Банковское и казначЕйское сопровождение
Подборка наиболее важных документов по запросу Банковское и казначЕйское сопровождение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 8 "Исполнение требований, содержащихся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, банками и иными кредитными организациями" Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве""Довод Учреждения о возможности применения норм пункта 1 и 2 статьи 8 Закона N 229-ФЗ по аналогии также отклонен правомерно в силу части 6 статьи 13 АПК РФ, поскольку такой подход противоречит существу рассматриваемых правоотношений. В отношении денежных средств, подлежащих казначейскому сопровождению, устанавливается особый режим расходования, подразумевающий контроль и санкционирование расходных операций со стороны органа казначейства. По существу, денежные средства, выплачиваемые на счет, поступают во владение исполнителя, однако не находятся в его полном распоряжении до завершения исполнения государственного контракта. Установленный режим использования денежных средств направлен на обеспечение их сохранности и рассматривается в качестве гарантии завершения государственного заказа и предупреждения рисков его невыполнения. Таким образом, казначейское сопровождение таких счетов не равнозначно обслуживанию банком счетов юридических лиц и банковским операциям, которые осуществляют кредитные организации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Казначейское обеспечение обязательств при сопровождении контрактов по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В 2025 г. в определенных Правительством РФ случаях при казначейском сопровождении средств осуществляется обособленное банковское сопровождение. Правила такого банковского сопровождения утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.12.2023 N 2185 (ч. 10 ст. 5 Федерального закона от 30.11.2024 N 419-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)В 2025 г. в определенных Правительством РФ случаях при казначейском сопровождении средств осуществляется обособленное банковское сопровождение. Правила такого банковского сопровождения утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.12.2023 N 2185 (ч. 10 ст. 5 Федерального закона от 30.11.2024 N 419-ФЗ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.11.2024 N 419-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"10. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, при осуществлении казначейского сопровождения целевых средств, получаемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляется банковское сопровождение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, включающем порядок взаимодействия между банком, осуществляющим банковское сопровождение, и территориальным органом Федерального казначейства, осуществляющим казначейское сопровождение.
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"10. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, при осуществлении казначейского сопровождения целевых средств, получаемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляется банковское сопровождение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, включающем порядок взаимодействия между банком, осуществляющим банковское сопровождение, и территориальным органом Федерального казначейства, осуществляющим казначейское сопровождение.
Статья: Регулирование казначейского сопровождения как защитная функция от незаконных посягательств на средства бюджета
(Мамитова Н.В., Полищук Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)Основной целью банковского сопровождения является не эффективное использование бюджетных средств, а проведение мониторинга расчетов в рамках исполнения договоров, включая расчеты с соисполнителями (субподрядчиками), на счетах, открываемых в банковском учреждении, доведение информации о мониторинге расчетов непосредственно до заказчика, а также оказание кредитным учреждением иных сопутствующих банковских услуг. По результатам оценки данных мониторинга заказчик будет устанавливать эффективность использования средств, выделенных из бюджета. При этом банковское сопровождение имеет потенциальную возможность для проведения анализа финансового состояния исполнителей банком как профессиональным участником инвестиционного и финансового рынка. Также, по мнению авторов, сочетание банковского и казначейского сопровождения могло бы обеспечить одновременный контроль за использованием бюджетных средств и результативностью государственного (муниципального) заказа, что способствовало бы достижению максимальной эффективности при бюджетном финансировании. Таким образом, в определенной степени речь идет также и о конституционно-правовом контроле за рациональным использованием финансовых средств.
(Мамитова Н.В., Полищук Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)Основной целью банковского сопровождения является не эффективное использование бюджетных средств, а проведение мониторинга расчетов в рамках исполнения договоров, включая расчеты с соисполнителями (субподрядчиками), на счетах, открываемых в банковском учреждении, доведение информации о мониторинге расчетов непосредственно до заказчика, а также оказание кредитным учреждением иных сопутствующих банковских услуг. По результатам оценки данных мониторинга заказчик будет устанавливать эффективность использования средств, выделенных из бюджета. При этом банковское сопровождение имеет потенциальную возможность для проведения анализа финансового состояния исполнителей банком как профессиональным участником инвестиционного и финансового рынка. Также, по мнению авторов, сочетание банковского и казначейского сопровождения могло бы обеспечить одновременный контроль за использованием бюджетных средств и результативностью государственного (муниципального) заказа, что способствовало бы достижению максимальной эффективности при бюджетном финансировании. Таким образом, в определенной степени речь идет также и о конституционно-правовом контроле за рациональным использованием финансовых средств.
Статья: Анализ применения цифровых технологий при контроле финансирования государственного оборонного заказа: правовое регулирование и практика
(Жемеров В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)Вкупе с сокращением общего количества уполномоченных банков из указанных обстоятельств можно сделать вывод о выборе государством тактики постепенного перехода финансового обеспечения выполнения ГОЗ от банковского или казначейского сопровождения к исключительно казначейскому. Такие изменения являются логичными и правильными с точки зрения соблюдения принципов бюджетного законодательства.
(Жемеров В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)Вкупе с сокращением общего количества уполномоченных банков из указанных обстоятельств можно сделать вывод о выборе государством тактики постепенного перехода финансового обеспечения выполнения ГОЗ от банковского или казначейского сопровождения к исключительно казначейскому. Такие изменения являются логичными и правильными с точки зрения соблюдения принципов бюджетного законодательства.
Вопрос: О закупках юрлицами за счет средств, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ; об осуществлении казначейского и банковского сопровождения контрактов.
(Письмо Минфина России от 02.04.2025 N 02-12-10/32452)Вопрос: О закупках юрлицами за счет средств, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ; об осуществлении казначейского и банковского сопровождения контрактов.
(Письмо Минфина России от 02.04.2025 N 02-12-10/32452)Вопрос: О закупках юрлицами за счет средств, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ; об осуществлении казначейского и банковского сопровождения контрактов.
Статья: Проблема недостоверных сведений при проведении электронного конкурса
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 9; 2025, N 1)Механизмы банковского и казначейского сопровождения в какой-то степени защищают средства заказчиков, однако не гарантируют наличия у участника закупок собственных средств. В свою очередь, эскроу-счета, по сути, вынуждают застройщиков иметь собственные средства для жилищного строительства, в чем и заключается их главное преимущество.
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 9; 2025, N 1)Механизмы банковского и казначейского сопровождения в какой-то степени защищают средства заказчиков, однако не гарантируют наличия у участника закупок собственных средств. В свою очередь, эскроу-счета, по сути, вынуждают застройщиков иметь собственные средства для жилищного строительства, в чем и заключается их главное преимущество.
Готовое решение: Как составить, разместить и разъяснить извещение о закупке по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)данные о том, осуществляется ли в отношении контракта банковское, казначейское сопровождение;
(КонсультантПлюс, 2025)данные о том, осуществляется ли в отношении контракта банковское, казначейское сопровождение;
Статья: Авансы в контрактах: баланс интересов
(Воронова О.Н., Бука О.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)Анализируя реестр контрактов единой информационной системы, можно констатировать, что такие негативные случаи есть. В поисковом ресурсе единой информационной системы в реестре контрактов по параметрам: 44-ФЗ/расторжение контракта заказчиком в одностороннем или судебном порядке/аванс до 50%/банковское (казначейское) сопровождение не требуется/статус поставщика (подрядчика, исполнителя) - субъект малого предпринимательства или социально ориентированная некоммерческая организация (ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ)/исполнение прекращено - на начало ноября 2022 г. выходит порядка 700 расторгнутых за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактов, где были предусмотрены необеспеченные авансы <7>.
(Воронова О.Н., Бука О.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)Анализируя реестр контрактов единой информационной системы, можно констатировать, что такие негативные случаи есть. В поисковом ресурсе единой информационной системы в реестре контрактов по параметрам: 44-ФЗ/расторжение контракта заказчиком в одностороннем или судебном порядке/аванс до 50%/банковское (казначейское) сопровождение не требуется/статус поставщика (подрядчика, исполнителя) - субъект малого предпринимательства или социально ориентированная некоммерческая организация (ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ)/исполнение прекращено - на начало ноября 2022 г. выходит порядка 700 расторгнутых за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактов, где были предусмотрены необеспеченные авансы <7>.
Вопрос: О казначейском и банковском сопровождении государственного (муниципального) контракта.
(Письмо Минфина России от 10.12.2024 N 02-12-14/124598)Вопрос: О казначейском и банковском сопровождении государственного (муниципального) контракта.
(Письмо Минфина России от 10.12.2024 N 02-12-14/124598)Вопрос: О казначейском и банковском сопровождении государственного (муниципального) контракта.
Вопрос: Подлежат ли контракты, которые находятся на казначейском сопровождении, банковскому сопровождению?
("Вестник Института госзакупок", 2023, N 12)"Вестник Института госзакупок", 2023, N 12
("Вестник Института госзакупок", 2023, N 12)"Вестник Института госзакупок", 2023, N 12
Готовое решение: Как подготовить проект государственного, муниципального контракта
(КонсультантПлюс, 2025)8. Целевые средства перечисляются на счета, открытые участнику казначейского сопровождения в учреждении Банка России или в кредитной организации при оплате обязательств, предусмотренных пп. 3 п. 3 ст. 242.23 БК РФ, а также обязательств по накладным расходам, связанным с исполнением настоящего контракта, в соответствии с Порядком санкционирования операций (пп. "ж" п. 10 Правил N 2024).
(КонсультантПлюс, 2025)8. Целевые средства перечисляются на счета, открытые участнику казначейского сопровождения в учреждении Банка России или в кредитной организации при оплате обязательств, предусмотренных пп. 3 п. 3 ст. 242.23 БК РФ, а также обязательств по накладным расходам, связанным с исполнением настоящего контракта, в соответствии с Порядком санкционирования операций (пп. "ж" п. 10 Правил N 2024).
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (октябрь 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Комиссией ФАС России установлено, что в разделе "Информация о банковском и (или) казначейском сопровождении контракта" Извещения указана следующая информация: "Банковское или казначейское сопровождение контракта не требуется".
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Комиссией ФАС России установлено, что в разделе "Информация о банковском и (или) казначейском сопровождении контракта" Извещения указана следующая информация: "Банковское или казначейское сопровождение контракта не требуется".