Цессия по гособоронзаказу

Подборка наиболее важных документов по запросу Цессия по гособоронзаказу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 8.4 "Операции, совершение которых по отдельному счету не допускается" Федерального закона "О государственном оборонном заказе""Между тем, из толкования статей 431, 432, 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 12 статьи 8.4 Закона об оборонном заказе следует, что гражданское и бюджетное законодательство не содержат прямых запретов на уступку или передачу заказчиком (распорядителем бюджетных средств) права требования по договорам, заключенным во исполнение государственного (муниципального) контракта, третьим лицам, цель использования бюджетных средств, необходимых для оплаты товара, не изменяется при перемене кредитора в денежном обязательстве, при перечислении денежных средств новому кредитору использование таких средств осуществляется в рамках обязательства, возникшего из договора, заключенного во исполнение оборонного заказа, в результате заключения договора цессии не производится замена стороны договора, а лишь переходит право требования уплаты задолженности."
Определение Верховного Суда РФ от 01.03.2022 N 309-ЭС21-25030 по делу N А71-12712/2019
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов.
Обжалуемый результат спора: Отменено определение, которым произведена замена взыскателя по делу о взыскании долга по договору подряда по мотиву передачи права требования по договору цессии; в замене взыскателя отказано, так как договор подряда заключен во исполнение государственного контракта в рамках государственного оборонного заказа, заключение договора цессии не соответствует требованиям законодательства, договор цессии является недействительным.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
Иное толкование предпринимателем и обществом норм материального права применительно к выводу о ничтожности указанного договора цессии не свидетельствует о неправильном применении их судами апелляционной и кассационной инстанций, выводы судов сформулированы с учетом юридически значимых обстоятельств дела с учетом положений норм специального законодательства, регулирующего правоотношения, вытекающие из государственного оборонного заказа.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Оценочные ограничения сингулярного правопреемства в обязательственных правах на стороне кредитора: в поисках критериев
(Бершицкий Э.Е.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, NN 2, 3)
Например, обсуждаться могут ограничения трансферабельности, устанавливаемые в целях обеспечения безопасности и оборотоспособности государства. Скажем, п. 12 ст. 8.4 Закона о государственном оборонном заказе <118> предусматривает, что по отдельному счету ("счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу...", п. 10 ст. 3 Закона) не допускается "исполнение договора об уступке (переуступке) права требования". Формулировка этого предписания кажется не очень аккуратной <119> (что, разумеется, не отвечает повышенным требованиям правовой определенности, предъявляемым к нормам, вводящим подобного рода ограничения), но замысел законодателя вполне понятен: уступка требования об оплате по контракту на государственный оборонный заказ не допускается. Такую интерпретацию поддерживает и судебная практика <120>.
"Перемена лиц в обязательстве и ответственность за нарушение обязательства: комментарий к статьям 330 - 333, 380 - 381, 382 - 406.1 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)
Но могут быть и такие ситуации, когда утечка конфиденциальной информации повредит не столько должнику, сколько публичным интересам. В данном случае логично применять жесткий запрет на цессию по п. 1 ст. 388 ГК РФ. Самый типичный пример такого рода учтен в законодательстве. Речь идет об уступке требований об оплате, вытекающих из договоров, которые заключены в целях реализации государственного оборонного заказа: такие уступки запрещены, поскольку могут повлечь утечку чувствительной для безопасности государства оборонной информации (п. 12 ст. 8.4 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе"). Также логично запрещать в подобной ситуацию и суброгацию. В то же время запрет на преемство в результате реорганизации здесь вряд ли был бы уместен (исключением может являться реорганизация в форме выделения).

Нормативные акты

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024)
получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также учреждением доверительного управления имуществом должника;