Аренда на праве оперативного управления
Подборка наиболее важных документов по запросу Аренда на праве оперативного управления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 36 ЗК РФ "Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения"4.1.1. Если помещения в здании, расположенном на неделимом участке, принадлежат на праве собственности одному лицу и на праве оперативного управления госучреждению, эти лица вправе заключить договор аренды с множественностью лиц на стороне арендатора с указанием на наличие у учреждения права безвозмездного ограниченного пользования участком для осуществления прав на занимаемые помещения (позиция ВАС РФ) >>>
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Предоставление в аренду недвижимого имущества бюджетным учреждением
(КонсультантПлюс, 2025)В договоре отражено, что он заключен в соответствии с решением аукционной комиссии... переданное в аренду имущество закреплено на праве оперативного управления за арендодателем.
(КонсультантПлюс, 2025)В договоре отражено, что он заключен в соответствии с решением аукционной комиссии... переданное в аренду имущество закреплено на праве оперативного управления за арендодателем.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Вопрос: Об НДС при предоставлении ГБУ в аренду государственного имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
(Письмо Минфина России от 16.06.2025 N 03-07-11/57831)Вопрос: Об НДС при предоставлении ГБУ в аренду государственного имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
(Письмо Минфина России от 16.06.2025 N 03-07-11/57831)Вопрос: Об НДС при предоставлении ГБУ в аренду государственного имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Является ли уведомление о прекращении договора аренды, заключенного или возобновленного на неопределенный срок, основанием для прекращения отношений и освобождения имущества
(КонсультантПлюс, 2025)Департамент имущества города Москвы (представитель собственника) письмом исх. от 02.04.2012 N 08-12/639, врученным арендатору 16.04.2012 (л.д. 37 том 2) уведомил последнего об отказе от договора аренды на основании ст. 610 Гражданского кодекса Российской Федерации; Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы "Московский научно-практический Центр дерматовенерологии и косметологии Департамента здравоохранения города Москвы" (арендодатель, субъект права оперативного управления) письмом исх. от 24.04.2012 N 403, врученным арендатору 25.04.2012 (л.д. 52 том 1) сообщил арендатору о своем требовании освободить объект аренды в связи с отказом от договора.
Является ли уведомление о прекращении договора аренды, заключенного или возобновленного на неопределенный срок, основанием для прекращения отношений и освобождения имущества
(КонсультантПлюс, 2025)Департамент имущества города Москвы (представитель собственника) письмом исх. от 02.04.2012 N 08-12/639, врученным арендатору 16.04.2012 (л.д. 37 том 2) уведомил последнего об отказе от договора аренды на основании ст. 610 Гражданского кодекса Российской Федерации; Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы "Московский научно-практический Центр дерматовенерологии и косметологии Департамента здравоохранения города Москвы" (арендодатель, субъект права оперативного управления) письмом исх. от 24.04.2012 N 403, врученным арендатору 25.04.2012 (л.д. 52 том 1) сообщил арендатору о своем требовании освободить объект аренды в связи с отказом от договора.
Статья: Отчетность по форме 0409310 "Сведения о предметах залога, принятых кредитными организациями в качестве обеспечения по ссудам"
("Официальный сайт Банка России", 2025)Вопрос: К какому виду права в графе 13 подраздела 4.2 следует отнести "Хозяйственное ведение", "Долю в праве аренды", "Оперативное управление"?
("Официальный сайт Банка России", 2025)Вопрос: К какому виду права в графе 13 подраздела 4.2 следует отнести "Хозяйственное ведение", "Долю в праве аренды", "Оперативное управление"?
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)9. В соответствии с ч. 9 ст. 55.24 комментируемого Кодекса эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 55.25 Кодекса в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)9. В соответствии с ч. 9 ст. 55.24 комментируемого Кодекса эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 55.25 Кодекса в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
Статья: Можно ли требовать, чтобы участник закупки по Закону N 223-ФЗ обладал ресурсами, необходимыми для исполнения контракта?
(Арышков А., Сухадольский Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 1)Пример правовой оценки. Требование к участникам о наличии собственной базы хранения нефтепродуктов создает неравные условия для участия хозяйствующих субъектов в проводимой закупке, поскольку исключают возможность подачи заявки для тех из них, кто владеет базой хранения нефтепродуктов на праве аренды, субаренды или оперативного управления. Наличие базы хранения в собственности участника не означает наличие у него возможности обеспечить лучшие условия поставки мазута, чем использование данного производственного объекта на ином вещном праве. Установление указанного требования ведет к необоснованному ограничению конкуренции <3>.
(Арышков А., Сухадольский Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 1)Пример правовой оценки. Требование к участникам о наличии собственной базы хранения нефтепродуктов создает неравные условия для участия хозяйствующих субъектов в проводимой закупке, поскольку исключают возможность подачи заявки для тех из них, кто владеет базой хранения нефтепродуктов на праве аренды, субаренды или оперативного управления. Наличие базы хранения в собственности участника не означает наличие у него возможности обеспечить лучшие условия поставки мазута, чем использование данного производственного объекта на ином вещном праве. Установление указанного требования ведет к необоснованному ограничению конкуренции <3>.
Статья: К вопросу о надлежащем субъекте административной ответственности за нарушения в сфере благоустройства при множественности собственников объектов нежилого фонда (на примере Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге")
(Толкунов В.М., Пластинина И.Д.)
("Арбитражные споры", 2023, N 2)- если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое), в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо;
(Толкунов В.М., Пластинина И.Д.)
("Арбитражные споры", 2023, N 2)- если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое), в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо;
Статья: Правовые последствия квалификации судами гражданско-правовых договоров в качестве договоров аренды государственного (муниципального) недвижимого имущества
(Арабули Д.Т.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)В соответствии с нормами гражданского законодательства по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору недвижимое имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (п. 1 ст. 130, ст. 606, 607 ГК РФ <1>). Однако заключение договора аренды государственного (муниципального) недвижимого имущества, закрепленного за арендодателем на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, имеет свои особенности. Одним из центральных моментов подобного рода правоотношений является получение государственным (муниципальным) учреждением (далее - учреждение), государственным (муниципальным) унитарным предприятием (далее - предприятие) согласия собственника этого имущества. Правовую основу данного подхода образуют ст. 173.1, 295, 298 ГК РФ, ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <2>, ч. 2 ст. 3, ст. 4 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" <3>, ст. 18 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" <4>.
(Арабули Д.Т.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)В соответствии с нормами гражданского законодательства по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору недвижимое имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (п. 1 ст. 130, ст. 606, 607 ГК РФ <1>). Однако заключение договора аренды государственного (муниципального) недвижимого имущества, закрепленного за арендодателем на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, имеет свои особенности. Одним из центральных моментов подобного рода правоотношений является получение государственным (муниципальным) учреждением (далее - учреждение), государственным (муниципальным) унитарным предприятием (далее - предприятие) согласия собственника этого имущества. Правовую основу данного подхода образуют ст. 173.1, 295, 298 ГК РФ, ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <2>, ч. 2 ст. 3, ст. 4 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" <3>, ст. 18 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" <4>.
Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положения2.2. Может ли лицо, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, заключить договор аренды этого имущества до госрегистрации права на него
Готовое решение: НДС при аренде
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы арендуете имущество у казенного учреждения, платить НДС в качестве налогового агента не нужно. Это связано с тем, что при оказании казенным учреждением услуг по аренде государственного (муниципального) имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, объекта обложения НДС не возникает (Письма ФНС России от 14.12.2017 N СД-4-3/25449@, Минфина России от 26.01.2016 N 03-07-11/2939, УФНС России по МО от 14.02.2024 N 15-19/009879@).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы арендуете имущество у казенного учреждения, платить НДС в качестве налогового агента не нужно. Это связано с тем, что при оказании казенным учреждением услуг по аренде государственного (муниципального) имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, объекта обложения НДС не возникает (Письма ФНС России от 14.12.2017 N СД-4-3/25449@, Минфина России от 26.01.2016 N 03-07-11/2939, УФНС России по МО от 14.02.2024 N 15-19/009879@).