Аренда транспортного средства без экипажа учет
Подборка наиболее важных документов по запросу Аренда транспортного средства без экипажа учет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по сделкам. Аренда транспортного средства без экипажа. Арендатор (субарендатор)Порядок отражения в бухучете полученного предмета аренды зависит от того, может ли арендатор применить упрощенный порядок учета договоров аренды. В общем случае он допускается в отношении краткосрочной аренды, аренды малоценных объектов (предметов аренды, рыночная стоимость которых без учета износа не превышает 300 000 руб.) (п. 11 ФСБУ 25/2018, Информационное сообщение Минфина России от 25.01.2019 N ИС-учет-15 (п. 4)). Для его применения необходимо, чтобы одновременно выполнялись следующие условия (п. 12 ФСБУ 25/2018):
Путеводитель по сделкам. Аренда транспортного средства без экипажа. АрендодательПорядок отражения в учете передачи основного средства в аренду зависит от того, классифицирована аренда в качестве операционной или неоперационной (финансовой).
Путеводитель по договорной работе. Аренда транспортных средств. Рекомендации по заключению договораПо общему правилу регистрация договора аренды транспортного средства без экипажа не требуется (ст. 643 ГК РФ). Однако при заключении договора аренды судна без экипажа необходимо учитывать, что такой договор вступает в силу после его регистрации органом, осуществляющим государственную регистрацию судна (ст. 3, п. 4 ст. 63 КВВТ РФ). Перечень таких органов закреплен в ст. 17 КВВТ РФ.
Статья: Договор аренды транспортных средств в условиях цифровизации
(Микрюков В.А., Микрюкова Г.А.)
("Цивилист", 2025, N 1)Вместе с тем безоговорочной квалификации договора об обеспечении осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в качестве смешанного (сочетающего в себе элементы аренды транспортного средства без экипажа и соглашения о возмездном оказании услуг) препятствует поименованность этого договора и отсутствие в Законе о такси указаний на возможность прямого применения к нему правил о других договорах. Более того, переложение на арендодателя закрепленных за арендатором транспортного средства без экипажа бремени поддержания надлежащего состояния арендованного транспортного средства, включая осуществление его технической эксплуатации, текущего и капитального ремонта, а также ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу пассажиров, вызванный нарушением арендодателем обязанностей по обеспечению технической пригодности транспортных средств к перевозке, противоречит правилам ст. 644, 645, 648 ГК РФ. Представляется, что источником подробного правового регулирования анализируемых арендных отношений, сопряженных с оказанием услуг, должен стать УАТ, что согласуется со ст. 649 ГК РФ, отсылающей для учета особенностей аренды отдельных разновидностей транспортных средств без экипажа к соответствующим транспортным уставам и кодексам.
(Микрюков В.А., Микрюкова Г.А.)
("Цивилист", 2025, N 1)Вместе с тем безоговорочной квалификации договора об обеспечении осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в качестве смешанного (сочетающего в себе элементы аренды транспортного средства без экипажа и соглашения о возмездном оказании услуг) препятствует поименованность этого договора и отсутствие в Законе о такси указаний на возможность прямого применения к нему правил о других договорах. Более того, переложение на арендодателя закрепленных за арендатором транспортного средства без экипажа бремени поддержания надлежащего состояния арендованного транспортного средства, включая осуществление его технической эксплуатации, текущего и капитального ремонта, а также ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу пассажиров, вызванный нарушением арендодателем обязанностей по обеспечению технической пригодности транспортных средств к перевозке, противоречит правилам ст. 644, 645, 648 ГК РФ. Представляется, что источником подробного правового регулирования анализируемых арендных отношений, сопряженных с оказанием услуг, должен стать УАТ, что согласуется со ст. 649 ГК РФ, отсылающей для учета особенностей аренды отдельных разновидностей транспортных средств без экипажа к соответствующим транспортным уставам и кодексам.
Статья: Правовая природа поминутной аренды транспортного средства (каршеринга)
(Мальцева Т.Г.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 2)Таким образом, каршеринговые отношения возникают в результате вступления сторон в отношения, обусловленные действием договорного комплекса, одним из элементов которого выступает аренда. При этом очевидно, что общих положений об аренде для создания правового регулирования в этой предметной сфере явно недостаточно. Поэтому представляется, что арендный договор, входящий в каршеринговый договорный комплекс, нуждается в самостоятельном правовом регулировании в рамках новой договорной конструкции, предлагаемой ко включению в ГК РФ, - "Поминутной аренды транспортных средств" - поименованной наряду с прокатом и арендой транспортного средства без экипажа. С учетом пандектной системы российского гражданского законодательства "Поминутная аренда транспортных средств" должна быть включена в гл. 34 второй части ГК РФ, расположившись между "Прокатом" и "Арендой транспортных средств". Следует поддержать А.А. Ананьеву в следующем высказанном ей суждении: "Каждая юридическая конструкция представляет собой своего рода каркас, построенный по типовой схеме, служащий основой для "нанизывания" на него конкретных правовых норм. Если такие каркасы не будут взаимосвязаны между собой определенным образом и образовывать единое целое, то и нормы права будут располагаться бессистемно" <24>. Создавая подобный "каркас" поминутной аренды транспортных средств, мы при этом учитываем системность арендных гражданско-правовых договорных конструкций, безусловно, взаимосвязанных между собой.
(Мальцева Т.Г.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 2)Таким образом, каршеринговые отношения возникают в результате вступления сторон в отношения, обусловленные действием договорного комплекса, одним из элементов которого выступает аренда. При этом очевидно, что общих положений об аренде для создания правового регулирования в этой предметной сфере явно недостаточно. Поэтому представляется, что арендный договор, входящий в каршеринговый договорный комплекс, нуждается в самостоятельном правовом регулировании в рамках новой договорной конструкции, предлагаемой ко включению в ГК РФ, - "Поминутной аренды транспортных средств" - поименованной наряду с прокатом и арендой транспортного средства без экипажа. С учетом пандектной системы российского гражданского законодательства "Поминутная аренда транспортных средств" должна быть включена в гл. 34 второй части ГК РФ, расположившись между "Прокатом" и "Арендой транспортных средств". Следует поддержать А.А. Ананьеву в следующем высказанном ей суждении: "Каждая юридическая конструкция представляет собой своего рода каркас, построенный по типовой схеме, служащий основой для "нанизывания" на него конкретных правовых норм. Если такие каркасы не будут взаимосвязаны между собой определенным образом и образовывать единое целое, то и нормы права будут располагаться бессистемно" <24>. Создавая подобный "каркас" поминутной аренды транспортных средств, мы при этом учитываем системность арендных гражданско-правовых договорных конструкций, безусловно, взаимосвязанных между собой.
Статья: Правовое регулирование каршеринга: научно-практический комментарий
(Кораев К.Б.)
("Юрист", 2023, N 8)Договоры аренды транспортного средства без экипажа и лицензионный договор, заключаемые при оказании услуг каршеринга, отличаются друг от друга с точки зрения их квалификации в качестве рамочного договора (ст. 429.1 ГК РФ). Анализ заключаемых каршеринговыми организациями договоров показывает, что первый вид договора является рамочным, а второй таковым не является. Сделанный вывод имеет важное практическое значение. Так, по гражданскому делу N 2-5259/2020 пользователь услуг каршеринга ссылался на недопустимость расторжения договора аренды транспортного средства без экипажа в одностороннем внесудебном порядке, в то время как представитель каршеринговой организации утверждал, что указанный договор прекращается одновременно с прекращением аренды конкретного транспортного средства. Думается, что такая позиция каршеринговой организации является неверной и сделана без учета рамочного характера договора аренды транспортного средства без экипажа, который определяет общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые конкретизируются сторонами путем выбора конкретного транспортного средства через онлайн-сервис. Следовательно, прекращение аренды конкретного транспортного средства не влечет автоматического расторжения рамочного договора аренды транспортного средства без экипажа. В отношении такого договора действует общий порядок прекращения договора, который должен применяться с учетом норм Закона о защите прав потребителей.
(Кораев К.Б.)
("Юрист", 2023, N 8)Договоры аренды транспортного средства без экипажа и лицензионный договор, заключаемые при оказании услуг каршеринга, отличаются друг от друга с точки зрения их квалификации в качестве рамочного договора (ст. 429.1 ГК РФ). Анализ заключаемых каршеринговыми организациями договоров показывает, что первый вид договора является рамочным, а второй таковым не является. Сделанный вывод имеет важное практическое значение. Так, по гражданскому делу N 2-5259/2020 пользователь услуг каршеринга ссылался на недопустимость расторжения договора аренды транспортного средства без экипажа в одностороннем внесудебном порядке, в то время как представитель каршеринговой организации утверждал, что указанный договор прекращается одновременно с прекращением аренды конкретного транспортного средства. Думается, что такая позиция каршеринговой организации является неверной и сделана без учета рамочного характера договора аренды транспортного средства без экипажа, который определяет общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые конкретизируются сторонами путем выбора конкретного транспортного средства через онлайн-сервис. Следовательно, прекращение аренды конкретного транспортного средства не влечет автоматического расторжения рамочного договора аренды транспортного средства без экипажа. В отношении такого договора действует общий порядок прекращения договора, который должен применяться с учетом норм Закона о защите прав потребителей.