Бесхозяйные объекты электроэнергетики
Подборка наиболее важных документов по запросу Бесхозяйные объекты электроэнергетики (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 28 "Государственное регулирование надежности и безопасности в сфере электроэнергетики и качества электрической энергии" Федерального закона "Об электроэнергетике""Исходя из положений пункта 4 статьи 28 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", бремя содержания бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства возложено на организации, осуществляющие их эксплуатацию. При этом законом гарантировано возмещение таким организациям экономически обоснованных расходов, связанных с эксплуатацией соответствующих объектов, при установлении цен (тарифов) на оказываемые ими услуги."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 28 "Государственное регулирование надежности и безопасности в сфере электроэнергетики и качества электрической энергии" Федерального закона "Об электроэнергетике"
(Арбитражный суд Уральского округа)Общество, полагая, что бремя содержания бесхозяйного имущества (трансформаторов) несет муниципальное образование как балансодержатель данного имущества, а кабельных линий - предприниматель как сторона по договору, предъявило иск о взыскании с предпринимателя и муниципального образования стоимости потерь электроэнергии в бесхозяйных объектах.
(Арбитражный суд Уральского округа)Общество, полагая, что бремя содержания бесхозяйного имущества (трансформаторов) несет муниципальное образование как балансодержатель данного имущества, а кабельных линий - предприниматель как сторона по договору, предъявило иск о взыскании с предпринимателя и муниципального образования стоимости потерь электроэнергии в бесхозяйных объектах.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Бесхозяйные сети: понятие, ответственность за их содержание
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Ответственность за содержание бесхозяйных
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Ответственность за содержание бесхозяйных
Статья: Приобретение права собственности на бесхозяйные линейные объекты в упрощенном порядке
(Мурзин Д.В.)
("Закон", 2023, N 12)В российском законодательстве термин "линейный объект" раскрывается лишь путем перечисления отдельных видов этих объектов. Например, в п. 1 ст. 133.1 ГК РФ в качестве примеров линейных объектов приводятся железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и др. Вопросы о правах на бесхозяйные линейные объекты возникали в основном в сфере энергетики и особенно у электросетевых организаций, которые были вынуждены нести расходы, связанные с проведением мероприятий по поддержанию этих объектов в надлежащем состоянии, что, в свою очередь, вызывало проблемы с тарифным регулированием цен на услуги по передаче электроэнергии <7>. Законодатель эту проблему уже давно разрешил: экономически обоснованные расходы, связанные с эксплуатацией всяких (не только линейных) бесхозяйных объектов электроэнергетики <8>, учитываются в полном объеме при установлении цен (тарифов) для организаций, осуществляющих эксплуатацию таких объектов (п. 4 ст. 28 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"). Вопрос о правах на объекты был в 2013 году предметом рассмотрения в Высшем Арбитражном Суде РФ, который выработал следующую, не изменившуюся с тех пор правовую позицию: "Бесхозяйные сети являются частью электросетевого хозяйства, с использованием которого сетевые организации оказывают услуги по передаче электроэнергии и получают соответствующую оплату. Передача электроэнергии сетевой организацией по бесхозяйным электросетям является законным основанием пользования этим имуществом" <9>.
(Мурзин Д.В.)
("Закон", 2023, N 12)В российском законодательстве термин "линейный объект" раскрывается лишь путем перечисления отдельных видов этих объектов. Например, в п. 1 ст. 133.1 ГК РФ в качестве примеров линейных объектов приводятся железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и др. Вопросы о правах на бесхозяйные линейные объекты возникали в основном в сфере энергетики и особенно у электросетевых организаций, которые были вынуждены нести расходы, связанные с проведением мероприятий по поддержанию этих объектов в надлежащем состоянии, что, в свою очередь, вызывало проблемы с тарифным регулированием цен на услуги по передаче электроэнергии <7>. Законодатель эту проблему уже давно разрешил: экономически обоснованные расходы, связанные с эксплуатацией всяких (не только линейных) бесхозяйных объектов электроэнергетики <8>, учитываются в полном объеме при установлении цен (тарифов) для организаций, осуществляющих эксплуатацию таких объектов (п. 4 ст. 28 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"). Вопрос о правах на объекты был в 2013 году предметом рассмотрения в Высшем Арбитражном Суде РФ, который выработал следующую, не изменившуюся с тех пор правовую позицию: "Бесхозяйные сети являются частью электросетевого хозяйства, с использованием которого сетевые организации оказывают услуги по передаче электроэнергии и получают соответствующую оплату. Передача электроэнергии сетевой организацией по бесхозяйным электросетям является законным основанием пользования этим имуществом" <9>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ
(ред. от 25.10.2024)
"Об электроэнергетике"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)4. При установлении цен (тарифов) для организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства и (или) иных объектов электроэнергетики, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, должны учитываться в полном объеме экономически обоснованные расходы, связанные с эксплуатацией таких объектов. Указанные организации несут бремя содержания таких объектов.
(ред. от 25.10.2024)
"Об электроэнергетике"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)4. При установлении цен (тарифов) для организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства и (или) иных объектов электроэнергетики, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, должны учитываться в полном объеме экономически обоснованные расходы, связанные с эксплуатацией таких объектов. Указанные организации несут бремя содержания таких объектов.
Приказ Минэнерго России от 04.10.2022 N 1070
(ред. от 09.12.2024)
"Об утверждении Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации и о внесении изменений в приказы Минэнерго России от 13 сентября 2018 г. N 757, от 12 июля 2018 г. N 548"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2022 N 71384)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4(1). Эксплуатация бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства в соответствии с требованиями абзаца второго пункта 1 статьи 38 Федерального закона "Об электроэнергетике" и Правил осуществляется системообразующей территориальной сетевой организацией в порядке и в объеме, которые определяются техническим руководителем системообразующей территориальной сетевой организации по результатам оценки технического состояния оборудования.
(ред. от 09.12.2024)
"Об утверждении Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации и о внесении изменений в приказы Минэнерго России от 13 сентября 2018 г. N 757, от 12 июля 2018 г. N 548"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2022 N 71384)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4(1). Эксплуатация бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства в соответствии с требованиями абзаца второго пункта 1 статьи 38 Федерального закона "Об электроэнергетике" и Правил осуществляется системообразующей территориальной сетевой организацией в порядке и в объеме, которые определяются техническим руководителем системообразующей территориальной сетевой организации по результатам оценки технического состояния оборудования.
Готовое решение: Кто содержит и обслуживает бесхозяйное имущество
(КонсультантПлюс, 2025)организации, эксплуатирующие бесхозяйные объекты электроэнергетики (п. 4 ст. 28 Закона об электроэнергетике);
(КонсультантПлюс, 2025)организации, эксплуатирующие бесхозяйные объекты электроэнергетики (п. 4 ст. 28 Закона об электроэнергетике);
Статья: О некоторых вопросах определения границ балансовой принадлежности и расчетов по приборам учета при заключении государственных контрактов на поставку коммунальных услуг с воинской частью (на примере государственного контракта электроснабжения)
(Влах Е.Г.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 9)2.3. Работа с бесхозяйными сетями. В связи с выявлением бесхозяйных электросетей необходимо направлять заявления в муниципальный орган местного самоуправления по месту расположения организации и Министерство топлива и энергетики субъекта Российской Федерации об обнаружении объектов бесхозяйного имущества электроэнергетики с указанием месторасположения объекта, его наименования (назначения), а также иных данных, характеризующих объект и его состояние. К заявлению могут быть приложены фотоматериалы, акты осмотра, иные документы, подтверждающие обстоятельства, изложенные в заявлении.
(Влах Е.Г.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 9)2.3. Работа с бесхозяйными сетями. В связи с выявлением бесхозяйных электросетей необходимо направлять заявления в муниципальный орган местного самоуправления по месту расположения организации и Министерство топлива и энергетики субъекта Российской Федерации об обнаружении объектов бесхозяйного имущества электроэнергетики с указанием месторасположения объекта, его наименования (назначения), а также иных данных, характеризующих объект и его состояние. К заявлению могут быть приложены фотоматериалы, акты осмотра, иные документы, подтверждающие обстоятельства, изложенные в заявлении.