Бесхозяйный скотомогильник
Подборка наиболее важных документов по запросу Бесхозяйный скотомогильник (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2024 N 12АП-10561/2023 по делу N А06-3252/2023
Требование: О взыскании задолженности по оплате оказанных услуг по государственному контракту на оказание услуг по разработке проекта санитарно-защитной зоны.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Напротив, данные обстоятельства: описание объекта закупки, земельного участка, на котором находится бесхозяйный сибиреязвенный скотомогильник отражены в п. 10 заявки на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), данные о категории и виде разрешенного земельного участка имелись в открытом доступе, кадастровый номер объекта указан в приложении N 1 к техническому заданию.
Требование: О взыскании задолженности по оплате оказанных услуг по государственному контракту на оказание услуг по разработке проекта санитарно-защитной зоны.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Напротив, данные обстоятельства: описание объекта закупки, земельного участка, на котором находится бесхозяйный сибиреязвенный скотомогильник отражены в п. 10 заявки на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), данные о категории и виде разрешенного земельного участка имелись в открытом доступе, кадастровый номер объекта указан в приложении N 1 к техническому заданию.
Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.10.2024 N 88а-18814/2024 (УИД 45RS0026-01-2024-005896-18)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Выявлены нарушения при осуществлении сбора, утилизации и уничтожении биологических отходов на территории Белозерского района Курганской области.
Решение: Удовлетворено.Материалами дела не подтверждается, что спорные скотомогильники поставлены муниципальным образованием на учет в качестве бесхозяйного имущества.
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Выявлены нарушения при осуществлении сбора, утилизации и уничтожении биологических отходов на территории Белозерского района Курганской области.
Решение: Удовлетворено.Материалами дела не подтверждается, что спорные скотомогильники поставлены муниципальным образованием на учет в качестве бесхозяйного имущества.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обеспечение химической и биологической безопасности - важнейший компонент системы национальной безопасности Российской Федерации
(Ларин А.И.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 10)- совершенствование нормативно-правового регулирования в области обеспечения биологической безопасности при сборе, хранении, перемещении, утилизации и уничтожении биологических отходов, при эксплуатации объектов уничтожения биологических отходов, в том числе скотомогильников, а также обращение бесхозяйных объектов уничтожения биологических отходов в собственность органов государственной власти субъектов РФ;
(Ларин А.И.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 10)- совершенствование нормативно-правового регулирования в области обеспечения биологической безопасности при сборе, хранении, перемещении, утилизации и уничтожении биологических отходов, при эксплуатации объектов уничтожения биологических отходов, в том числе скотомогильников, а также обращение бесхозяйных объектов уничтожения биологических отходов в собственность органов государственной власти субъектов РФ;
"Участие государства в современном цивилистическом процессе: монография"
(Смагина Е.С.)
("Статут", 2021)Практика вынуждена искать пути выхода из сложившейся ситуации - прокуроры теперь заявляют иски в интересах неопределенного круга лиц к органам власти субъектов Российской Федерации, например, о возложении обязанности обратить в собственность скотомогильники и организовать проведение работ по приведению скотомогильника в надлежащее состояние <1>. Однако в условиях существования специальной процедуры судебного признания права собственности на бесхозяйное имущество такое решение нельзя признать удовлетворительным. Кроме того, в отношении иных объектов, право собственности на которые не может принадлежать муниципальным образованиям, устоявшейся судебной практики не существует.
(Смагина Е.С.)
("Статут", 2021)Практика вынуждена искать пути выхода из сложившейся ситуации - прокуроры теперь заявляют иски в интересах неопределенного круга лиц к органам власти субъектов Российской Федерации, например, о возложении обязанности обратить в собственность скотомогильники и организовать проведение работ по приведению скотомогильника в надлежащее состояние <1>. Однако в условиях существования специальной процедуры судебного признания права собственности на бесхозяйное имущество такое решение нельзя признать удовлетворительным. Кроме того, в отношении иных объектов, право собственности на которые не может принадлежать муниципальным образованиям, устоявшейся судебной практики не существует.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 11.03.2019 N 97
(ред. от 24.01.2025)
"Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу"12) совершенствование нормативно-правового регулирования в области обеспечения биологической безопасности при сборе, хранении, перемещении, утилизации и уничтожении биологических отходов, при эксплуатации объектов уничтожения биологических отходов, в том числе скотомогильников, а также обращение бесхозяйных объектов уничтожения биологических отходов в собственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
(ред. от 24.01.2025)
"Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу"12) совершенствование нормативно-правового регулирования в области обеспечения биологической безопасности при сборе, хранении, перемещении, утилизации и уничтожении биологических отходов, при эксплуатации объектов уничтожения биологических отходов, в том числе скотомогильников, а также обращение бесхозяйных объектов уничтожения биологических отходов в собственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
Решение Верховного Суда РФ от 11.04.2006 N ГКПИ06-139
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими пунктов 6.1 и 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469>Скотомогильники не могут быть бесхозяйными, поэтому в пункте 6.1 Правил определено, что скотомогильники и биотермические ямы, принадлежащие организациям, эксплуатируются за их счет; остальные - являются объектами муниципальной собственности.
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими пунктов 6.1 и 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469>Скотомогильники не могут быть бесхозяйными, поэтому в пункте 6.1 Правил определено, что скотомогильники и биотермические ямы, принадлежащие организациям, эксплуатируются за их счет; остальные - являются объектами муниципальной собственности.
Статья: Чрезвычайные обстоятельства как угрозы безопасности и меры их предотвращения
(Федотова Ю.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)Проанализировав международный уровень правового регулирования, нужно подчеркнуть, что, безусловно, предупреждение, предотвращение опасных природных явлений, в том числе наводнений и паводков, и ликвидация их последствий являются задачей национальных, российских органов публичной власти, как общефедеральных, так и региональных и муниципальных. Граждане, их объединения и организации участвуют в реализации принятых мер, прежде всего защитных. Так, например, главой государства был доведен Перечень поручений по вопросам ликвидации последствий паводков в отдельных субъектах Российской Федерации, утвержденный им 21 мая 2024 г., N Пр-964. Водным кодексом Российской Федерации определен правовой режим зон затопления и подтопления (ст. 67.1). Установлены запреты на возведение на них объектов капитального строительства, не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод, использование сточных вод в целях повышения почвенного плодородия, размещение скотомогильников, кладбищ, объектов размещения отходов производства и потребления, вредных веществ и т.д. Инженерная защита таких территорий предполагает прежде всего строительство водоограждающих дамб, берегоукрепительных сооружений, искусственное повышение поверхности территорий, устройство свайных фундаментов и др. Что касается населенных пунктов, установления лишь указанных запретов не достаточно: необходимо введение обязанностей по благоустройству данных территорий с учетом требований инженерной защиты. Такие новации предотвратят бесхозяйственное отношение к ним, а запущенное состояние таких территорий, не пригодных для проживания и размещения прочих объектов, не будет угрожать иным, занятым территориям. Кроме того, во время наводнений и паводков некоторые участки автомобильных и железных дорог оказываются в зоне затопления, при этом своевременное строительство более высокого уровня дорожного полотна, мостов и виадуков на таких участках предотвратило бы проблемы с транспортной доступностью населенных пунктов, которые могут оказаться в изоляции в связи с наводнением на близлежащих территориях.
(Федотова Ю.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)Проанализировав международный уровень правового регулирования, нужно подчеркнуть, что, безусловно, предупреждение, предотвращение опасных природных явлений, в том числе наводнений и паводков, и ликвидация их последствий являются задачей национальных, российских органов публичной власти, как общефедеральных, так и региональных и муниципальных. Граждане, их объединения и организации участвуют в реализации принятых мер, прежде всего защитных. Так, например, главой государства был доведен Перечень поручений по вопросам ликвидации последствий паводков в отдельных субъектах Российской Федерации, утвержденный им 21 мая 2024 г., N Пр-964. Водным кодексом Российской Федерации определен правовой режим зон затопления и подтопления (ст. 67.1). Установлены запреты на возведение на них объектов капитального строительства, не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод, использование сточных вод в целях повышения почвенного плодородия, размещение скотомогильников, кладбищ, объектов размещения отходов производства и потребления, вредных веществ и т.д. Инженерная защита таких территорий предполагает прежде всего строительство водоограждающих дамб, берегоукрепительных сооружений, искусственное повышение поверхности территорий, устройство свайных фундаментов и др. Что касается населенных пунктов, установления лишь указанных запретов не достаточно: необходимо введение обязанностей по благоустройству данных территорий с учетом требований инженерной защиты. Такие новации предотвратят бесхозяйственное отношение к ним, а запущенное состояние таких территорий, не пригодных для проживания и размещения прочих объектов, не будет угрожать иным, занятым территориям. Кроме того, во время наводнений и паводков некоторые участки автомобильных и железных дорог оказываются в зоне затопления, при этом своевременное строительство более высокого уровня дорожного полотна, мостов и виадуков на таких участках предотвратило бы проблемы с транспортной доступностью населенных пунктов, которые могут оказаться в изоляции в связи с наводнением на близлежащих территориях.