Чем отличается служебная проверка от служебного расследования
Подборка наиболее важных документов по запросу Чем отличается служебная проверка от служебного расследования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Письмо Верховного Суда РФ от 05.11.2014 N 7-ВС-5166/14
По вопросу рассмотрения военными судами споров, связанных с принятием решений воинскими должностными лицами о привлечении военнослужащих к дисциплинарной ответственности за правонарушения, предусмотренные подпунктами "д.1", "д.2" пункта 1, подпунктами "е.1" и "е.2" пункта 2 статьи 51, статьей 51.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
(вместе с "Обзорной справкой практики рассмотрения военными судами дел о применении взысканий за правонарушения, предусмотренные Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" (подпункт "д.1" пункта 1, подпункты "е.1", "е.2" пункта 2 статьи 51, статья 51.1)")Особенностью применения взысканий за коррупционные правонарушения является также и то, что взыскания применяются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а не на основании заключения о результатах разбирательства (служебного расследования), проведенного назначенным для этого лицом, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - на основании рекомендации указанной комиссии.
По вопросу рассмотрения военными судами споров, связанных с принятием решений воинскими должностными лицами о привлечении военнослужащих к дисциплинарной ответственности за правонарушения, предусмотренные подпунктами "д.1", "д.2" пункта 1, подпунктами "е.1" и "е.2" пункта 2 статьи 51, статьей 51.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
(вместе с "Обзорной справкой практики рассмотрения военными судами дел о применении взысканий за правонарушения, предусмотренные Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" (подпункт "д.1" пункта 1, подпункты "е.1", "е.2" пункта 2 статьи 51, статья 51.1)")Особенностью применения взысканий за коррупционные правонарушения является также и то, что взыскания применяются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а не на основании заключения о результатах разбирательства (служебного расследования), проведенного назначенным для этого лицом, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - на основании рекомендации указанной комиссии.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административно-процессуальная деятельность в рамках стадии возбуждения производства по дисциплинарным делам
(Лещина Э.Л.)
("Журнал российского права", 2022, N 4)Основанием для возбуждения дисциплинарного дела служит докладная записка должностного лица, осуществляющего руководство, контроль или надзор за деятельностью государственного служащего <22>. На данной стадии при ведущей роли субъектов дисциплинарной власти проводятся проверочные действия и складываются соответствующие им административно-процессуальные правоотношения. В первую очередь после выявления (и фиксирования) факта проступка госслужащего, за который может быть наложено дисциплинарное взыскание, решается вопрос о необходимости проведения разбирательства (служебной проверки, административного, служебного расследования). Производство по делу может так и не быть возбуждено, для этого устанавливается наличие или отсутствие фактических и юридических оснований для его возбуждения, либо руководитель находит нецелесообразным наложение дисциплинарного взыскания. В отличие от производства по делам об административных правонарушениях, в производстве по дисциплинарным делам начало деятельности, отвечающей признакам юридического процесса, и фактический момент ее возбуждения не всегда фиксируются в процессуальном документе (например, в письменной резолюции руководителя, содержащей поручение разобраться, провести проверку), что обусловлено существующими правилами наложения дисциплинарных взысканий.
(Лещина Э.Л.)
("Журнал российского права", 2022, N 4)Основанием для возбуждения дисциплинарного дела служит докладная записка должностного лица, осуществляющего руководство, контроль или надзор за деятельностью государственного служащего <22>. На данной стадии при ведущей роли субъектов дисциплинарной власти проводятся проверочные действия и складываются соответствующие им административно-процессуальные правоотношения. В первую очередь после выявления (и фиксирования) факта проступка госслужащего, за который может быть наложено дисциплинарное взыскание, решается вопрос о необходимости проведения разбирательства (служебной проверки, административного, служебного расследования). Производство по делу может так и не быть возбуждено, для этого устанавливается наличие или отсутствие фактических и юридических оснований для его возбуждения, либо руководитель находит нецелесообразным наложение дисциплинарного взыскания. В отличие от производства по делам об административных правонарушениях, в производстве по дисциплинарным делам начало деятельности, отвечающей признакам юридического процесса, и фактический момент ее возбуждения не всегда фиксируются в процессуальном документе (например, в письменной резолюции руководителя, содержащей поручение разобраться, провести проверку), что обусловлено существующими правилами наложения дисциплинарных взысканий.
Статья: Системность в построении процедур дисциплинарной и материальной ответственности и необходимость их гармонизации в российском трудовом законодательстве
(Обухова Г.Н.)
("Lex russica", 2017, N 9)Видимо, в силу того что большая часть полномочий по наложению взыскания отнесена к свободному усмотрению работодателя, ст. 193 и 247 ТК РФ одинаково скупо трактуют процедуры привлечения работников к дисциплинарной и материальной ответственности, за исключением некоторых отличий, например факт проведения дисциплинарной (служебной) проверки и обязанность ознакомления с материалами дисциплинарного (служебного) расследования закреплены только в ст. 247 ТК РФ применительно к привлечению работника к материальной ответственности, сроки давности расследования - только в ст. 193 ТК РФ.
(Обухова Г.Н.)
("Lex russica", 2017, N 9)Видимо, в силу того что большая часть полномочий по наложению взыскания отнесена к свободному усмотрению работодателя, ст. 193 и 247 ТК РФ одинаково скупо трактуют процедуры привлечения работников к дисциплинарной и материальной ответственности, за исключением некоторых отличий, например факт проведения дисциплинарной (служебной) проверки и обязанность ознакомления с материалами дисциплинарного (служебного) расследования закреплены только в ст. 247 ТК РФ применительно к привлечению работника к материальной ответственности, сроки давности расследования - только в ст. 193 ТК РФ.
Нормативные акты
Приказ Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ от 09.06.2004 N 174
"Об утверждении Инструкции по организации работы по применению поощрений и дисциплинарных взысканий в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.07.2004 N 5890)41. Сотрудник, допустивший нарушение должностных обязанностей, выразившееся в совершении грубого нарушения служебной дисциплины, которое делает невозможным исполнение сотрудником должностных обязанностей, может быть временно, но не более чем на один месяц, отстранен от исполнения должностных обязанностей на время проведения служебной проверки (расследования) с сохранением оклада денежного содержания.
"Об утверждении Инструкции по организации работы по применению поощрений и дисциплинарных взысканий в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.07.2004 N 5890)41. Сотрудник, допустивший нарушение должностных обязанностей, выразившееся в совершении грубого нарушения служебной дисциплины, которое делает невозможным исполнение сотрудником должностных обязанностей, может быть временно, но не более чем на один месяц, отстранен от исполнения должностных обязанностей на время проведения служебной проверки (расследования) с сохранением оклада денежного содержания.
Статья: Проблемы внесудебного дисциплинарного производства в служебном праве
(Добробаба М.Б.)
("Административное право и процесс", 2015, N 7)Согласимся, что институт служебной проверки занимает в системе административного права положение, сходное с положением института административного расследования в производстве по делам об административных правонарушениях, что позволяет рассматривать институт служебной проверки в ряду административно-юрисдикционных институтов <10>. Вместе с тем институт служебной проверки отличается от аналогичного в производстве по делам об административных правонарушениях прежде всего особым статусом государственного служащего, а также его линейным подчинением субъекту дисциплинарной юрисдикции.
(Добробаба М.Б.)
("Административное право и процесс", 2015, N 7)Согласимся, что институт служебной проверки занимает в системе административного права положение, сходное с положением института административного расследования в производстве по делам об административных правонарушениях, что позволяет рассматривать институт служебной проверки в ряду административно-юрисдикционных институтов <10>. Вместе с тем институт служебной проверки отличается от аналогичного в производстве по делам об административных правонарушениях прежде всего особым статусом государственного служащего, а также его линейным подчинением субъекту дисциплинарной юрисдикции.
Статья: Особенности дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих
(Чаннов С.Е.)
("Трудовое право", 2006, N 6)В некоторых случаях понятие служебной проверки все же отличается от понятия служебного расследования. Разделение в этом случае производится либо по объемам производимых действий (распоряжение премьера Правительства Москвы от 7 мая 1998 г. N 490-РП "О результатах проверки обоснованности затрат на благоустройство территории вокруг Храма Христа Спасителя"), либо по объектам проверки и расследования (Закон Иркутской области "Об организации и деятельности администрации Иркутской области").
(Чаннов С.Е.)
("Трудовое право", 2006, N 6)В некоторых случаях понятие служебной проверки все же отличается от понятия служебного расследования. Разделение в этом случае производится либо по объемам производимых действий (распоряжение премьера Правительства Москвы от 7 мая 1998 г. N 490-РП "О результатах проверки обоснованности затрат на благоустройство территории вокруг Храма Христа Спасителя"), либо по объектам проверки и расследования (Закон Иркутской области "Об организации и деятельности администрации Иркутской области").
Статья: Практические проблемы отсутствия единой процедуры привлечения работника к дисциплинарной и материальной ответственности
(Обухова Г.Н.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2016, N 3)Анализ существующего трудового законодательства, регулирующего применение как дисциплинарной, так и материальной ответственности, показывает, что вопрос процедуры привлечения к данным видам ответственности решен фрагментарно. Большая часть полномочий по наложению взыскания отнесена к свободному усмотрению работодателя; статьи 193 и 247 Трудового кодекса РФ <1> одинаково скупо трактуют процедуры привлечения работников к дисциплинарной и материальной ответственности, за исключением некоторых отличий, а именно: факт проведения дисциплинарной (служебной) проверки и обязанность ознакомления с материалами дисциплинарного (служебного) расследования закреплены лишь в ст. 247 ТК РФ о привлечении работника к материальной ответственности.
(Обухова Г.Н.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2016, N 3)Анализ существующего трудового законодательства, регулирующего применение как дисциплинарной, так и материальной ответственности, показывает, что вопрос процедуры привлечения к данным видам ответственности решен фрагментарно. Большая часть полномочий по наложению взыскания отнесена к свободному усмотрению работодателя; статьи 193 и 247 Трудового кодекса РФ <1> одинаково скупо трактуют процедуры привлечения работников к дисциплинарной и материальной ответственности, за исключением некоторых отличий, а именно: факт проведения дисциплинарной (служебной) проверки и обязанность ознакомления с материалами дисциплинарного (служебного) расследования закреплены лишь в ст. 247 ТК РФ о привлечении работника к материальной ответственности.
Статья: Федеральная таможенная служба как субъект административной юрисдикции
(Сидоров Е.И.)
("Административное и муниципальное право", 2015, N 10)В связи с этим можно определить следующие стадии дисциплинарного производства: принятие решения о возбуждении дисциплинарного производства, служебное расследование (проверка), принятие решения о дисциплинарном наказании, обжалование решения о дисциплинарном взыскании, исполнение наложенного взыскания.
(Сидоров Е.И.)
("Административное и муниципальное право", 2015, N 10)В связи с этим можно определить следующие стадии дисциплинарного производства: принятие решения о возбуждении дисциплинарного производства, служебное расследование (проверка), принятие решения о дисциплинарном наказании, обжалование решения о дисциплинарном взыскании, исполнение наложенного взыскания.
"Военно-административное право (военная администрация): Учебник"
(выпуск 90)
(Корякин В.М., Кудашкин А.В., Фатеев К.В.)
("За права военнослужащих", 2008)Административное расследование в рамках привлечения военнослужащих к материальной ответственности носит служебный характер.
(выпуск 90)
(Корякин В.М., Кудашкин А.В., Фатеев К.В.)
("За права военнослужащих", 2008)Административное расследование в рамках привлечения военнослужащих к материальной ответственности носит служебный характер.
"Сложные вопросы удержаний из заработной платы"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)Согласно проведенному ПАО "Сбербанк" служебному расследованию по обращению Е. установлено, что 5 июня 2017 года в дополнительном офисе N старший менеджер по обслуживанию Новосельцева Э.С. без ведома и в отсутствие клиента Банка Е. по данным ее (Е.) паспорта вошла в открытый на ее имя счет N <данные изъяты>, осуществила расходную операцию по выдаче денежных средств в сумме 35 000 рублей, распечатала расходно-кассовый ордер N (далее - РКО), фальсифицировала подпись клиента Е. на РКО, фальсифицировала подпись кассира на РКО и присвоила денежные средства себе. При этом работник в письменных объяснениях, взятых у нее при проведении служебного расследования, признала выявленные служебной проверкой факты, кроме того, ответчицей написано обязательство о возмещении работодателю причиненного ущерба.
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)Согласно проведенному ПАО "Сбербанк" служебному расследованию по обращению Е. установлено, что 5 июня 2017 года в дополнительном офисе N старший менеджер по обслуживанию Новосельцева Э.С. без ведома и в отсутствие клиента Банка Е. по данным ее (Е.) паспорта вошла в открытый на ее имя счет N <данные изъяты>, осуществила расходную операцию по выдаче денежных средств в сумме 35 000 рублей, распечатала расходно-кассовый ордер N (далее - РКО), фальсифицировала подпись клиента Е. на РКО, фальсифицировала подпись кассира на РКО и присвоила денежные средства себе. При этом работник в письменных объяснениях, взятых у нее при проведении служебного расследования, признала выявленные служебной проверкой факты, кроме того, ответчицей написано обязательство о возмещении работодателю причиненного ущерба.
"Административно-правовое регулирование служебных отношений: теория и практика"
(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
(под ред. Г.Н. Комковой)
("Научная книга", 2008)В некоторых случаях понятие служебной проверки все же отличается от понятия служебного расследования. Разделение в этом случае производится либо по объемам производимых действий (распоряжение премьера правительства Москвы от 7 мая 1998 г. N 490-РП "О результатах проверки обоснованности затрат на благоустройство территории вокруг Храма Христа Спасителя"), либо по объектам проверки и расследования (закон Иркутской области "Об организации и деятельности администрации Иркутской области").
(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
(под ред. Г.Н. Комковой)
("Научная книга", 2008)В некоторых случаях понятие служебной проверки все же отличается от понятия служебного расследования. Разделение в этом случае производится либо по объемам производимых действий (распоряжение премьера правительства Москвы от 7 мая 1998 г. N 490-РП "О результатах проверки обоснованности затрат на благоустройство территории вокруг Храма Христа Спасителя"), либо по объектам проверки и расследования (закон Иркутской области "Об организации и деятельности администрации Иркутской области").
Статья: Дисциплинарная ответственность гражданских служащих: проблемы нормативной определенности и справедливой дифференциации (Окончание)
(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
("Трудовое право", 2009, N 9)В некоторых случаях понятие служебной проверки все же отличается от понятия служебного расследования. Разделение в этом случае производится либо по объемам производимых действий (Распоряжение Премьера Правительства Москвы от 7 мая 1998 г. N 490-РП "О результатах проверки обоснованности затрат на благоустройство территории вокруг храма Христа Спасителя"), либо по объектам проверки и расследования (Закон Иркутской области "Об организации и деятельности администрации Иркутской области"). Ранее действовавший Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" предусматривал право государственного служащего на проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство (п. 10 ч. 1 ст. 9). Новый Закон о государственной гражданской службе предусматривает в качестве аналогичного право гражданского служащего на проведение служебной проверки (п. 14 ч. 1 ст. 14). Исходя из содержания ч. 2 ст. 58 и п. 5 ч. 2 ст. 59 этого Закона служебная проверка также может проводиться для установления факта и обстоятельств совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; термин же "служебное расследование" в данном Законе вообще не употребляется.
(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
("Трудовое право", 2009, N 9)В некоторых случаях понятие служебной проверки все же отличается от понятия служебного расследования. Разделение в этом случае производится либо по объемам производимых действий (Распоряжение Премьера Правительства Москвы от 7 мая 1998 г. N 490-РП "О результатах проверки обоснованности затрат на благоустройство территории вокруг храма Христа Спасителя"), либо по объектам проверки и расследования (Закон Иркутской области "Об организации и деятельности администрации Иркутской области"). Ранее действовавший Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" предусматривал право государственного служащего на проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство (п. 10 ч. 1 ст. 9). Новый Закон о государственной гражданской службе предусматривает в качестве аналогичного право гражданского служащего на проведение служебной проверки (п. 14 ч. 1 ст. 14). Исходя из содержания ч. 2 ст. 58 и п. 5 ч. 2 ст. 59 этого Закона служебная проверка также может проводиться для установления факта и обстоятельств совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; термин же "служебное расследование" в данном Законе вообще не употребляется.