БАзовая и универсальная лицензия
Подборка наиболее важных документов по запросу БАзовая и универсальная лицензия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об учете в капитале субординированного депозита, привлеченного до 01.04.2024, в случае изменения статуса банка с универсальной лицензией на банк с базовой лицензией.
(Письмо Банка России от 15.05.2024 N 646-Р-2024/10)Вопрос: Банк с универсальной лицензией включает в состав дополнительного капитала субординированный депозит, привлеченный до 01.04.2024. Банк планирует изменить статус и стать банком с базовой лицензией.
(Письмо Банка России от 15.05.2024 N 646-Р-2024/10)Вопрос: Банк с универсальной лицензией включает в состав дополнительного капитала субординированный депозит, привлеченный до 01.04.2024. Банк планирует изменить статус и стать банком с базовой лицензией.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 11.4. Порядок получения банком с универсальной лицензией статуса банка с базовой лицензией, банком с базовой лицензией статуса банка с универсальной лицензией
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 11.4. Порядок получения банком с универсальной лицензией статуса банка с базовой лицензией, банком с базовой лицензией статуса банка с универсальной лицензией
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
(ред. от 31.07.2025)
"О банках и банковской деятельности"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.11.2025)Банк с универсальной лицензией - банк, который имеет право осуществлять банковские операции, указанные в части первой статьи 5 настоящего Федерального закона.
(ред. от 31.07.2025)
"О банках и банковской деятельности"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.11.2025)Банк с универсальной лицензией - банк, который имеет право осуществлять банковские операции, указанные в части первой статьи 5 настоящего Федерального закона.
Статья: Металлические счета
(Темирплатов С.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Правом открывать клиентам металлические счета обладают банки с универсальной и базовой лицензиями (ч. 3, 4 ст. 1, п. 7.2 ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 5.1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности").
(Темирплатов С.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Правом открывать клиентам металлические счета обладают банки с универсальной и базовой лицензиями (ч. 3, 4 ст. 1, п. 7.2 ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 5.1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности").
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Вопрос 361: Норму третьего абзаца пункта 2.3 Инструкции Банка России от 06.12.2017 N 183-И предложено полностью исключить как не имеющую ничего общего с определением реального риска по субъекту РФ/муниципальному образованию РФ в кредитном портфеле кредитной организации и носящей дискриминационный характер для банков с базовой лицензией по отношению к банкам с универсальной лицензией, для которых такой коэффициент риска установлен в 5-кратном меньшем размере.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Вопрос 361: Норму третьего абзаца пункта 2.3 Инструкции Банка России от 06.12.2017 N 183-И предложено полностью исключить как не имеющую ничего общего с определением реального риска по субъекту РФ/муниципальному образованию РФ в кредитном портфеле кредитной организации и носящей дискриминационный характер для банков с базовой лицензией по отношению к банкам с универсальной лицензией, для которых такой коэффициент риска установлен в 5-кратном меньшем размере.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Статья 38 Закона о Банке России устанавливает, что размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), коэффициент усреднения обязательных резервов, а также порядок выполнения кредитными организациями обязательных резервных требований, включая порядок депонирования обязательных резервов в Банке России, устанавливаются Советом директоров. Однако нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для банков с универсальной лицензией, банков с базовой лицензией и небанковских кредитных организаций. Они не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов. При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ключевой ставки Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Статья 38 Закона о Банке России устанавливает, что размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), коэффициент усреднения обязательных резервов, а также порядок выполнения кредитными организациями обязательных резервных требований, включая порядок депонирования обязательных резервов в Банке России, устанавливаются Советом директоров. Однако нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для банков с универсальной лицензией, банков с базовой лицензией и небанковских кредитных организаций. Они не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов. При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ключевой ставки Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.
"Комментарий к Федеральному закону от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В положениях указанной статьи также даны определения двух видов кредитной организации - банка и небанковской кредитной организации. В свою очередь, также даны определения двух видов банков - банка с универсальной лицензией и банка с базовой лицензией, а также предусмотрены три вида небанковских кредитных организаций: небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, небанковская кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", и небанковская кредитная организация - центральный контрагент, осуществляющая функции в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" (наименование в ред. Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 403-ФЗ) <21>.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В положениях указанной статьи также даны определения двух видов кредитной организации - банка и небанковской кредитной организации. В свою очередь, также даны определения двух видов банков - банка с универсальной лицензией и банка с базовой лицензией, а также предусмотрены три вида небанковских кредитных организаций: небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, небанковская кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", и небанковская кредитная организация - центральный контрагент, осуществляющая функции в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" (наименование в ред. Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 403-ФЗ) <21>.
Статья: Цифровые банки на рынке банковских услуг: необходимость правового регулирования деятельности
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2024, N 4)Анализ ст. 1 - 2 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" позволяет констатировать, что Закон не содержит специальной нормы, регламентирующей правовое положение цифрового банка, исходя из чего можно сделать вывод, что цифровой банк является разновидностью кредитной организации - банком, имеющим право осуществлять банковские операции на основе базовой либо универсальной лицензии. При этом цифровой формат функционирования банка не противоречит действующему банковскому законодательству.
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2024, N 4)Анализ ст. 1 - 2 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" позволяет констатировать, что Закон не содержит специальной нормы, регламентирующей правовое положение цифрового банка, исходя из чего можно сделать вывод, что цифровой банк является разновидностью кредитной организации - банком, имеющим право осуществлять банковские операции на основе базовой либо универсальной лицензии. При этом цифровой формат функционирования банка не противоречит действующему банковскому законодательству.
Статья: Комиссии в отношениях по банковскому вкладу (депозиту)
(Курбатов А.Я.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2021, N 4)Право привлечения во вклады денежных средств физических лиц в соответствии со ст. 36 Закона о банках по общему правилу может быть предоставлено банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет. Им выдается базовая или универсальная лицензия с правом привлечения во вклады денежных средств физических лиц. При получении такой лицензии у них возникает обязанность страхования этих вкладов.
(Курбатов А.Я.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2021, N 4)Право привлечения во вклады денежных средств физических лиц в соответствии со ст. 36 Закона о банках по общему правилу может быть предоставлено банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет. Им выдается базовая или универсальная лицензия с правом привлечения во вклады денежных средств физических лиц. При получении такой лицензии у них возникает обязанность страхования этих вкладов.
Статья: Рейтинговое агентство - банк - регулятор: в каких точках взаимодействия создаются условия для успешного кредитования
(Молодцов А., Лаврентьева А., Чаговец А.)
("Банковское кредитование", 2023, N 4)По информации Кристины Алешиной, начальника управления надзора за операторами платформ и информационными сервисами департамента инфраструктуры финансового рынка Банка России, в распределении кредитных рейтингов по отраслям вторые по значимости - банки. Последним присвоено порядка 200 рейтингов, среди них кредитные организации и с базовой, и с универсальной лицензией.
(Молодцов А., Лаврентьева А., Чаговец А.)
("Банковское кредитование", 2023, N 4)По информации Кристины Алешиной, начальника управления надзора за операторами платформ и информационными сервисами департамента инфраструктуры финансового рынка Банка России, в распределении кредитных рейтингов по отраслям вторые по значимости - банки. Последним присвоено порядка 200 рейтингов, среди них кредитные организации и с базовой, и с универсальной лицензией.
Статья: Цифровые банки в экосистеме маркетплейсов: необходимо ли специальное регулирование?
(Сиземова О.Б., Бурова А.Ю.)
("Банковское право", 2025, N 3)Профессор Г.Ф. Ручкина справедливо отмечает, что ключевой особенностью цифрового банка является не только традиционное для кредитной организации (банка) осуществление деятельности на основании специального разрешения (универсальной или базовой лицензии), но и совершение банковских операций исключительно "в дистанционном формате взаимодействия банка и клиента посредством приложения на мобильном устройстве или через браузер компьютера на сайте банка или через специальное устройство для обслуживания банковских карт (банкомат)" <1>.
(Сиземова О.Б., Бурова А.Ю.)
("Банковское право", 2025, N 3)Профессор Г.Ф. Ручкина справедливо отмечает, что ключевой особенностью цифрового банка является не только традиционное для кредитной организации (банка) осуществление деятельности на основании специального разрешения (универсальной или базовой лицензии), но и совершение банковских операций исключительно "в дистанционном формате взаимодействия банка и клиента посредством приложения на мобильном устройстве или через браузер компьютера на сайте банка или через специальное устройство для обслуживания банковских карт (банкомат)" <1>.