформированных как в рамках уже действующих, так и вновь вводимых методов контроля. Для объектов государственного финансового контроля исходя из вышеуказанных принципов мотивирующим фактором в сфере государственных финансов будет являться получение консультационной, разъяснительной информации, доступ к онлайн-консультациям, семинарам, в том числе подготовленным и с использованием искусственного интеллекта.
показать больше документов

Нормативные акты

показать больше документов