Антимонопольный комплаенс в государственных органах
Подборка наиболее важных документов по запросу Антимонопольный комплаенс в государственных органах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Антимонопольный комплаенс в Министерстве обороны Российской Федерации
(Зайков Д.Е.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 1)На актуальную проблему нарушений антимонопольного законодательства со стороны госорганов, требующую своего решения <5>, было указано в п. 1 Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 гг., утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 (далее - Национальный план). В связи с этим Правительству Российской Федерации было поручено принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности госорганов. Итогом указанной работы стали Методические рекомендации по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 2258-р (далее - Методические рекомендации).
(Зайков Д.Е.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 1)На актуальную проблему нарушений антимонопольного законодательства со стороны госорганов, требующую своего решения <5>, было указано в п. 1 Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 гг., утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 (далее - Национальный план). В связи с этим Правительству Российской Федерации было поручено принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности госорганов. Итогом указанной работы стали Методические рекомендации по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 2258-р (далее - Методические рекомендации).
Статья: Об источниках правового регулирования и стандартах формирования системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства и практике ее внедрения в группе АО "ХК "Сибцем"
(Бодренков В.А., Прохорова Ю.Г.)
("Конкурентное право", 2021, NN 1, 2)Внедрение системы антимонопольного комплаенса в группе АО "ХК "Сибцем" происходит постепенно и поэтапно, постоянно находится в развитии, что соответствует методу управления - совершенствование (Act) международного стандарта ISO 19600-2014 "Compliance management systems - Guidelines". Первые шаги в развитии антимонопольного комплаенса группы АО "ХК "Сибцем" происходили в соответствии с требованиями европейских и национальных стандартов. Затем, с появлением Федерального закона от 1 марта 2020 г. N 33-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" <21>, были внесены соответствующие корректировки во внутренние акты по антимонопольному комплаенсу согласно требованиям указанного Закона. Также постоянно анализируются акты государственных органов и практики внедрения антимонопольного комплаенса отдельными хозяйствующими субъектами.
(Бодренков В.А., Прохорова Ю.Г.)
("Конкурентное право", 2021, NN 1, 2)Внедрение системы антимонопольного комплаенса в группе АО "ХК "Сибцем" происходит постепенно и поэтапно, постоянно находится в развитии, что соответствует методу управления - совершенствование (Act) международного стандарта ISO 19600-2014 "Compliance management systems - Guidelines". Первые шаги в развитии антимонопольного комплаенса группы АО "ХК "Сибцем" происходили в соответствии с требованиями европейских и национальных стандартов. Затем, с появлением Федерального закона от 1 марта 2020 г. N 33-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" <21>, были внесены соответствующие корректировки во внутренние акты по антимонопольному комплаенсу согласно требованиям указанного Закона. Также постоянно анализируются акты государственных органов и практики внедрения антимонопольного комплаенса отдельными хозяйствующими субъектами.
Нормативные акты
"Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года"
(утв. протоколом Президиума ФАС России от 03.07.2019 N 6)3.1.1. Развитие и совершенствование превентивных механизмов антимонопольного контроля: внедрить на законодательном уровне нормы, стимулирующие принятие антимонопольного комплаенса (системы мер, направленных на обеспечение соблюдения требований антимонопольного законодательства) хозяйствующими субъектами, органами государственной власти и местного самоуправления.
(утв. протоколом Президиума ФАС России от 03.07.2019 N 6)3.1.1. Развитие и совершенствование превентивных механизмов антимонопольного контроля: внедрить на законодательном уровне нормы, стимулирующие принятие антимонопольного комплаенса (системы мер, направленных на обеспечение соблюдения требований антимонопольного законодательства) хозяйствующими субъектами, органами государственной власти и местного самоуправления.
Указ Президента РФ от 21.12.2017 N 618
"Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции"
(вместе с "Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы")л) стимулирование хозяйствующих субъектов, в том числе занимающих доминирующее положение на товарных рынках, внедряющих систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства;
"Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции"
(вместе с "Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы")л) стимулирование хозяйствующих субъектов, в том числе занимающих доминирующее положение на товарных рынках, внедряющих систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства;
"Актуальные проблемы правового регулирования труда в государственных корпорациях и корпоративных объединениях: монография"
(Потапов А.В.)
("Проспект", 2023)<1> См., например: Разъяснения ФАС России от 02.07.2021 N 20 "О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства" // [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru; СПС "КонсультантПлюс".
(Потапов А.В.)
("Проспект", 2023)<1> См., например: Разъяснения ФАС России от 02.07.2021 N 20 "О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства" // [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru; СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Роль совета директоров публичного акционерного общества в управлении антимонопольными рисками
(Меребашвили Т.А.)
("Закон", 2024, N 7)Попробуем разобраться, относится ли антимонопольный комплаенс к обязательным элементам системы управления рисками ПАО и какие требования предъявляются регуляторами к такой системе, притом что антимонопольный комплаенс согласно Указу Президента от 21 декабря 2017 года N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" является обязательным только для государственных (муниципальных) органов, а не предпринимателей (ст. 9.1 Закона о защите конкуренции <10>).
(Меребашвили Т.А.)
("Закон", 2024, N 7)Попробуем разобраться, относится ли антимонопольный комплаенс к обязательным элементам системы управления рисками ПАО и какие требования предъявляются регуляторами к такой системе, притом что антимонопольный комплаенс согласно Указу Президента от 21 декабря 2017 года N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" является обязательным только для государственных (муниципальных) органов, а не предпринимателей (ст. 9.1 Закона о защите конкуренции <10>).
Статья: К вопросу об эффективности противодействия антиконкурентным действиям коллективных субъектов в публичном праве
(Шадрин А.Д.)
("Юрист", 2024, N 6)Что касается предписаний антимонопольного органа, адресуемых как хозяйствующим субъектам, так и органам государственной власти и местного самоуправления, то для антимонопольного органа закон предоставляет широкий простор в их формулировании. Так, пункты 2 и 3 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" позволяют антимонопольному органу выдавать предписания как о прекращении правонарушений антимонопольного законодательства, так и об устранении последствий таких нарушений, а также восстановлении состояния, существовавшего до такого нарушения <9>. Такая широта усмотрения приводит к тому, что антимонопольный орган по результатам рассмотрения антимонопольных дел выдает предписания, в том числе и органам государственной власти, о принятии нарушителями значительных мер и приложении усилий для их выполнения, например принятии антимонопольного комплаенса <10>.
(Шадрин А.Д.)
("Юрист", 2024, N 6)Что касается предписаний антимонопольного органа, адресуемых как хозяйствующим субъектам, так и органам государственной власти и местного самоуправления, то для антимонопольного органа закон предоставляет широкий простор в их формулировании. Так, пункты 2 и 3 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" позволяют антимонопольному органу выдавать предписания как о прекращении правонарушений антимонопольного законодательства, так и об устранении последствий таких нарушений, а также восстановлении состояния, существовавшего до такого нарушения <9>. Такая широта усмотрения приводит к тому, что антимонопольный орган по результатам рассмотрения антимонопольных дел выдает предписания, в том числе и органам государственной власти, о принятии нарушителями значительных мер и приложении усилий для их выполнения, например принятии антимонопольного комплаенса <10>.
Статья: Организация деятельности по закупкам товаров, работ, услуг как элемент корпоративного управления
(Андреева Л.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 1)Государство заинтересовано в сокращении количества нарушений законодательства о конкуренции, предупреждении таких нарушений, о чем свидетельствуют документы стратегического планирования и документы по их осуществлению. Так, одной из важнейших задач, предусмотренных Планом мероприятий по реализации Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года <16>, является внедрение эффективных институтов по предотвращению нарушений антимонопольного законодательства и корпоративных институциональных механизмов, обеспечивающих соблюдение норм антимонопольного законодательства. В п. 3.1.1 Плана указано на необходимость совершенствования превентивных механизмов антимонопольного контроля и предлагалось ввести в законодательство нормы, стимулирующие принятие антимонопольного комплаенса (системы мер, направленных на обеспечение соблюдения требований антимонопольного законодательства) хозяйствующими субъектами, органами государственной власти и местного самоуправления, что и было сделано Федеральным законом от 1 марта 2020 г. N 33-ФЗ, который ввел в Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ст. 9.1 "Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства", иными словами, систему антимонопольного комплаенса.
(Андреева Л.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 1)Государство заинтересовано в сокращении количества нарушений законодательства о конкуренции, предупреждении таких нарушений, о чем свидетельствуют документы стратегического планирования и документы по их осуществлению. Так, одной из важнейших задач, предусмотренных Планом мероприятий по реализации Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года <16>, является внедрение эффективных институтов по предотвращению нарушений антимонопольного законодательства и корпоративных институциональных механизмов, обеспечивающих соблюдение норм антимонопольного законодательства. В п. 3.1.1 Плана указано на необходимость совершенствования превентивных механизмов антимонопольного контроля и предлагалось ввести в законодательство нормы, стимулирующие принятие антимонопольного комплаенса (системы мер, направленных на обеспечение соблюдения требований антимонопольного законодательства) хозяйствующими субъектами, органами государственной власти и местного самоуправления, что и было сделано Федеральным законом от 1 марта 2020 г. N 33-ФЗ, который ввел в Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ст. 9.1 "Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства", иными словами, систему антимонопольного комплаенса.
Статья: ESG-принципы: что это такое и зачем компаниям их соблюдать
(Зайнуллин С., Переладов А., Пинаев В., Порсев А.)
("Трудовое право", 2022, N 12)Но все это больше свойственно крупным публичным компаниям, которые в любом случае подвержены существенной прозрачности. В свою очередь среди субъектов МСП это на данный момент особо не распространено. Оно и понятно - прозрачность их деятельности ниже, а сами принципы носят лишь рекомендательный характер. Однако применение этих принципов может помочь любому бизнесу, поскольку действительное соблюдение их оберегает от ряда регуляторных рисков, например в сфере охраны природы, труда или даже антимонопольного комплаенса.
(Зайнуллин С., Переладов А., Пинаев В., Порсев А.)
("Трудовое право", 2022, N 12)Но все это больше свойственно крупным публичным компаниям, которые в любом случае подвержены существенной прозрачности. В свою очередь среди субъектов МСП это на данный момент особо не распространено. Оно и понятно - прозрачность их деятельности ниже, а сами принципы носят лишь рекомендательный характер. Однако применение этих принципов может помочь любому бизнесу, поскольку действительное соблюдение их оберегает от ряда регуляторных рисков, например в сфере охраны природы, труда или даже антимонопольного комплаенса.
Статья: Примирительные и согласительные процедуры в деятельности ФАС России: настоящее и будущее
(Тимошенко А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 3)В настоящее время создаются новые форматы взаимоотношений государства и бизнеса в вопросе урегулирования разногласий: досудебное (внесудебное) разрешение споров, суд, медиация, арбитражи и третейское разбирательство, адъюдикация [10], платформенное разрешение споров, министерский арбитраж. Пока на сегодня государственному органу можно использовать и развивать досудебное (внесудебное) разрешение спора, медиацию (если спор напрямую не затрагивает публичные интересы), рассмотрение дела в суде.
(Тимошенко А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 3)В настоящее время создаются новые форматы взаимоотношений государства и бизнеса в вопросе урегулирования разногласий: досудебное (внесудебное) разрешение споров, суд, медиация, арбитражи и третейское разбирательство, адъюдикация [10], платформенное разрешение споров, министерский арбитраж. Пока на сегодня государственному органу можно использовать и развивать досудебное (внесудебное) разрешение спора, медиацию (если спор напрямую не затрагивает публичные интересы), рассмотрение дела в суде.