Благотворительная помощь юридическому лицу
Подборка наиболее важных документов по запросу Благотворительная помощь юридическому лицу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 39.5 "Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно" ЗК РФ"При этом суд кассационной инстанции полагает невозможным смешивать понятия "здание благотворительного назначения" и "здание пункта охраны правопорядка, возведенное в целях благотворительности", поскольку осуществление благотворительной деятельности как добровольной деятельности граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки не должно влечь для благотворителя имущественной выгоды, в том числе получение дополнительных имущественных прав.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конкурсное оспаривание благотворительных пожертвований. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 28 сентября 2023 года N 305-ЭС21-18053(6,8)
(Курбанов Б.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 4)7.3. Благотворительные пожертвования юридических лиц
(Курбанов Б.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 4)7.3. Благотворительные пожертвования юридических лиц
Статья: Благотворительность
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Делать благотворительные взносы исходя из смысла ст. 5 Закона о благотворительности могут благотворители - граждане и юридические лица. Закон о благотворительности в названной статье напрямую не запрещает делать взносы и со стороны государства, государственных и муниципальных предприятий и учреждений, но такие взносы должны осуществляться только в строгом соответствии с законом и только если это разрешено законом.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Делать благотворительные взносы исходя из смысла ст. 5 Закона о благотворительности могут благотворители - граждане и юридические лица. Закон о благотворительности в названной статье напрямую не запрещает делать взносы и со стороны государства, государственных и муниципальных предприятий и учреждений, но такие взносы должны осуществляться только в строгом соответствии с законом и только если это разрешено законом.
Нормативные акты
Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)"Осуществление благотворительной деятельности гражданами и юридическими лицами в период избирательной кампании, кампании референдума регулируется настоящим Федеральным законом, а также законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.
(ред. от 31.07.2025)
"О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)"Осуществление благотворительной деятельности гражданами и юридическими лицами в период избирательной кампании, кампании референдума регулируется настоящим Федеральным законом, а также законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 22.10.2025)3. Мелкое хищение чужого имущества, стоимость которого не превышает две тысячи пятьсот рублей, совершенное с использованием ящика для сбора благотворительных пожертвований лицом, которое не имеет права на осуществление данной деятельности, путем мошенничества при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями второй, третьей и четвертой статьи 158, частями второй, третьей и четвертой статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо установка и (или) использование ящика для сбора благотворительных пожертвований физическим или юридическим лицом, которое не имеет права на осуществление данной деятельности, -
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 22.10.2025)3. Мелкое хищение чужого имущества, стоимость которого не превышает две тысячи пятьсот рублей, совершенное с использованием ящика для сбора благотворительных пожертвований лицом, которое не имеет права на осуществление данной деятельности, путем мошенничества при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями второй, третьей и четвертой статьи 158, частями второй, третьей и четвертой статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо установка и (или) использование ящика для сбора благотворительных пожертвований физическим или юридическим лицом, которое не имеет права на осуществление данной деятельности, -
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Содержащийся в ст. 2 Закона о занятости перечень занятых граждан неоднократно подвергался изменениям, в том числе под влиянием судебной практики. Так, например, в ряде случаев формулировка Закона о занятости не позволяла однозначно определить, каких именно лиц законодатель имел в виду, относя их к категории занятых граждан. В частности, это касалось лиц, являющихся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих лиц (абз. 10 ст. 2 Закона о занятости (в ред. от 20 апреля 1996 г.)).
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Содержащийся в ст. 2 Закона о занятости перечень занятых граждан неоднократно подвергался изменениям, в том числе под влиянием судебной практики. Так, например, в ряде случаев формулировка Закона о занятости не позволяла однозначно определить, каких именно лиц законодатель имел в виду, относя их к категории занятых граждан. В частности, это касалось лиц, являющихся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих лиц (абз. 10 ст. 2 Закона о занятости (в ред. от 20 апреля 1996 г.)).
"Комментарий к главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на доходы физических лиц"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В пп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ установлен социальный налоговый вычет по НДФЛ в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде пожертвований. При этом согласно ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, по бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В пп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ установлен социальный налоговый вычет по НДФЛ в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде пожертвований. При этом согласно ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, по бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Готовое решение: Как разработать и разместить в ЕИС положение о закупке по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования), по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и юридическими лицами, а также международными организациями;
(КонсультантПлюс, 2025)за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования), по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и юридическими лицами, а также международными организациями;
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)Минэкономразвития России в целях информирования налогоплательщиков о правах, предусмотренных подп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ, были подготовлены информационные материалы для юридических лиц - благотворителей, осуществляющих благотворительные пожертвования в адрес некоммерческих организаций.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)Минэкономразвития России в целях информирования налогоплательщиков о правах, предусмотренных подп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ, были подготовлены информационные материалы для юридических лиц - благотворителей, осуществляющих благотворительные пожертвования в адрес некоммерческих организаций.
Статья: О нормативном содержании термина "субъект гражданского права третьей категории" в Китае
(Ха Шуцзюй, Ню Даньтун)
("Закон", 2022, N 9)В первом случае термин употребляется параллельно с понятиями "гражданин (физическое лицо)" и "юридическое лицо", т.е. представляет собой указание на субъекта гражданского права третьей категории. Например, ст. 2 Закона "О благотворительности" установлено, что "действие настоящего Закона распространяется на благотворительную деятельность и деятельность, связанную с благотворительностью, осуществляемую физическими, юридическими лицами и иными организациями". Другим примером является ст. 19 Закона "О защите положения, прав и интересов военнослужащих", которая гласит, что "в случае причинения военнослужащими ущерба законным правам и интересам граждан, юридических лиц или других организаций вследствие выполнения ими задачи государство должно произвести компенсацию согласно соответствующим положениям". "Другие организации" здесь противопоставляются юридическим лицам и относятся к организациям, отличным от юридических лиц. Статья 51 ГПК КНР также содержит термин "другие организации" в числе перечня лиц, которые выступают сторонами гражданского процесса в качестве самостоятельного субъекта: "сторонами гражданского судопроизводства могут быть граждане, юридические лица и другие организации". Понятие "другие организации" закреплено в п. 52 Гражданского процессуального разъяснения, под данным термином понимаются организации, созданные в установленном законом порядке, имеющие определенные организационные структуры и свойства, но не являющиеся юридическими лицами. В этом пункте также перечисляются семь конкретных видов "других организаций". Из положений ГПК КНР видно, что "другие организации" должны соответствовать следующим условиям: организация должна быть создана в порядке и на условиях, предусмотренных законом и признаваться им; иметь определенную организационную структуру, которая позволяет обеспечить нормальную деятельность организации, например собственное наименование, служебные помещения, ответственное лицо, функциональные подразделения и т.д.; иметь определенное имущество, которым можно управлять самостоятельно и которое соизмеримо с масштабами бизнеса и хозяйственной деятельностью; не иметь правосубъектности и не нести самостоятельной ответственности <4>. Исходя из этих критериев можно отметить, что "другие организации" представляют собой новую самостоятельную категорию субъектов гражданского права, которую можно условно разделить на две подкатегории: одна из них включает в себя филиалы юридического лица, другая объединяет независимые организации, такие как индивидуальное предприятие, товарищество и т.д. Верховный народный суд не дает четких критериев, какие организации следует включать в состав "других организаций" и использует формулировку "другие организации, отвечающие условиям, предусмотренным настоящей статьей". Однако из приведенных критериев не представляется возможным точно определить содержание и значение понятия "другие организации" в качестве субъектов гражданского права.
(Ха Шуцзюй, Ню Даньтун)
("Закон", 2022, N 9)В первом случае термин употребляется параллельно с понятиями "гражданин (физическое лицо)" и "юридическое лицо", т.е. представляет собой указание на субъекта гражданского права третьей категории. Например, ст. 2 Закона "О благотворительности" установлено, что "действие настоящего Закона распространяется на благотворительную деятельность и деятельность, связанную с благотворительностью, осуществляемую физическими, юридическими лицами и иными организациями". Другим примером является ст. 19 Закона "О защите положения, прав и интересов военнослужащих", которая гласит, что "в случае причинения военнослужащими ущерба законным правам и интересам граждан, юридических лиц или других организаций вследствие выполнения ими задачи государство должно произвести компенсацию согласно соответствующим положениям". "Другие организации" здесь противопоставляются юридическим лицам и относятся к организациям, отличным от юридических лиц. Статья 51 ГПК КНР также содержит термин "другие организации" в числе перечня лиц, которые выступают сторонами гражданского процесса в качестве самостоятельного субъекта: "сторонами гражданского судопроизводства могут быть граждане, юридические лица и другие организации". Понятие "другие организации" закреплено в п. 52 Гражданского процессуального разъяснения, под данным термином понимаются организации, созданные в установленном законом порядке, имеющие определенные организационные структуры и свойства, но не являющиеся юридическими лицами. В этом пункте также перечисляются семь конкретных видов "других организаций". Из положений ГПК КНР видно, что "другие организации" должны соответствовать следующим условиям: организация должна быть создана в порядке и на условиях, предусмотренных законом и признаваться им; иметь определенную организационную структуру, которая позволяет обеспечить нормальную деятельность организации, например собственное наименование, служебные помещения, ответственное лицо, функциональные подразделения и т.д.; иметь определенное имущество, которым можно управлять самостоятельно и которое соизмеримо с масштабами бизнеса и хозяйственной деятельностью; не иметь правосубъектности и не нести самостоятельной ответственности <4>. Исходя из этих критериев можно отметить, что "другие организации" представляют собой новую самостоятельную категорию субъектов гражданского права, которую можно условно разделить на две подкатегории: одна из них включает в себя филиалы юридического лица, другая объединяет независимые организации, такие как индивидуальное предприятие, товарищество и т.д. Верховный народный суд не дает четких критериев, какие организации следует включать в состав "других организаций" и использует формулировку "другие организации, отвечающие условиям, предусмотренным настоящей статьей". Однако из приведенных критериев не представляется возможным точно определить содержание и значение понятия "другие организации" в качестве субъектов гражданского права.
Статья: Перспективы развития института завещательного возложения в свете сравнительно-правового анализа и судебной практики
(Щенникова Л.В.)
("Наследственное право", 2025, N 1)Значительными отличиями характеризуется регулирование исследуемого института в Латвийской Республике. В ГК Латвии от 28 января 1937 г. (в ред. от 19.11.2015) ему посвящено шесть параграфов (494 - 499) <13>. Отметим, по крайней мере, три качественные характеристики национального регулирования. Первая связана с возможностью для наследодателя ставить перед наследниками или общеполезные, или благотворительные цели. Собственно, название девятого подраздела ГК символично: "Завещания на общеполезные и благотворительные цели". Во-вторых, законодатель допускает возможность для наследодателя учредить для реализации сформулированных общеполезных или благотворительных целей юридическое лицо, которое будет выступать в качестве наследника или отказополучателя наследственного имущества. В-третьих, особыми правами наделяется нотариус на случай, когда не принимаются меры по исполнению целей завещания. По предложению прокурора или соответствующего учреждения нотариус принимает меры для назначения попечителя над имуществом с правами и обязанностями исполнителя завещания.
(Щенникова Л.В.)
("Наследственное право", 2025, N 1)Значительными отличиями характеризуется регулирование исследуемого института в Латвийской Республике. В ГК Латвии от 28 января 1937 г. (в ред. от 19.11.2015) ему посвящено шесть параграфов (494 - 499) <13>. Отметим, по крайней мере, три качественные характеристики национального регулирования. Первая связана с возможностью для наследодателя ставить перед наследниками или общеполезные, или благотворительные цели. Собственно, название девятого подраздела ГК символично: "Завещания на общеполезные и благотворительные цели". Во-вторых, законодатель допускает возможность для наследодателя учредить для реализации сформулированных общеполезных или благотворительных целей юридическое лицо, которое будет выступать в качестве наследника или отказополучателя наследственного имущества. В-третьих, особыми правами наделяется нотариус на случай, когда не принимаются меры по исполнению целей завещания. По предложению прокурора или соответствующего учреждения нотариус принимает меры для назначения попечителя над имуществом с правами и обязанностями исполнителя завещания.