Банк исключен из перечня банков банковских гарантий
Подборка наиболее важных документов по запросу Банк исключен из перечня банков банковских гарантий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2023 N 11АП-15928/2023 по делу N А55-19680/2023
Требование: Об отмене определения о принятии к рассмотрению заявления о вступлении в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решение: Определение отменено.При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что наличие в лицензии, выданной до вступления в силу Закона N 249-ФЗ, записи "выдача банковской гарантии" не свидетельствует о том, что выдача банковских гарантий относится к специальной правоспособности Банка, учитывая, что положения Закона N 249-ФЗ об исключении из перечня банковских операций выдачи банковской гарантии не требуют отдельного внесения изменений в уставы кредитных организаций (пункт 3 статьи 4 названного Закона).
Требование: Об отмене определения о принятии к рассмотрению заявления о вступлении в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решение: Определение отменено.При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что наличие в лицензии, выданной до вступления в силу Закона N 249-ФЗ, записи "выдача банковской гарантии" не свидетельствует о том, что выдача банковских гарантий относится к специальной правоспособности Банка, учитывая, что положения Закона N 249-ФЗ об исключении из перечня банковских операций выдачи банковской гарантии не требуют отдельного внесения изменений в уставы кредитных организаций (пункт 3 статьи 4 названного Закона).
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.08.2023 N Ф09-3056/23 по делу N А47-742/2023
Обстоятельства: Определением заявление банка о признании общества несостоятельным (банкротом) возвращено ввиду того, что выдача банковской гарантии в соответствии с действующим законодательством не является банковской операцией и не вытекает из специальной правоспособности кредитной организации, сам по себе статус заявителя по делу о банкротстве, чьи требования вытекают из конкретного рода деятельности, не имеет в сложившейся ситуации решающего значения, у банка нет права на упрощенный порядок инициирования процедуры банкротства без предъявления вступившего в законную силу судебного акта, подтверждающего наличие и размер задолженности.
Решение: Определение оставлено без изменения.Отклоняя доводы Банка о том, что генеральной лицензией ему предоставлено право на выдачу банковских гарантий суды исходили из того, что наличие в лицензии, выданной до вступления в силу Закона N 249-ФЗ, записи "выдача банковской гарантии" не свидетельствует о том, что выдача банковских гарантий относится к специальной правоспособности Банка, отметив, что положения Закона N 249-ФЗ об исключении из перечня банковских операций выдачи банковской гарантии не требуют отдельного внесения изменений в уставы кредитных организаций (пункт 3 статьи 4 названного Закона).
Обстоятельства: Определением заявление банка о признании общества несостоятельным (банкротом) возвращено ввиду того, что выдача банковской гарантии в соответствии с действующим законодательством не является банковской операцией и не вытекает из специальной правоспособности кредитной организации, сам по себе статус заявителя по делу о банкротстве, чьи требования вытекают из конкретного рода деятельности, не имеет в сложившейся ситуации решающего значения, у банка нет права на упрощенный порядок инициирования процедуры банкротства без предъявления вступившего в законную силу судебного акта, подтверждающего наличие и размер задолженности.
Решение: Определение оставлено без изменения.Отклоняя доводы Банка о том, что генеральной лицензией ему предоставлено право на выдачу банковских гарантий суды исходили из того, что наличие в лицензии, выданной до вступления в силу Закона N 249-ФЗ, записи "выдача банковской гарантии" не свидетельствует о том, что выдача банковских гарантий относится к специальной правоспособности Банка, отметив, что положения Закона N 249-ФЗ об исключении из перечня банковских операций выдачи банковской гарантии не требуют отдельного внесения изменений в уставы кредитных организаций (пункт 3 статьи 4 названного Закона).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как проверить независимую гарантию в рамках Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)банком, зарегистрированным на территории государства - члена ЕАЭС (за исключением РФ), отвечающим ряду требований. Такой банк может выдавать гарантии участникам закупки - гражданам данного государства и юрлицам, зарегистрированным на его территории. При этом банк должен быть включен в перечень банков, соответствующих установленным требованиям. Учтите, что их гарантиями нельзя обеспечивать обязательства в ходе закупок, сведения о которых составляют гостайну (п. 2(1) Постановления Правительства РФ от 20.12.2021 N 2369, ст. ст. 2, 4 Соглашения о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных (муниципальных) закупок).
(КонсультантПлюс, 2025)банком, зарегистрированным на территории государства - члена ЕАЭС (за исключением РФ), отвечающим ряду требований. Такой банк может выдавать гарантии участникам закупки - гражданам данного государства и юрлицам, зарегистрированным на его территории. При этом банк должен быть включен в перечень банков, соответствующих установленным требованиям. Учтите, что их гарантиями нельзя обеспечивать обязательства в ходе закупок, сведения о которых составляют гостайну (п. 2(1) Постановления Правительства РФ от 20.12.2021 N 2369, ст. ст. 2, 4 Соглашения о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных (муниципальных) закупок).
Вопрос: Какой код вида операции надо указывать в отчете о движении средств резидента по счету (вкладу) за пределами РФ и о переводах с использованием электронных средств платежа, если банк списывает со счета комиссию за ведение счета и предоставление услуг с использованием системы дистанционного банковского обслуживания?
(Консультация эксперта, 2025)По мнению Банка России, выраженному в Письме от 12.12.2012 N 12-1-5/2259, при расчетах между уполномоченным банком и нерезидентом в валюте РФ и между уполномоченным банком и резидентом в иностранной валюте по операциям, связанным с выдачей банковской гарантии, уплатой уполномоченному банку комиссионного вознаграждения, и иным операциям, за исключением операций по аккредитивам и кредитным договорам, следует использовать коды вида валютных операций 80050 и 80150.
(Консультация эксперта, 2025)По мнению Банка России, выраженному в Письме от 12.12.2012 N 12-1-5/2259, при расчетах между уполномоченным банком и нерезидентом в валюте РФ и между уполномоченным банком и резидентом в иностранной валюте по операциям, связанным с выдачей банковской гарантии, уплатой уполномоченному банку комиссионного вознаграждения, и иным операциям, за исключением операций по аккредитивам и кредитным договорам, следует использовать коды вида валютных операций 80050 и 80150.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.12.2019 N 470-ФЗ
"О внесении изменений в статью 74.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"3. В случае, если банк, в отношении которого Советом директоров Центрального банка Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" утвержден план участия Центрального банка Российской Федерации в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, был исключен из перечня банков, предусмотренного пунктом 3 статьи 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации, до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, такой банк включается Министерством финансов Российской Федерации в указанный перечень банков при условии принятия Советом директоров Центрального банка Российской Федерации в отношении такого банка решения о гарантировании непрерывности деятельности в течение срока реализации этого плана не позднее чем в течение пяти дней со дня получения уведомления от Центрального банка Российской Федерации. При этом максимальная сумма одной банковской гарантии и максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных таким банком для принятия этих гарантий налоговыми органами в течение срока реализации плана участия Центрального банка Российской Федерации в осуществлении мер по предупреждению банкротства такого банка, определяются равными соответственно максимальной сумме одной банковской гарантии и максимальной сумме всех одновременно действующих банковских гарантий, установленным такому банку на дату, предшествующую дате утверждения этого плана или дате исключения такого банка из перечня банков, предусмотренного пунктом 3 статьи 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в зависимости от того, на какую дату были установлены наибольшие максимальная сумма одной банковской гарантии и максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий.
"О внесении изменений в статью 74.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"3. В случае, если банк, в отношении которого Советом директоров Центрального банка Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" утвержден план участия Центрального банка Российской Федерации в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, был исключен из перечня банков, предусмотренного пунктом 3 статьи 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации, до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, такой банк включается Министерством финансов Российской Федерации в указанный перечень банков при условии принятия Советом директоров Центрального банка Российской Федерации в отношении такого банка решения о гарантировании непрерывности деятельности в течение срока реализации этого плана не позднее чем в течение пяти дней со дня получения уведомления от Центрального банка Российской Федерации. При этом максимальная сумма одной банковской гарантии и максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных таким банком для принятия этих гарантий налоговыми органами в течение срока реализации плана участия Центрального банка Российской Федерации в осуществлении мер по предупреждению банкротства такого банка, определяются равными соответственно максимальной сумме одной банковской гарантии и максимальной сумме всех одновременно действующих банковских гарантий, установленным такому банку на дату, предшествующую дате утверждения этого плана или дате исключения такого банка из перечня банков, предусмотренного пунктом 3 статьи 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в зависимости от того, на какую дату были установлены наибольшие максимальная сумма одной банковской гарантии и максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий.
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В частности, исключено требование о максимальной сумме одной банковской гарантии и максимальной сумме всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В частности, исключено требование о максимальной сумме одной банковской гарантии и максимальной сумме всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком.
Готовое решение: Как получить независимую гарантию для обеспечения заявки, исполнения государственного контракта, гарантийных обязательств по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы получаете независимую гарантию в банке (в том числе выдающем гарантии (независимые гарантии) в соответствии с международными соглашениями о взаимном признании банковских гарантий), то он должен входить в перечень, размещенный на официальном сайте Минфина России по адресу: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/contracts/list_banks/. В него включаются банки, которые отвечают спецтребованиям Правительства РФ (п. 1 ч. 1, ч. 1.2 ст. 45 Закона N 44-ФЗ, п. п. 2, 2(1) Постановления Правительства РФ от 20.12.2021 N 2369). Обратите внимание, что оформить гарантию в банке государства ЕАЭС могут только участники из этих стран (п. 2(1) названного Постановления).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы получаете независимую гарантию в банке (в том числе выдающем гарантии (независимые гарантии) в соответствии с международными соглашениями о взаимном признании банковских гарантий), то он должен входить в перечень, размещенный на официальном сайте Минфина России по адресу: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/contracts/list_banks/. В него включаются банки, которые отвечают спецтребованиям Правительства РФ (п. 1 ч. 1, ч. 1.2 ст. 45 Закона N 44-ФЗ, п. п. 2, 2(1) Постановления Правительства РФ от 20.12.2021 N 2369). Обратите внимание, что оформить гарантию в банке государства ЕАЭС могут только участники из этих стран (п. 2(1) названного Постановления).
Готовое решение: Какой предусмотрен порядок предоставления обеспечения гарантийных обязательств от СМП и СОНКО при закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если банк или фонд содействия кредитованию (гарантийный фонд, фонд поручительств) исключат из перечня, действие гарантий, выданных им и принятых заказчиками, не прекращается. В этом случае банк (фонд) не освобождается от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение условий гарантий (ч. 13 ст. 45 Закона N 44-ФЗ, ст. 5 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь).
(КонсультантПлюс, 2025)Если банк или фонд содействия кредитованию (гарантийный фонд, фонд поручительств) исключат из перечня, действие гарантий, выданных им и принятых заказчиками, не прекращается. В этом случае банк (фонд) не освобождается от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение условий гарантий (ч. 13 ст. 45 Закона N 44-ФЗ, ст. 5 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь).
Статья: Кредитные организации как субъекты финансового права
(Горлова Е.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Банковская гарантия может быть предоставлена только банком, соответствующим требованиям финансовой стабильности и надежности и включенным в перечень Минфина России на основании сведений, полученных от ЦБ РФ, за исключением ГК "ВЭБ.РФ", чья надежность у законодателя и налоговых органов, очевидно, не вызывает сомнений в силу особого правового статуса. Следовательно, в налоговых отношениях к кредитным организациям применяются специальные критерии, поэтому банки, входящие в перечень Минфина России, можно также именовать аккредитованными.
(Горлова Е.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Банковская гарантия может быть предоставлена только банком, соответствующим требованиям финансовой стабильности и надежности и включенным в перечень Минфина России на основании сведений, полученных от ЦБ РФ, за исключением ГК "ВЭБ.РФ", чья надежность у законодателя и налоговых органов, очевидно, не вызывает сомнений в силу особого правового статуса. Следовательно, в налоговых отношениях к кредитным организациям применяются специальные критерии, поэтому банки, входящие в перечень Минфина России, можно также именовать аккредитованными.
Статья: Правовое значение реестра банковских гарантий в контрактной системе и его влияние на судьбу гарантийного обязательства
(Мельниченко С.В.)
("Конкурентное право", 2021, N 2)При этом информационное взаимодействие гарантирует предоставление банковской гарантии только теми банками, которые включены в соответствующий перечень банков (см. ч. 1.2 ст. 45 Закона N 44-ФЗ).
(Мельниченко С.В.)
("Конкурентное право", 2021, N 2)При этом информационное взаимодействие гарантирует предоставление банковской гарантии только теми банками, которые включены в соответствующий перечень банков (см. ч. 1.2 ст. 45 Закона N 44-ФЗ).