Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов органов местного самоуправления
Подборка наиболее важных документов по запросу Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов органов местного самоуправления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 30.07.2024 N 88а-24895/2024 (УИД 52RS0005-01-2023-006479-64)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: Об оспаривании нормативных правовых актов по вопросам правил землепользования и застройки, распоряжения земельными участками.
Обстоятельства: Оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются права, свободы и законные интересы административного истца, поскольку он предусматривает возможность выдачи ордера на проведение работ на земельном участке, принадлежащем административному истцу, третьим лицам.
Решение: Отказано.Вопреки доводам кассационной жалобы непроведение повторной антикоррупционной экспертизы после устранения замечаний, приведенных в заключении прокуратуры города Нижнего Новгорода, не свидетельствует о существенном нарушении процедуры принятия оспариваемого постановления, влекущем признание его недействующим. В отношении проекта оспариваемого нормативного правового акта проведена антикоррупционная экспертиза уполномоченным подразделением органа местного самоуправления.
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: Об оспаривании нормативных правовых актов по вопросам правил землепользования и застройки, распоряжения земельными участками.
Обстоятельства: Оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются права, свободы и законные интересы административного истца, поскольку он предусматривает возможность выдачи ордера на проведение работ на земельном участке, принадлежащем административному истцу, третьим лицам.
Решение: Отказано.Вопреки доводам кассационной жалобы непроведение повторной антикоррупционной экспертизы после устранения замечаний, приведенных в заключении прокуратуры города Нижнего Новгорода, не свидетельствует о существенном нарушении процедуры принятия оспариваемого постановления, влекущем признание его недействующим. В отношении проекта оспариваемого нормативного правового акта проведена антикоррупционная экспертиза уполномоченным подразделением органа местного самоуправления.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов: актуальные проблемы и возможные пути их разрешения
(Нестеренко В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)<5> Селихова О.Г. Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов органов местного самоуправления в предмете прокурорского надзора: проблемы практики // Современный ученый. 2021. N 1. С. 280 - 281.
(Нестеренко В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)<5> Селихова О.Г. Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов органов местного самоуправления в предмете прокурорского надзора: проблемы практики // Современный ученый. 2021. N 1. С. 280 - 281.
Статья: Формы взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления: проблемы нормативно-правового регулирования
(Надин А.Н.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Важнейшим законодательным актом, определяющим юридические основания взаимодействия прокуратуры и органов МСУ, является Закон о прокуратуре. Исходя из положений названного документа, взаимодействие данных субъектов происходит при осуществлении прокурорского надзора в отношении органов МСУ, участии в заседаниях представительных и исполнительных органов МСУ, информировании органов МСУ о состоянии законности на поднадзорной территории, участии в нормотворческой деятельности, проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (далее - НПА) органов МСУ и реализации иных видов деятельности.
(Надин А.Н.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Важнейшим законодательным актом, определяющим юридические основания взаимодействия прокуратуры и органов МСУ, является Закон о прокуратуре. Исходя из положений названного документа, взаимодействие данных субъектов происходит при осуществлении прокурорского надзора в отношении органов МСУ, участии в заседаниях представительных и исполнительных органов МСУ, информировании органов МСУ о состоянии законности на поднадзорной территории, участии в нормотворческой деятельности, проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (далее - НПА) органов МСУ и реализации иных видов деятельности.
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-I
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"1. Прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов публичной власти федеральных территорий, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"1. Прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов публичной власти федеральных территорий, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.
Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)
"Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов публичной власти федеральных территорий, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
(ред. от 30.09.2024)
"Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов публичной власти федеральных территорий, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
Статья: Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов как один из механизмов противодействия коррупции
(Селивановская И.А.)
("Российский следователь", 2022, N 11)Значимая роль по проведению антикоррупционной экспертизы законодательно отведена прокуратуре Российской Федерации. Так, прокурор в ходе осуществления полномочий проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц <4>. При выявлении в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд.
(Селивановская И.А.)
("Российский следователь", 2022, N 11)Значимая роль по проведению антикоррупционной экспертизы законодательно отведена прокуратуре Российской Федерации. Так, прокурор в ходе осуществления полномочий проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц <4>. При выявлении в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Прокурор в ходе осуществления своих полномочий согласно специальной методике, определенной Правительством РФ <1>, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов <2> федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Прокурор в ходе осуществления своих полномочий согласно специальной методике, определенной Правительством РФ <1>, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов <2> федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.
Статья: Проблема проявления коррупции в миграционной сфере: теоретико-методологические аспекты
(Суховецкий М.И.)
("Миграционное право", 2021, N 3)3. На законодательном уровне содержание дискреционных полномочий раскрывается через понятие "широта дискреционных полномочий", используемое в качестве обозначения коррупциогенного фактора, и означает отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) <11>.
(Суховецкий М.И.)
("Миграционное право", 2021, N 3)3. На законодательном уровне содержание дискреционных полномочий раскрывается через понятие "широта дискреционных полномочий", используемое в качестве обозначения коррупциогенного фактора, и означает отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) <11>.
Готовое решение: Какие меры по противодействию коррупции предусмотрены законом
(КонсультантПлюс, 2025)"Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" от 09.02.2009 N 8-ФЗ;
(КонсультантПлюс, 2025)"Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" от 09.02.2009 N 8-ФЗ;
Статья: О некоторых вопросах по закреплению муниципальных (государственных) образовательных организаций за конкретными территориями
(Чакалова М.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)<2> Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" // СПС "КонсультантПлюс".
(Чакалова М.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)<2> Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Независимая антикоррупционная экспертиза: порядок и сроки проведения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, нормативных правовых актов субъектов РФ, уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, а также проектов указанных нормативных правовых актов - в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации, являющиеся разработчиками соответствующих документов;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, нормативных правовых актов субъектов РФ, уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, а также проектов указанных нормативных правовых актов - в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации, являющиеся разработчиками соответствующих документов;
Статья: Эффективность института антикоррупционной экспертизы: опыт Ульяновской области
(Окутина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 12)За первое полугодие 2021 г. органами государственной власти Ульяновской области и органами местного самоуправления было подготовлено 761 и 3 526 проектов нормативных правовых актов, соответственно. В результате проведения антикоррупционной экспертизы специалистами было выявлено 170 коррупциогенных факторов <5>. Все они были устранены на стадии доработки проектов. Важно отметить, что разрабатываемые проекты нормативных правовых актов в муниципалитетах Ульяновской области размещают на официальных сайтах, они доступны для ознакомления всем желающим.
(Окутина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 12)За первое полугодие 2021 г. органами государственной власти Ульяновской области и органами местного самоуправления было подготовлено 761 и 3 526 проектов нормативных правовых актов, соответственно. В результате проведения антикоррупционной экспертизы специалистами было выявлено 170 коррупциогенных факторов <5>. Все они были устранены на стадии доработки проектов. Важно отметить, что разрабатываемые проекты нормативных правовых актов в муниципалитетах Ульяновской области размещают на официальных сайтах, они доступны для ознакомления всем желающим.
Статья: Закон о правовом положении иностранных граждан и коррупционные риски
(Суховецкий М.И.)
("Миграционное право", 2021, N 4)В качестве источников подзаконного регулирования были рассмотрено Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", применение которого позволило раскрыть содержание отдельных понятий, используемых в рамках настоящего исследования, например таких, как "коррупциогенный фактор", "антикоррупционная экспертиза".
(Суховецкий М.И.)
("Миграционное право", 2021, N 4)В качестве источников подзаконного регулирования были рассмотрено Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", применение которого позволило раскрыть содержание отдельных понятий, используемых в рамках настоящего исследования, например таких, как "коррупциогенный фактор", "антикоррупционная экспертиза".
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)37. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)37. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Статья: Комплексное развитие территорий: как новому институту не повторить судьбу "старых" (КОТ, РЗТ, КРТ и КУРТ)?
(Кирсанов А.Р.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 2)<7> См. ст. 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
(Кирсанов А.Р.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 2)<7> См. ст. 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".