Аренда движимого имущества по 44-фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Аренда движимого имущества по 44-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка аренды по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчик не вправе отказаться от предусмотренной контрактом оплаты аренды оборудования, находящегося в арендуемом нежилом помещении, ссылаясь на невозможность заключения контракта в порядке п. 32 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в отношении движимого имущества
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчик не вправе отказаться от предусмотренной контрактом оплаты аренды оборудования, находящегося в арендуемом нежилом помещении, ссылаясь на невозможность заключения контракта в порядке п. 32 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в отношении движимого имущества
Определение Верховного Суда РФ от 04.08.2015 N 306-КГ15-8173 по делу N А65-22809/2014
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконными решения и предписания антимонопольного органа.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку установленное в документации требование об исполнении контракта собственными силами представляет собой условие о способе и порядке исполнения муниципального контракта после проведения торгов и не является дополнительным требованием к участникам размещения заказа, конкурсная документация соответствует закону и не ограничивает количество участников размещения заказа.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Судами установлено, что учреждением 24.06.2014 на официальном сайте для размещения заказов www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0111300101614000154 о проведении запроса котировок на предмет: "Выбор специализированной организации для оказания услуг по проведению торгов по реализации прав собственности и аренды движимого и недвижимого муниципального имущества, в том числе земельных участков в муниципальном образовании Елабужский муниципальный район Республики Татарстан".
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконными решения и предписания антимонопольного органа.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку установленное в документации требование об исполнении контракта собственными силами представляет собой условие о способе и порядке исполнения муниципального контракта после проведения торгов и не является дополнительным требованием к участникам размещения заказа, конкурсная документация соответствует закону и не ограничивает количество участников размещения заказа.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Судами установлено, что учреждением 24.06.2014 на официальном сайте для размещения заказов www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0111300101614000154 о проведении запроса котировок на предмет: "Выбор специализированной организации для оказания услуг по проведению торгов по реализации прав собственности и аренды движимого и недвижимого муниципального имущества, в том числе земельных участков в муниципальном образовании Елабужский муниципальный район Республики Татарстан".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как заключить контракт на аренду по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Электронный конкурс может быть использован в качестве способа определения исполнителя для услуг аренды, если объект закупки не входит в аукционный перечень. Это значит, что таким образом вы можете арендовать только движимое имущество, так как услуги по аренде недвижимости входят в данный Перечень. Учтите, что высшие исполнительные органы субъектов РФ могут утвердить дополнительный аукционный перечень - устанавливается при закупках для региональных нужд (ч. 6 ст. 24 Закона N 44-ФЗ). Однако полагаем, что на практике проведение электронного конкурса неоправданно для закупки услуг аренды из-за продолжительных сроков процедуры и необходимости установить критерии, по которым будут оценивать заявки участников.
(КонсультантПлюс, 2025)Электронный конкурс может быть использован в качестве способа определения исполнителя для услуг аренды, если объект закупки не входит в аукционный перечень. Это значит, что таким образом вы можете арендовать только движимое имущество, так как услуги по аренде недвижимости входят в данный Перечень. Учтите, что высшие исполнительные органы субъектов РФ могут утвердить дополнительный аукционный перечень - устанавливается при закупках для региональных нужд (ч. 6 ст. 24 Закона N 44-ФЗ). Однако полагаем, что на практике проведение электронного конкурса неоправданно для закупки услуг аренды из-за продолжительных сроков процедуры и необходимости установить критерии, по которым будут оценивать заявки участников.
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке услуг лизинга по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Закон N 44-ФЗ не ограничивает заказчиков в закупке товаров с использованием механизма финансовой аренды (лизинга). По общему правилу предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество (ст. 666 ГК РФ, п. 1 ст. 3 Закона о лизинге).
(КонсультантПлюс, 2025)Закон N 44-ФЗ не ограничивает заказчиков в закупке товаров с использованием механизма финансовой аренды (лизинга). По общему правилу предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество (ст. 666 ГК РФ, п. 1 ст. 3 Закона о лизинге).
Нормативные акты
Решение Ставропольского УФАС России от 31.03.2025 по делу N 026/10/99-545/2025
Нарушение: ч. 3 ст. 7, ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Решение: Предписание не выдавать; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 7.30.1 и ч. 3 ст. 7.30.2 КоАП РФ.Так, при несоблюдении требования о письменной форме договора доверительного управления движимым имуществом такой договор является недействительным (пункты 1 и 3 статьи 1017 ГК РФ). В то же время согласно пункту 1 статьи 609 ГК РФ договор аренды движимого имущества на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме, при несоблюдении которой стороны не вправе ссылаться на свидетельские показания в подтверждение договора и его условий (пункт 1 статьи 162 ГК РФ).
Нарушение: ч. 3 ст. 7, ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Решение: Предписание не выдавать; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 7.30.1 и ч. 3 ст. 7.30.2 КоАП РФ.Так, при несоблюдении требования о письменной форме договора доверительного управления движимым имуществом такой договор является недействительным (пункты 1 и 3 статьи 1017 ГК РФ). В то же время согласно пункту 1 статьи 609 ГК РФ договор аренды движимого имущества на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме, при несоблюдении которой стороны не вправе ссылаться на свидетельские показания в подтверждение договора и его условий (пункт 1 статьи 162 ГК РФ).
Решение Ставропольского УФАС России от 25.08.2025 по делу N 026/10/104-1869/2024
О включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.В Ставропольское УФАС России из МКУ "Центр хозяйственно-технического обеспечения" Ипатовского района СК поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки - ООО "О" по факту осуществления закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0121600013925000079 " Оказание услуг по оценке рыночной стоимости, оценке рыночной величины арендной платы объектов движимого и недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности Ипатовского муниципального округа Ставропольского края и находящихся в оперативном управлении МКУ ЦХТО ИР СК".
О включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.В Ставропольское УФАС России из МКУ "Центр хозяйственно-технического обеспечения" Ипатовского района СК поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки - ООО "О" по факту осуществления закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0121600013925000079 " Оказание услуг по оценке рыночной стоимости, оценке рыночной величины арендной платы объектов движимого и недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности Ипатовского муниципального округа Ставропольского края и находящихся в оперативном управлении МКУ ЦХТО ИР СК".
"Судебные споры в контрактной системе: Научно-практическое пособие"
(Кикавец В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Сдача в аренду движимого и недвижимого имущества подпадает под нормы Закона N 44-ФЗ.
(Кикавец В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Сдача в аренду движимого и недвижимого имущества подпадает под нормы Закона N 44-ФЗ.
Вопрос: Учредитель намерен изменить тип бюджетного учреждения - превратить его в казенное. Какие последствия возможны для учреждения? Имеются ли весомые аргументы, которые могли бы заставить учредителя отказаться от своего решения?
("Руководитель бюджетной организации", 2020, N 2)В-пятых, казенное учреждение не вправе распоряжаться (продавать, сдавать в аренду или безвозмездное пользование) никаким своим имуществом без согласия на это своего учредителя (собственника имущества) <6>, бюджетное же учреждение может самостоятельно распоряжаться движимым имуществом, которое не отнесено к категории особо ценного <7>.
("Руководитель бюджетной организации", 2020, N 2)В-пятых, казенное учреждение не вправе распоряжаться (продавать, сдавать в аренду или безвозмездное пользование) никаким своим имуществом без согласия на это своего учредителя (собственника имущества) <6>, бюджетное же учреждение может самостоятельно распоряжаться движимым имуществом, которое не отнесено к категории особо ценного <7>.
Вопрос: Об осуществлении закупки у единственного поставщика - ФГУП услуг по проведению землеустроительных работ, работ по постановке на кадастровый учет земельных участков, строений и сооружений Вооруженных Сил РФ, по определению рыночной стоимости недвижимости Вооруженных Сил РФ, права их аренды, движимого военного имущества, а также права требования возмещения убытков, причиненных Минобороны России в случае незаконного использования указанных объектов.
(Письмо Минэкономразвития России от 09.12.2014 N Д28и-2704)Также сообщаем, что согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 1034-р федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, - "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" - определено единственным исполнителем, оказывающим услуги по проведению землеустроительных работ, работ по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, находящихся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве постоянного (бессрочного) пользования, проведению работ по технической инвентаризации и постановке на государственный кадастровый учет зданий, строений и сооружений, находящихся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, по определению рыночной стоимости объектов недвижимости, находящихся у Вооруженных Сил Российской Федерации, права их аренды, движимого военного имущества, а также права требования возмещения убытков, причиненных Минобороны России в случае незаконного использования указанных объектов.
(Письмо Минэкономразвития России от 09.12.2014 N Д28и-2704)Также сообщаем, что согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 1034-р федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, - "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" - определено единственным исполнителем, оказывающим услуги по проведению землеустроительных работ, работ по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, находящихся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве постоянного (бессрочного) пользования, проведению работ по технической инвентаризации и постановке на государственный кадастровый учет зданий, строений и сооружений, находящихся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, по определению рыночной стоимости объектов недвижимости, находящихся у Вооруженных Сил Российской Федерации, права их аренды, движимого военного имущества, а также права требования возмещения убытков, причиненных Минобороны России в случае незаконного использования указанных объектов.
"Комментарий к Федеральному закону "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" N 44-ФЗ. С постатейными материалами и подзаконными актами. Контрактная система в вопросах и ответах"
(поглавный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Беляева О.А.)
("Книжный мир", 2014)Выбор способа закупки обусловлен объектом аренды. Так, если заказчику необходимо арендовать нежилое здание, строение, сооружение, нежилое помещение, то возможна закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Однако заключению контракта должно предшествовать издание правового акта Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или местной администрации. В таком правовом акте указываются наименование заказчика, информация об арендуемом объекте, цена контракта и срок аренды.
(поглавный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Беляева О.А.)
("Книжный мир", 2014)Выбор способа закупки обусловлен объектом аренды. Так, если заказчику необходимо арендовать нежилое здание, строение, сооружение, нежилое помещение, то возможна закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Однако заключению контракта должно предшествовать издание правового акта Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или местной администрации. В таком правовом акте указываются наименование заказчика, информация об арендуемом объекте, цена контракта и срок аренды.
"Контрактная система в сфере государственных закупок России и США: сравнительно-правовое исследование: Монография"
(Тасалов Ф.А.)
("Проспект", 2016)До принятия Закона N 44-ФЗ на практике актуальным являлся вопрос о допустимости применения положений Закона N 94-ФЗ в отношении аренды помещений, где арендатором выступает государственный заказчик. Как указал ВАС РФ в одном из решений, "договор по предоставлению в аренду движимого имущества государственным (муниципальным) заказчикам будет являться предметом регулирования указанного выше Федерального закона (Закона N 94-ФЗ - Ф.Т.) при наличии следующих условий: если он заключается в интересах РФ, соответствующего субъекта РФ либо соответствующего муниципального образования; целью его заключения выступает удовлетворение государственных (муниципальных) нужд; финансирование указанных потребностей осуществляется за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования" <1>.
(Тасалов Ф.А.)
("Проспект", 2016)До принятия Закона N 44-ФЗ на практике актуальным являлся вопрос о допустимости применения положений Закона N 94-ФЗ в отношении аренды помещений, где арендатором выступает государственный заказчик. Как указал ВАС РФ в одном из решений, "договор по предоставлению в аренду движимого имущества государственным (муниципальным) заказчикам будет являться предметом регулирования указанного выше Федерального закона (Закона N 94-ФЗ - Ф.Т.) при наличии следующих условий: если он заключается в интересах РФ, соответствующего субъекта РФ либо соответствующего муниципального образования; целью его заключения выступает удовлетворение государственных (муниципальных) нужд; финансирование указанных потребностей осуществляется за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования" <1>.