Автотранспортные преступления
Подборка наиболее важных документов по запросу Автотранспортные преступления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 143 "Нарушение требований охраны труда" УК РФ"Из обвинительного заключения по обвинению М.П.СА. в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 143 Уголовного кодекса Российской Федерации следует, что согласно договору оказания автотранспортных услуг N N от 17 июня 2015 года и дополнительному соглашению N N к указанному договору от 31 марта 2022 года, а также Регламенту взаимодействия Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (заказчик) с ООО "Ресурстранс" (исполнитель), ООО "Ресурстранс" оказывает автотранспортные услуги для нужд филиалов и иных подразделений ОАО "РЖД", при этом, персонал исполнителя услуг в месте подачи транспортного средства обязан руководствоваться указаниями ответственного лица заказчика. В связи с этим, водитель автомобиля 6 разряда ООО "Ресурстранс" - филиал в городе Саратове Ю., с которым трудовой договор не заключался, но он приступил к работе с ведома и по поручению ответственного лица заказчика - М.П.СА., тем самым являлся лицом, на которое распространяются правила охраны труда при производстве работ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Место совершения деяния в составах автотранспортных преступлений
(Сидакова А.А.)
("Транспортное право", 2023, N 4)"Транспортное право", 2023, N 4
(Сидакова А.А.)
("Транспортное право", 2023, N 4)"Транспортное право", 2023, N 4
"Транспортные экспертизы в уголовном судопроизводстве России: монография"
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)352. Русман Г.С. Особенности установления и доказывания причинно-следственной связи в ходе расследования автотранспортных преступлений [Текст] / Г.С. Русман, А.Н. Скрябин // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: Право. 2012. N 43 (302). С. 67 - 71.
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)352. Русман Г.С. Особенности установления и доказывания причинно-следственной связи в ходе расследования автотранспортных преступлений [Текст] / Г.С. Русман, А.Н. Скрябин // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: Право. 2012. N 43 (302). С. 67 - 71.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25
(ред. от 25.06.2024)
"О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения"Признать не действующим на территории Российской Федерации Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 6 октября 1970 г. N 11 "О судебной практике по делам об автотранспортных преступлениях" с изменениями, внесенными Постановлениями Пленума от 3 сентября 1976 г. N 2, от 25 февраля 1977 г. N 3 и от 16 января 1986 г. N 5.
(ред. от 25.06.2024)
"О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения"Признать не действующим на территории Российской Федерации Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 6 октября 1970 г. N 11 "О судебной практике по делам об автотранспортных преступлениях" с изменениями, внесенными Постановлениями Пленума от 3 сентября 1976 г. N 2, от 25 февраля 1977 г. N 3 и от 16 января 1986 г. N 5.
Статья: Состояние опьянения как признак транспортных преступлений
(Медведев Е.В.)
("Транспортное право", 2024, N 2)Однако среди специалистов бытует мнение об относительности общепринятой шкалы определения состояния опьянения с учетом того, что разная концентрация алкоголя в крови оказывает различное влияние на организм человека. На основании данного утверждения некоторые авторы предлагают дифференцировать ответственность за автотранспортные преступления, которые совершены в различной степени опьянения <13>. Несмотря на некое рациональное зерно, в целом данная идея лишена объективных социальных и юридических оснований, в том числе хотя бы даже потому, что предложенное вполне можно сделать в рамках назначения наказания при вынесении приговора - разбег нижнего и верхнего пределов санкции нормы это вполне позволяет.
(Медведев Е.В.)
("Транспортное право", 2024, N 2)Однако среди специалистов бытует мнение об относительности общепринятой шкалы определения состояния опьянения с учетом того, что разная концентрация алкоголя в крови оказывает различное влияние на организм человека. На основании данного утверждения некоторые авторы предлагают дифференцировать ответственность за автотранспортные преступления, которые совершены в различной степени опьянения <13>. Несмотря на некое рациональное зерно, в целом данная идея лишена объективных социальных и юридических оснований, в том числе хотя бы даже потому, что предложенное вполне можно сделать в рамках назначения наказания при вынесении приговора - разбег нижнего и верхнего пределов санкции нормы это вполне позволяет.
Статья: Правоприменительная практика возврата уголовных дел прокурору по транспортным преступлениям: обзор и анализ
(Закидальский Д.Е.)
("Транспортное право", 2025, N 3)<3> Ярошик О.Д. О проблемах расследования автотранспортных преступлений: взгляд адвоката // Евразийская адвокатура. 2022. N 4 (59). С. 26.
(Закидальский Д.Е.)
("Транспортное право", 2025, N 3)<3> Ярошик О.Д. О проблемах расследования автотранспортных преступлений: взгляд адвоката // Евразийская адвокатура. 2022. N 4 (59). С. 26.
"Административно-предупредительные меры в области безопасности дорожного движения: монография"
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)40. Алиев Я.Л., Аруев К.Б., Сальников С.П. и др. Личность гражданина, виновного в совершении автотранспортного преступления: общественно опасные черты и установки // Мир политики и социологии. 2012. N 2. С. 98 - 104.
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)40. Алиев Я.Л., Аруев К.Б., Сальников С.П. и др. Личность гражданина, виновного в совершении автотранспортного преступления: общественно опасные черты и установки // Мир политики и социологии. 2012. N 2. С. 98 - 104.
Статья: Уголовно-релевантные психоэмоциональные состояния личности: проблемы учета при назначении наказания
(Порайко В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10) упомянуть и защищенную шестью годами ранее кандидатскую диссертацию А.В. Грибкова, посвященную вопросам уголовной ответственности за совершение автотранспортных преступлений в условиях провоцирующих ситуаций <26>. Сохраняет свою значимость характеристика автором провоцирующих ситуаций, которые приводят к образованию экстремальных условий в смысле ч. 2 ст. 28 УК РФ. Указанные ситуации "должны отличаться такой динамикой развития событий и напряженностью, которые исключают возможность принятия правильного решения конкретным водителем" <27>. Как экстремальную ситуацию определяют следующие признаки: "1) опасная обстановка противодействует движению; 2) опасная обстановка возникает внезапно; 3) опасная обстановка нестереотипна" <28>. При этом автор не счел необходимым уделить внимание перспективам возможной модернизации ч. 2 ст. 28 УК РФ, в частности посредством решения в ней вопроса уголовно-правовой оценки обстоятельств, связанных с недостаточным стажем управления транспортными средствами водителя, не справившегося с дорожной ситуацией.
(Порайко В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10) упомянуть и защищенную шестью годами ранее кандидатскую диссертацию А.В. Грибкова, посвященную вопросам уголовной ответственности за совершение автотранспортных преступлений в условиях провоцирующих ситуаций <26>. Сохраняет свою значимость характеристика автором провоцирующих ситуаций, которые приводят к образованию экстремальных условий в смысле ч. 2 ст. 28 УК РФ. Указанные ситуации "должны отличаться такой динамикой развития событий и напряженностью, которые исключают возможность принятия правильного решения конкретным водителем" <27>. Как экстремальную ситуацию определяют следующие признаки: "1) опасная обстановка противодействует движению; 2) опасная обстановка возникает внезапно; 3) опасная обстановка нестереотипна" <28>. При этом автор не счел необходимым уделить внимание перспективам возможной модернизации ч. 2 ст. 28 УК РФ, в частности посредством решения в ней вопроса уголовно-правовой оценки обстоятельств, связанных с недостаточным стажем управления транспортными средствами водителя, не справившегося с дорожной ситуацией.