Арендная плата за земельные участки в муниципальной собственности
Подборка наиболее важных документов по запросу Арендная плата за земельные участки в муниципальной собственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 614 ГК РФ "Арендная плата"1.1.8. Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, являются обязательными для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не установлен федеральным законом, но подлежит установлению полномочным органом государственной власти или местного самоуправления (позиция ВС РФ, ВАС РФ) >>>
Перечень позиций высших судов к ст. 39.7 ЗК РФ "Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности"2.1.1. Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, являются обязательными для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не установлен федеральным законом, но подлежит установлению полномочным органом государственной власти или местного самоуправления (позиция ВС РФ, ВАС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.7. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.7. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности
Вопрос: Об определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, в том числе для субъектов МСП.
(Письмо Минфина России от 09.07.2024 N 28-03-08/63876)Вопрос: Об определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, в том числе для субъектов МСП.
(Письмо Минфина России от 09.07.2024 N 28-03-08/63876)Вопрос: Об определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, в том числе для субъектов МСП.
Готовое решение: Как организациям и ИП заполнять декларацию по НДС
(КонсультантПлюс, 2025)При аренде муниципального имущества арендатор - налоговый агент определяет налоговую базу как сумму арендной платы с учетом налога. Его следует удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и перечислить в бюджет (п. 3 ст. 161 НК РФ). В то же время арендные платежи за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, НДС не облагаются.
(КонсультантПлюс, 2025)При аренде муниципального имущества арендатор - налоговый агент определяет налоговую базу как сумму арендной платы с учетом налога. Его следует удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и перечислить в бюджет (п. 3 ст. 161 НК РФ). В то же время арендные платежи за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, НДС не облагаются.
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Что касается применения налога на добавленную стоимость в отношении арендной платы за пользование земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, то в соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральной территории "Сириус", иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав, в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами. Поэтому если арендная плата, взимаемая с организаций, заключивших с органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления договоры аренды земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, относится к платежам в бюджет за право пользования указанными земельными участками, то указанная арендная плата не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость, как следует из письма Минфина России от 20.01.2023 N 03-07-11/3898.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Что касается применения налога на добавленную стоимость в отношении арендной платы за пользование земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, то в соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральной территории "Сириус", иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав, в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами. Поэтому если арендная плата, взимаемая с организаций, заключивших с органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления договоры аренды земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, относится к платежам в бюджет за право пользования указанными земельными участками, то указанная арендная плата не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость, как следует из письма Минфина России от 20.01.2023 N 03-07-11/3898.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 39.7. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 39.7. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности
Ситуация: Каков порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется (ст. 39.7 ЗК РФ):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется (ст. 39.7 ЗК РФ):
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Возможно ли изменение арендной платы, если оно не соответствует механизму ее расчета, установленному в договоре аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Учитывая согласованную сторонами в договоре методику, апелляционный суд обоснованно применил при расчете арендной платы коэффициенты по видам целевого использования в соответствии с приложением N 2 к постановлению главы г. Сочи от 15.06.2007 N 791 "О порядке определения размере арендной платы за земли муниципальной собственности, а также за земли, не прошедшие процедуру разграничения государственной собственности на землю, в городе Сочи".
Возможно ли изменение арендной платы, если оно не соответствует механизму ее расчета, установленному в договоре аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Учитывая согласованную сторонами в договоре методику, апелляционный суд обоснованно применил при расчете арендной платы коэффициенты по видам целевого использования в соответствии с приложением N 2 к постановлению главы г. Сочи от 15.06.2007 N 791 "О порядке определения размере арендной платы за земли муниципальной собственности, а также за земли, не прошедшие процедуру разграничения государственной собственности на землю, в городе Сочи".
Путеводитель по судебной практике. Аренда зданий и сооружений5. Особенности применения положения п. 2 ст. 654 ГК РФ о включении платы за пользование земельным участком в состав арендной платы за пользование зданием (сооружением) при аренде зданий (сооружений), помещений, находящихся в государственной (муниципальной) собственности
Статья: Переоценка обязательства по аренде при изменении арендной платы
(Моряк Е.Н.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)В ресурсоснабжающую организацию, созданную в организационно-правовой форме ООО, поступили уведомления об изменении арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в связи с изменением коэффициента. Размер арендной платы определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка и величины корректирующего коэффициента. В связи с этим организация должна в бухгалтерском учете переоценить обязательство по аренде. Необходимо ли при этом пересмотреть ставку дисконтирования? Относится ли данная ситуация к случаям, рассмотренным в п. 42, 43 МСФО (IFRS) 16 "Аренда" (введен в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 11.07.2016 N 111н)?
(Моряк Е.Н.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)В ресурсоснабжающую организацию, созданную в организационно-правовой форме ООО, поступили уведомления об изменении арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в связи с изменением коэффициента. Размер арендной платы определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка и величины корректирующего коэффициента. В связи с этим организация должна в бухгалтерском учете переоценить обязательство по аренде. Необходимо ли при этом пересмотреть ставку дисконтирования? Относится ли данная ситуация к случаям, рассмотренным в п. 42, 43 МСФО (IFRS) 16 "Аренда" (введен в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 11.07.2016 N 111н)?
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Особую значимость имеет проведение кадастровой оценки и определение кадастровой стоимости в отношении таких объектов недвижимости, как земельные участки. Согласно п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки <1>. Однако правовое значение государственной кадастровой стоимости этим не ограничивается. Так, кадастровая стоимость необходима для определения цены продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для проведения аукциона: согласно п. 12 ст. 39.11 ЗК РФ начальной ценой предмета аукциона по продаже земельного участка является по выбору уполномоченного органа либо рыночная стоимость такого земельного участка, либо кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона. На основе кадастровой стоимости земельных участков рассчитывается арендная плата в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" <2> арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Особую значимость имеет проведение кадастровой оценки и определение кадастровой стоимости в отношении таких объектов недвижимости, как земельные участки. Согласно п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки <1>. Однако правовое значение государственной кадастровой стоимости этим не ограничивается. Так, кадастровая стоимость необходима для определения цены продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для проведения аукциона: согласно п. 12 ст. 39.11 ЗК РФ начальной ценой предмета аукциона по продаже земельного участка является по выбору уполномоченного органа либо рыночная стоимость такого земельного участка, либо кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона. На основе кадастровой стоимости земельных участков рассчитывается арендная плата в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" <2> арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.