Банковский платежный агент ответственность
Подборка наиболее важных документов по запросу Банковский платежный агент ответственность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение порядка регистрации, несвоевременную перерегистрацию ККТ
(КонсультантПлюс, 2025)За использование ККТ, зарегистрированной не по месту нахождения платежного терминала, не привлекают к ответственности по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ (в том числе банковского платежного агента), если незарегистрированная ККТ соединяется через защищенный канал связи с зарегистрированной по иному адресу ККТ и синхронизируется с ней посредством фискального сервера
(КонсультантПлюс, 2025)За использование ККТ, зарегистрированной не по месту нахождения платежного терминала, не привлекают к ответственности по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ (в том числе банковского платежного агента), если незарегистрированная ККТ соединяется через защищенный канал связи с зарегистрированной по иному адресу ККТ и синхронизируется с ней посредством фискального сервера
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Письмом ФНС России от 19 апреля 2012 г. N АС-4-2/6601@ "Об использовании специальных банковских счетов" <162> в связи с поступающими запросами управлений ФНС России по субъектам РФ направлена позиция ФНС России по вопросу привлечения к административной ответственности платежного агента, банковского платежного агента (субагента) и поставщика за нарушение требований об использовании специальных банковских счетов, предусмотренной ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Письмом ФНС России от 19 апреля 2012 г. N АС-4-2/6601@ "Об использовании специальных банковских счетов" <162> в связи с поступающими запросами управлений ФНС России по субъектам РФ направлена позиция ФНС России по вопросу привлечения к административной ответственности платежного агента, банковского платежного агента (субагента) и поставщика за нарушение требований об использовании специальных банковских счетов, предусмотренной ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ.
Вопрос: Как осуществляется деятельность банковского платежного агента?
(Консультация эксперта, 2025)Обратите внимание! За неиспользование спецсчета в своей деятельности банковским платежным агентом (субагентом) предусмотрена административная ответственность ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 - 50 000 руб. для юридических лиц и 4 000 - 5 000 руб. для должностных лиц.
(Консультация эксперта, 2025)Обратите внимание! За неиспользование спецсчета в своей деятельности банковским платежным агентом (субагентом) предусмотрена административная ответственность ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 - 50 000 руб. для юридических лиц и 4 000 - 5 000 руб. для должностных лиц.
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)1.7. Кредитные организации, операторы лотерей, организации федеральной почтовой связи, операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, удостоверяющий центр, аккредитованный в порядке, установленном Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", операторы финансовых платформ, операторы информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, операторы обмена цифровых финансовых активов, которым поручено проведение идентификации или упрощенной идентификации, несут ответственность за несоблюдение установленных требований по идентификации или упрощенной идентификации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Банковские платежные агенты несут ответственность за несоблюдение установленных требований по идентификации или упрощенной идентификации в соответствии с договором, заключенным с кредитной организацией.
(ред. от 24.06.2025)
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)1.7. Кредитные организации, операторы лотерей, организации федеральной почтовой связи, операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, удостоверяющий центр, аккредитованный в порядке, установленном Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", операторы финансовых платформ, операторы информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, операторы обмена цифровых финансовых активов, которым поручено проведение идентификации или упрощенной идентификации, несут ответственность за несоблюдение установленных требований по идентификации или упрощенной идентификации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Банковские платежные агенты несут ответственность за несоблюдение установленных требований по идентификации или упрощенной идентификации в соответствии с договором, заключенным с кредитной организацией.
Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О национальной платежной системе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)1) наличие в штате банковского платежного агента сотрудника, ответственного за соблюдение требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
(ред. от 23.05.2025)
"О национальной платежной системе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)1) наличие в штате банковского платежного агента сотрудника, ответственного за соблюдение требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
Статья: Новое в законодательстве об иностранных банках в России
(Смирнов Е.Е.)
("Аудитор", 2025, N 2)Филиал иностранного банка не вправе открывать внутренние структурные подразделения, а также привлекать банковских платежных агентов (субагентов).
(Смирнов Е.Е.)
("Аудитор", 2025, N 2)Филиал иностранного банка не вправе открывать внутренние структурные подразделения, а также привлекать банковских платежных агентов (субагентов).
Ситуация: Как привлечь банк к ответственности за разглашение банковской тайны физического лица?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)о его операциях, в том числе осуществляемых банковскими платежными агентами (субагентами), о счетах и вкладах в банке;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)о его операциях, в том числе осуществляемых банковскими платежными агентами (субагентами), о счетах и вкладах в банке;
Вопрос: Как открыть специальный банковский счет поставщика?
(Консультация эксперта, 2025)Таким образом, специальный счет поставщика является обязательным для поставщика при осуществлении расчетов с платежными агентами при приеме платежей плательщиков и предусматривает возможность осуществления всего лишь трех видов операций: зачисление средств, списанных со специального банковского счета платежного агента, списание денежных средств на банковские счета, списание банковских комиссий.
(Консультация эксперта, 2025)Таким образом, специальный счет поставщика является обязательным для поставщика при осуществлении расчетов с платежными агентами при приеме платежей плательщиков и предусматривает возможность осуществления всего лишь трех видов операций: зачисление средств, списанных со специального банковского счета платежного агента, списание денежных средств на банковские счета, списание банковских комиссий.
Статья: Обеспечение равенства прав заемщиков-потребителей в правоотношениях с кредиторами и заимодавцами: правовое регулирование и судебная практика
(Лысова-Бахарева Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 12; 2022, N 1)2.4.16) условие кредитного договора, согласно которому при наличной форме расчетов обязательства заемщика по погашению задолженности считаются исполненными с момента поступления денежных средств на счет банка, ущемляет права потребителей <30> - в силу статьи 37 Закона о защите прав потребителей при использовании наличной формы расчетов обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств соответственно продавцу (исполнителю) либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. Следовательно, исполнение обязанности по оплате товара (работ, услуг) считается исполненным с даты передачи денежной суммы от потребителя непосредственно продавцу или организации, ответственной за перечисление денежных средств на счет продавца;
(Лысова-Бахарева Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 12; 2022, N 1)2.4.16) условие кредитного договора, согласно которому при наличной форме расчетов обязательства заемщика по погашению задолженности считаются исполненными с момента поступления денежных средств на счет банка, ущемляет права потребителей <30> - в силу статьи 37 Закона о защите прав потребителей при использовании наличной формы расчетов обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств соответственно продавцу (исполнителю) либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. Следовательно, исполнение обязанности по оплате товара (работ, услуг) считается исполненным с даты передачи денежной суммы от потребителя непосредственно продавцу или организации, ответственной за перечисление денежных средств на счет продавца;
Статья: Защита и сохранение персональных данных в современных условиях
(Иванников Ф.В.)
("Мировой судья", 2025, N 6)Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" также играет немаловажную роль в защите персональных данных. Статья 26 указанного Закона закрепляет положение об обеспечении банковской тайны в платежной системе со стороны операторов по переводу денежных средств, платежных систем, услуг платежной инфраструктуры и банковских платежных агентов (субагентов), которые обязаны гарантировать банковскую тайну.
(Иванников Ф.В.)
("Мировой судья", 2025, N 6)Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" также играет немаловажную роль в защите персональных данных. Статья 26 указанного Закона закрепляет положение об обеспечении банковской тайны в платежной системе со стороны операторов по переводу денежных средств, платежных систем, услуг платежной инфраструктуры и банковских платежных агентов (субагентов), которые обязаны гарантировать банковскую тайну.
Статья: Работа с майнерами, реабилитация клиентов, контроль БПА: новые функции комплаенса
(Каратаев М.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 3)Другой показательный пример использования функционала ПОД/ФТ в регулировании процессов смежных подразделений для исполнения требований Закона N 161-ФЗ <12> - контроль за деятельностью привлекаемых кредитными организациями банковских платежных агентов (БПА).
(Каратаев М.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 3)Другой показательный пример использования функционала ПОД/ФТ в регулировании процессов смежных подразделений для исполнения требований Закона N 161-ФЗ <12> - контроль за деятельностью привлекаемых кредитными организациями банковских платежных агентов (БПА).
Статья: Новости от 29.11.2024
("Главная книга", 2024, N 24)Но лишь при условии, что такие услуги ИП, являющийся банковским платежным агентом (субагентом), оказывает при ведении розничной торговли через стационарные торговые объекты в сельских населенных пунктах.
("Главная книга", 2024, N 24)Но лишь при условии, что такие услуги ИП, являющийся банковским платежным агентом (субагентом), оказывает при ведении розничной торговли через стационарные торговые объекты в сельских населенных пунктах.
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Под банковской тайной понимается запрет кредитным учреждениям разглашать информацию о своих клиентах, их счетах и операциях (ст. 857 ГК РФ). Банковскую тайну физического лица составляют следующие сведения: о его операциях, в том числе осуществляемых банковскими платежными агентами (субагентами), о счетах и вкладах в банке; об остатках и переводах электронных денежных средств; персональные данные физического лица (клиента).
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Под банковской тайной понимается запрет кредитным учреждениям разглашать информацию о своих клиентах, их счетах и операциях (ст. 857 ГК РФ). Банковскую тайну физического лица составляют следующие сведения: о его операциях, в том числе осуществляемых банковскими платежными агентами (субагентами), о счетах и вкладах в банке; об остатках и переводах электронных денежных средств; персональные данные физического лица (клиента).
Вопрос: Обязана ли организация - платежный агент сдавать в банк денежную наличность непосредственно в день ее получения?
(Консультация эксперта, 2024)Следовательно, платежный агент, банковский платежный агент (субагент), осуществляющий исключительно деятельность, связанную с приемом платежей физических лиц, при ведении кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники по окончании их проведения оформляет приходный кассовый ордер на общую сумму принятых наличных денег, отражает указанную сумму наличных денег в кассовой книге по учету наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), и инкассирует данную сумму наличных денег с целью зачисления в полном объеме на специальный банковский счет.
(Консультация эксперта, 2024)Следовательно, платежный агент, банковский платежный агент (субагент), осуществляющий исключительно деятельность, связанную с приемом платежей физических лиц, при ведении кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники по окончании их проведения оформляет приходный кассовый ордер на общую сумму принятых наличных денег, отражает указанную сумму наличных денег в кассовой книге по учету наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), и инкассирует данную сумму наличных денег с целью зачисления в полном объеме на специальный банковский счет.
Статья: Оперативный контроль в системе государственного контроля (надзора): проблемы реализации и пути повышения эффективности
(Батарин А.А.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 4)Конечно, идея интеграции может не найти широкого отклика общественности, ведь здесь речь не идет о непосредственной выгоде налогоплательщиков: это не сужение сферы фискализации либо налоговой ставки. Иными словами, такая реформа не принесет явных политических дивидендов тем, кто должен будет принимать соответствующее решение и окажется перед непреодолимым и одновременно дилетантским вопросом: что будет с налоговой системой, если реализация идеи не произойдет? Наверное, с таким подходом в стране никогда не появился бы Налоговый кодекс, ведь ничего преступного нет в существовании вместо него законодательного акта о налогообложении и ряда законов о конкретных видах налогов. Вместе с тем недостаточное внимание к юридическому закреплению на своем месте темы регулирования применения ККТ может способствовать правовому затмению данного вида контроля. В качестве примера можно привести осуществляемый налоговыми органами контроль за специальными банковскими счетами, о котором не сказано ни слова не только в Налоговом кодексе РФ, но и в Положении о Федеральной налоговой службе. Налоговые органы наделены полномочиями по контролю в данной сфере Федеральными законами от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе". Указанное полномочие закреплено и в абз. 4 п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1, целесообразность существования которого заслуживает отдельного исследования. Подчеркнем, что речь идет исключительно о полномочии осуществлять контроль за деятельностью платежных агентов (субагентов) и банковских платежных агентов (субагентов) при зачислении денег на специальный банковский счет. Ни о содержании соответствующих отношений, ни о методологическом и контрольном инструментарии там не говорится, т.е. такой контроль не имеет специализированного либо централизованного регулирования. Однако, в отличие от контроля за применением ККТ, ответственность за нарушение порядка ведения специальных банковских счетов установлена не "предпринимательской" гл. 14, а именно "налоговой" гл. 15 КоАП РФ.
(Батарин А.А.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 4)Конечно, идея интеграции может не найти широкого отклика общественности, ведь здесь речь не идет о непосредственной выгоде налогоплательщиков: это не сужение сферы фискализации либо налоговой ставки. Иными словами, такая реформа не принесет явных политических дивидендов тем, кто должен будет принимать соответствующее решение и окажется перед непреодолимым и одновременно дилетантским вопросом: что будет с налоговой системой, если реализация идеи не произойдет? Наверное, с таким подходом в стране никогда не появился бы Налоговый кодекс, ведь ничего преступного нет в существовании вместо него законодательного акта о налогообложении и ряда законов о конкретных видах налогов. Вместе с тем недостаточное внимание к юридическому закреплению на своем месте темы регулирования применения ККТ может способствовать правовому затмению данного вида контроля. В качестве примера можно привести осуществляемый налоговыми органами контроль за специальными банковскими счетами, о котором не сказано ни слова не только в Налоговом кодексе РФ, но и в Положении о Федеральной налоговой службе. Налоговые органы наделены полномочиями по контролю в данной сфере Федеральными законами от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе". Указанное полномочие закреплено и в абз. 4 п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1, целесообразность существования которого заслуживает отдельного исследования. Подчеркнем, что речь идет исключительно о полномочии осуществлять контроль за деятельностью платежных агентов (субагентов) и банковских платежных агентов (субагентов) при зачислении денег на специальный банковский счет. Ни о содержании соответствующих отношений, ни о методологическом и контрольном инструментарии там не говорится, т.е. такой контроль не имеет специализированного либо централизованного регулирования. Однако, в отличие от контроля за применением ККТ, ответственность за нарушение порядка ведения специальных банковских счетов установлена не "предпринимательской" гл. 14, а именно "налоговой" гл. 15 КоАП РФ.