Бесплатная юридическая помощь в Нижегородской области
Подборка наиболее важных документов по запросу Бесплатная юридическая помощь в Нижегородской области (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 16.07.2008 N 9-Г08-10
Об оставлении без изменения решения Нижегородского областного суда от 10.04.2008, которым удовлетворено заявление о признании недействующей статьи 1 Закона Нижегородской области "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" от 24.11.2004 N 131-З в части слов "имеющих инвалидность или являющихся пенсионерами".Также судом обоснованно признано несостоятельным утверждение Законодательного Собрания Нижегородской области о том, что Законом Нижегородской области от 10 октября 2003 года N 94-З "Об оказании юридической помощи гражданам Российской Федерации на территории Нижегородской области бесплатно" предусмотрено оказание бесплатной юридической помощи лицам, пострадавшим от политических репрессий, по вопросам, связанным с реабилитацией.
Об оставлении без изменения решения Нижегородского областного суда от 10.04.2008, которым удовлетворено заявление о признании недействующей статьи 1 Закона Нижегородской области "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" от 24.11.2004 N 131-З в части слов "имеющих инвалидность или являющихся пенсионерами".Также судом обоснованно признано несостоятельным утверждение Законодательного Собрания Нижегородской области о том, что Законом Нижегородской области от 10 октября 2003 года N 94-З "Об оказании юридической помощи гражданам Российской Федерации на территории Нижегородской области бесплатно" предусмотрено оказание бесплатной юридической помощи лицам, пострадавшим от политических репрессий, по вопросам, связанным с реабилитацией.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Представительство несовершеннолетних потерпевших в уголовном судопроизводстве: законное, профессиональное, адвокатское
(Артамонова Е.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 3)<22> В ряде других субъектов Российской Федерации, наоборот, из числа видов бесплатной юридической помощи, оказываемой несовершеннолетним за счет средств регионального бюджета, исключена юридическая помощь в сфере уголовного судопроизводства. См., например: Законы Самарской области от 13 июня 2012 г. N 51-ГД "О бесплатной юридической помощи в Самарской области" (п. 6 ч. 1 ст. 7) // https://docs.cntd.ru/document/945036850; г. Москвы от 4 октября 2006 г. N 49 "Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве" (п. 6 ст. 1.1) // https://docs.cntd.ru/document/3668435; Волгоградской области от 27 ноября 2012 г. N 164-ОД "О бесплатной юридической помощи на территории Волгоградской области" (п. 6 ч. 1 ст. 7) // https://docs.cntd.ru/document/453363132; Ростовской области от 24 декабря 2012 г. N 1017-ЗС "О бесплатной юридической помощи в Ростовской области" (п. 6 ч. 1 ст. 4) // https://docs.cntd.ru/document/453363132; Нижегородской области от 2 ноября 2012 г. N 144-З "О бесплатной юридической помощи в Нижегородской области" (п. 6 ч. 1 ст. 14) // https://docs.cntd.ru/document/944961183.
(Артамонова Е.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 3)<22> В ряде других субъектов Российской Федерации, наоборот, из числа видов бесплатной юридической помощи, оказываемой несовершеннолетним за счет средств регионального бюджета, исключена юридическая помощь в сфере уголовного судопроизводства. См., например: Законы Самарской области от 13 июня 2012 г. N 51-ГД "О бесплатной юридической помощи в Самарской области" (п. 6 ч. 1 ст. 7) // https://docs.cntd.ru/document/945036850; г. Москвы от 4 октября 2006 г. N 49 "Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве" (п. 6 ст. 1.1) // https://docs.cntd.ru/document/3668435; Волгоградской области от 27 ноября 2012 г. N 164-ОД "О бесплатной юридической помощи на территории Волгоградской области" (п. 6 ч. 1 ст. 7) // https://docs.cntd.ru/document/453363132; Ростовской области от 24 декабря 2012 г. N 1017-ЗС "О бесплатной юридической помощи в Ростовской области" (п. 6 ч. 1 ст. 4) // https://docs.cntd.ru/document/453363132; Нижегородской области от 2 ноября 2012 г. N 144-З "О бесплатной юридической помощи в Нижегородской области" (п. 6 ч. 1 ст. 14) // https://docs.cntd.ru/document/944961183.
Статья: Практика организации бесплатной юридической помощи: опыт субъектов Российской Федерации
(Уманская В.П.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)Система бесплатной юридической помощи функционирует куда более эффективно, когда в нее включены одновременно оба участника - и государственные юридические бюро, и адвокаты. Об этом свидетельствует доклад Министерства юстиции Российской Федерации. Например, такое сочетание встречается в следующих субъектах Российской Федерации: в Иркутской, Волгоградской, Ульяновской и Нижегородской областях, Краснодарском крае.
(Уманская В.П.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)Система бесплатной юридической помощи функционирует куда более эффективно, когда в нее включены одновременно оба участника - и государственные юридические бюро, и адвокаты. Об этом свидетельствует доклад Министерства юстиции Российской Федерации. Например, такое сочетание встречается в следующих субъектах Российской Федерации: в Иркутской, Волгоградской, Ульяновской и Нижегородской областях, Краснодарском крае.
Нормативные акты
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.03.2015 N 282
"Об одобрении проекта соглашения между Правительством Санкт-Петербурга и Правительством Нижегородской области о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, социальной, культурной и иных сферах"Стороны сотрудничают в сферах науки, образования, культуры, искусства, государственной охраны объектов культурного наследия, туризма и спорта, здравоохранения, социальной защиты и занятости населения, молодежной и семейной политики, взаимодействия органов исполнительной власти с негосударственными, некоммерческими организациями, развития институтов гражданского общества, поддержки детства и материнства, архитектуры и градостроительства, дорожно-транспортной инфраструктуры, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, профилактики негативных явлений в подростковой и молодежной среде, а также в сферах демографической политики, внутренней миграции, реализации мер по организации и обеспечению общественной, экономической, информационной безопасности, правопорядка, противодействия терроризму, экстремизму и коррупции, незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, в сферах мобилизации и мобилизационной подготовки и улучшения условий жизни населения Санкт-Петербурга и Нижегородской области, осуществляют информационный обмен по вопросам социальной защиты и социального обслуживания наиболее уязвимых групп населения, создания безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, оказания бесплатной юридической помощи гражданам.
"Об одобрении проекта соглашения между Правительством Санкт-Петербурга и Правительством Нижегородской области о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, социальной, культурной и иных сферах"Стороны сотрудничают в сферах науки, образования, культуры, искусства, государственной охраны объектов культурного наследия, туризма и спорта, здравоохранения, социальной защиты и занятости населения, молодежной и семейной политики, взаимодействия органов исполнительной власти с негосударственными, некоммерческими организациями, развития институтов гражданского общества, поддержки детства и материнства, архитектуры и градостроительства, дорожно-транспортной инфраструктуры, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, профилактики негативных явлений в подростковой и молодежной среде, а также в сферах демографической политики, внутренней миграции, реализации мер по организации и обеспечению общественной, экономической, информационной безопасности, правопорядка, противодействия терроризму, экстремизму и коррупции, незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, в сферах мобилизации и мобилизационной подготовки и улучшения условий жизни населения Санкт-Петербурга и Нижегородской области, осуществляют информационный обмен по вопросам социальной защиты и социального обслуживания наиболее уязвимых групп населения, создания безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, оказания бесплатной юридической помощи гражданам.
Приказ Минкультуры России от 17.08.2017 N 1396
"О выдаче разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия"- археологу общества с ограниченной ответственностью "Наше наследие" Березиной Наталии Степановне на проведение археологических раскопок на территории объекта культурного наследия федерального значения "Культурный слой города Нижний Новгород" в г. Нижний Новгород по ул. Ковалихинская на участке строительства штаб-квартиры Нижегородской нотариальной палаты, центра оказания бесплатной юридической помощи населению Нижегородской области, учебно-методического центра по профессиональной подготовке и повышению квалификации нотариусов Нижегородской нотариальной палаты со сроком действия до 31 декабря 2017 г.;
"О выдаче разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия"- археологу общества с ограниченной ответственностью "Наше наследие" Березиной Наталии Степановне на проведение археологических раскопок на территории объекта культурного наследия федерального значения "Культурный слой города Нижний Новгород" в г. Нижний Новгород по ул. Ковалихинская на участке строительства штаб-квартиры Нижегородской нотариальной палаты, центра оказания бесплатной юридической помощи населению Нижегородской области, учебно-методического центра по профессиональной подготовке и повышению квалификации нотариусов Нижегородской нотариальной палаты со сроком действия до 31 декабря 2017 г.;
Статья: Сравнительно-правовой анализ законодательных актов, принятых субъектами Российской Федерации и регулирующих оказание бесплатной юридической помощи на их территориях
(Яшина О.Н.)
("Адвокат", 2013, N 4)<4> Закон Нижегородской области от 25 октября 2012 г. "О бесплатной юридической помощи в Нижегородской области".
(Яшина О.Н.)
("Адвокат", 2013, N 4)<4> Закон Нижегородской области от 25 октября 2012 г. "О бесплатной юридической помощи в Нижегородской области".
Статья: Кормушка для назначенцев. Размышления по поводу законопроекта о бесплатной юридической помощи
(Мельниченко Р.)
("ЭЖ-Юрист", 2011, N 38)<1> Решение Совета палаты адвокатов Нижегородской области "Об изменении порядка оказания юридической помощи гражданам РФ на территории Нижегородской области бесплатно в связи с изменениями, внесенными в Закон Нижегородской области "Об оказании юридической помощи гражданам Российской Федерации на территории Нижегородской области бесплатно" (Протокол от 12.01.2011 N 1).
(Мельниченко Р.)
("ЭЖ-Юрист", 2011, N 38)<1> Решение Совета палаты адвокатов Нижегородской области "Об изменении порядка оказания юридической помощи гражданам РФ на территории Нижегородской области бесплатно в связи с изменениями, внесенными в Закон Нижегородской области "Об оказании юридической помощи гражданам Российской Федерации на территории Нижегородской области бесплатно" (Протокол от 12.01.2011 N 1).
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"
(постатейный)
(под ред. А.Г. Кучерены)
("Деловой двор", 2009)В соответствии с п. 2 ст. 26 комментируемого Закона перечень документов, необходимых для получения гражданами Российской Федерации бесплатной юридической помощи, а также порядок предоставления указанных документов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, как-то: Законом Нижегородской области от 23 июля 2004 г. N 76-З "О государственной поддержке адвокатской деятельности и адвокатуры в Нижегородской области" <1>, Законом Тамбовской области от 23 апреля 2004 г. N 206-З "О регулировании общественных отношений в сфере адвокатуры, государственной поддержке адвокатской деятельности и организации бесплатной юридической помощи в Тамбовской области" <2>.
(постатейный)
(под ред. А.Г. Кучерены)
("Деловой двор", 2009)В соответствии с п. 2 ст. 26 комментируемого Закона перечень документов, необходимых для получения гражданами Российской Федерации бесплатной юридической помощи, а также порядок предоставления указанных документов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, как-то: Законом Нижегородской области от 23 июля 2004 г. N 76-З "О государственной поддержке адвокатской деятельности и адвокатуры в Нижегородской области" <1>, Законом Тамбовской области от 23 апреля 2004 г. N 206-З "О регулировании общественных отношений в сфере адвокатуры, государственной поддержке адвокатской деятельности и организации бесплатной юридической помощи в Тамбовской области" <2>.
Статья: Роль государственных юридических бюро в реализации прав граждан на бесплатную юридическую помощь
(Чумакова О.В.)
("Современное право", 2014, N 4)Федеральное законодательство позволяет субъектам Российской Федерации самостоятельно дополнять список участников системы бесплатной юридической помощи, однако все рассмотренные автором законы не имеют по этому пункту дополнений федеральных норм. "Законы Карачаево-Черкесской Республики и Нижегородской области предусмотрели процедуры создания некоторых организаций, являющихся участниками системы оказания бесплатной юридической помощи. <...> Так, в Законе Карачаево-Черкесской Республики предусмотрен порядок создания государственного юридического бюро. А в Законе Нижегородской области указан процесс создания государственных юридических бюро, создающихся по решению правительства Нижегородской области, и муниципальных, в создании которых участвуют органы местного самоуправления" [2, с. 35 - 40]. С учетом того, что решение о том, кто будет основным участником государственной системы бесплатной юридической помощи, принимается тоже на уровне субъекта Российской Федерации, представляется интересным анализ регионального законодательства с целью выявления основных игроков на данном поле. Чаще всего главными участниками государственной системы оказания бесплатной юридической помощи по региональному законодательству становились адвокаты. Они являются основным участником оказания бесплатной юридической помощи в 60 субъектах Российской Федерации. Государственные юридические бюро действуют в качестве главного участника государственной системы оказания правовой помощи в 10 субъектах Российской Федерации (Тамбовская область, Архангельская область, Ненецкий автономный округ, Пензенская область, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика, Республика Калмыкия, Камчатский край, Еврейская автономная область, Магаданская область). В 12 субъектах Российской Федерации государственные юридические бюро и адвокаты являются участниками государственной системы оказания бесплатной юридической помощи совместно (Томская область, Иркутская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Свердловская область, Волгоградская область, Ульяновская область, Самарская область, Пермский край, Оренбургская область, Калининградская область, Республика Карелия, Московская область). Красноярский край - единственный регион, который в этом вопросе еще не определился.
(Чумакова О.В.)
("Современное право", 2014, N 4)Федеральное законодательство позволяет субъектам Российской Федерации самостоятельно дополнять список участников системы бесплатной юридической помощи, однако все рассмотренные автором законы не имеют по этому пункту дополнений федеральных норм. "Законы Карачаево-Черкесской Республики и Нижегородской области предусмотрели процедуры создания некоторых организаций, являющихся участниками системы оказания бесплатной юридической помощи. <...> Так, в Законе Карачаево-Черкесской Республики предусмотрен порядок создания государственного юридического бюро. А в Законе Нижегородской области указан процесс создания государственных юридических бюро, создающихся по решению правительства Нижегородской области, и муниципальных, в создании которых участвуют органы местного самоуправления" [2, с. 35 - 40]. С учетом того, что решение о том, кто будет основным участником государственной системы бесплатной юридической помощи, принимается тоже на уровне субъекта Российской Федерации, представляется интересным анализ регионального законодательства с целью выявления основных игроков на данном поле. Чаще всего главными участниками государственной системы оказания бесплатной юридической помощи по региональному законодательству становились адвокаты. Они являются основным участником оказания бесплатной юридической помощи в 60 субъектах Российской Федерации. Государственные юридические бюро действуют в качестве главного участника государственной системы оказания правовой помощи в 10 субъектах Российской Федерации (Тамбовская область, Архангельская область, Ненецкий автономный округ, Пензенская область, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика, Республика Калмыкия, Камчатский край, Еврейская автономная область, Магаданская область). В 12 субъектах Российской Федерации государственные юридические бюро и адвокаты являются участниками государственной системы оказания бесплатной юридической помощи совместно (Томская область, Иркутская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Свердловская область, Волгоградская область, Ульяновская область, Самарская область, Пермский край, Оренбургская область, Калининградская область, Республика Карелия, Московская область). Красноярский край - единственный регион, который в этом вопросе еще не определился.
Статья: Финансовое обеспечение конституционного права на бесплатную юридическую помощь
(Кривоносова О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2007, N 11)Интересно, что в Нижегородской области размеры оплаты труда адвоката, оказывающего бесплатную юридическую помощь, иные, и они определены Положением "О размере и порядке компенсации расходов адвокату, оказывающему юридическую помощь гражданам Российской Федерации на территории Нижегородской области бесплатно" <9>, утвержденным одноименным Постановлением Правительства Нижегородской области от 4 августа 2005 года N 177 (в редакции Постановления Правительства Нижегородской области от 25 мая 2006 г. N 182).
(Кривоносова О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2007, N 11)Интересно, что в Нижегородской области размеры оплаты труда адвоката, оказывающего бесплатную юридическую помощь, иные, и они определены Положением "О размере и порядке компенсации расходов адвокату, оказывающему юридическую помощь гражданам Российской Федерации на территории Нижегородской области бесплатно" <9>, утвержденным одноименным Постановлением Правительства Нижегородской области от 4 августа 2005 года N 177 (в редакции Постановления Правительства Нижегородской области от 25 мая 2006 г. N 182).
Статья: Правовое регулирование полномочий нотариусов как участников государственной системы бесплатной юридической помощи
(Виноградова П.А.)
("Нотариус", 2013, N 6)Нотариусы являются участниками государственной системы бесплатной юридической помощи в Республике Дагестан, Республике Карелия, Республике Коми, Республике Саха (Якутия), Удмуртской Республике, Чувашской Республике, Пермском крае, Приморском крае, Архангельской области, Московской области, Нижегородской области, Тамбовской области, Еврейской автономной области и Ненецком автономном округе.
(Виноградова П.А.)
("Нотариус", 2013, N 6)Нотариусы являются участниками государственной системы бесплатной юридической помощи в Республике Дагестан, Республике Карелия, Республике Коми, Республике Саха (Якутия), Удмуртской Республике, Чувашской Республике, Пермском крае, Приморском крае, Архангельской области, Московской области, Нижегородской области, Тамбовской области, Еврейской автономной области и Ненецком автономном округе.