Акт выявления и учета беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего
Подборка наиболее важных документов по запросу Акт выявления и учета беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
(постатейный)
(Грибанов Е.В., Помогалова Ю.В., Богатырева Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)Основания для принятия решений о направлении несовершеннолетнего в медицинскую организацию сотрудниками органов внутренних дел комментируемым Законом не определены. Отчасти данный пробел восполнен на уровне ведомственных нормативных правовых актов. Так, Приказом Минздрава и МВД от 20 августа 2003 г. N 414/633 "О взаимодействии учреждений здравоохранения и органов внутренних дел в оказании медицинской помощи несовершеннолетним, доставленным в органы внутренних дел" утверждена форма акта выявления и учета беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего, порядок межведомственного взаимодействия в указанных случаях.
(постатейный)
(Грибанов Е.В., Помогалова Ю.В., Богатырева Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)Основания для принятия решений о направлении несовершеннолетнего в медицинскую организацию сотрудниками органов внутренних дел комментируемым Законом не определены. Отчасти данный пробел восполнен на уровне ведомственных нормативных правовых актов. Так, Приказом Минздрава и МВД от 20 августа 2003 г. N 414/633 "О взаимодействии учреждений здравоохранения и органов внутренних дел в оказании медицинской помощи несовершеннолетним, доставленным в органы внутренних дел" утверждена форма акта выявления и учета беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего, порядок межведомственного взаимодействия в указанных случаях.
"Комментарий к Федеральному закону от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей"
(постатейный)
(Аверина К.Н., Куропацкая Е.Г.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)Следует обратить внимание, что законодательство не рассматривает безнадзорность или беспризорность как однозначное основание для признания ребенка, утратившего родительское попечение, беспризорным или безнадзорным ребенком. Акт выявления и учета беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего является основанием для оказания социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетнему, его родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, а не основанием для принятия в административном порядке органами опеки и попечительства решения об отнесении ребенка к категории оставшегося без попечения родителей, а также мер по устройству его на воспитание в семьи посторонних граждан. Основанием для принятия таких мер будет принятие судом решения о лишении родителей ребенка родительских прав либо о признании причин неуважительными в случаях непроживания родителей (единственного родителя) совместно с ребенком более 6 месяцев и уклонения от его воспитания и содержания. Такие решения могут быть приняты на основании обращения органа опеки и попечительства, если родители (единственный родитель) ребенка не изменили своего отношения к содержанию, воспитанию и образованию ребенка после проведения индивидуальной профилактической работы (см. письмо Минобрнауки России от 2 сентября 2016 г. N 07-3765 "О применении норм по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей").
(постатейный)
(Аверина К.Н., Куропацкая Е.Г.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)Следует обратить внимание, что законодательство не рассматривает безнадзорность или беспризорность как однозначное основание для признания ребенка, утратившего родительское попечение, беспризорным или безнадзорным ребенком. Акт выявления и учета беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего является основанием для оказания социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетнему, его родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, а не основанием для принятия в административном порядке органами опеки и попечительства решения об отнесении ребенка к категории оставшегося без попечения родителей, а также мер по устройству его на воспитание в семьи посторонних граждан. Основанием для принятия таких мер будет принятие судом решения о лишении родителей ребенка родительских прав либо о признании причин неуважительными в случаях непроживания родителей (единственного родителя) совместно с ребенком более 6 месяцев и уклонения от его воспитания и содержания. Такие решения могут быть приняты на основании обращения органа опеки и попечительства, если родители (единственный родитель) ребенка не изменили своего отношения к содержанию, воспитанию и образованию ребенка после проведения индивидуальной профилактической работы (см. письмо Минобрнауки России от 2 сентября 2016 г. N 07-3765 "О применении норм по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей").
Нормативные акты
<Письмо> Минобрнауки России от 02.09.2016 N 07-3765
<О применении норм по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей>Учитывая изложенное, акт выявления и учета беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего является основанием для оказания социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетнему, его родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, а не основанием для принятия в административном порядке органами опеки и попечительства решения об отнесении ребенка к категории оставшегося без попечения родителей, а также мер по устройству его на воспитание в семьи посторонних граждан.
<О применении норм по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей>Учитывая изложенное, акт выявления и учета беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего является основанием для оказания социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетнему, его родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, а не основанием для принятия в административном порядке органами опеки и попечительства решения об отнесении ребенка к категории оставшегося без попечения родителей, а также мер по устройству его на воспитание в семьи посторонних граждан.
"Комментарий к Федеральному закону от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации"
(постатейный)
(Жеребцов А.Н., Помогалова Ю.В., Смоляров М.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016)Из показаний свидетеля М.В.В. (заведующей службой социальной реабилитации несовершеннолетних Городищенского района) следует, что З.В.В. впервые поступила в реабилитационный центр в 2013 году, поскольку оставаться дома с матерью было опасно для ее жизни и здоровья ввиду полного отсутствия ухода, заботы и условий проживания. Девочка была неухоженная, грязная, отставала по школьной программе, у нее отсутствовали навыки труда и гигиены, было видно, что мать ею не занималась. С января 2016 года З.В.В. снова находится в реабилитационном центре, поскольку из-за неисправной печи в доме проживать там ей было нельзя, печь топилась "по-черному", дым шел внутрь комнаты. На дату составления акта выявления и учета беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего З.В.В. находилась в социально опасном положении, в помещении с неисправным печным отоплением при температуре воздуха на улице - 30 градусов, будучи больной ветряной оспой при отсутствии медицинской помощи. Ребенок был изъят из семьи и помещен в ГБУЗ "Городищенская районная больница", а впоследствии в социально реабилитационный центр.
(постатейный)
(Жеребцов А.Н., Помогалова Ю.В., Смоляров М.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016)Из показаний свидетеля М.В.В. (заведующей службой социальной реабилитации несовершеннолетних Городищенского района) следует, что З.В.В. впервые поступила в реабилитационный центр в 2013 году, поскольку оставаться дома с матерью было опасно для ее жизни и здоровья ввиду полного отсутствия ухода, заботы и условий проживания. Девочка была неухоженная, грязная, отставала по школьной программе, у нее отсутствовали навыки труда и гигиены, было видно, что мать ею не занималась. С января 2016 года З.В.В. снова находится в реабилитационном центре, поскольку из-за неисправной печи в доме проживать там ей было нельзя, печь топилась "по-черному", дым шел внутрь комнаты. На дату составления акта выявления и учета беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего З.В.В. находилась в социально опасном положении, в помещении с неисправным печным отоплением при температуре воздуха на улице - 30 градусов, будучи больной ветряной оспой при отсутствии медицинской помощи. Ребенок был изъят из семьи и помещен в ГБУЗ "Городищенская районная больница", а впоследствии в социально реабилитационный центр.
Статья: Роль органов внутренних дел в борьбе с детской беспризорностью в предвоенные годы
(Пархоменко И.К., Киикова Л.К.)
("Вопросы ювенальной юстиции", 2009, N 2)В декабре 1937 г. было утверждено новое Положение о приемниках-распределителях НКВД для несовершеннолетних. В дальнейшем в 1940 г. с учетом пятилетнего опыта работы по ликвидации беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних издается новый ведомственный нормативный акт о работе по ликвидации беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, непосредственно возлагавший обязанность заниматься осуществлением конкретных мероприятий в данном направлении на начальников территориальных отделений милиции. Получило официальное признание установившееся на практике наименование комнат привода для детей - "детская комната". Были расширены функции работников этих комнат (организация работы по выявлению и изъятию беспризорных и безнадзорных, обследование семейно-бытовых условий задержанных несовершеннолетних) и созданы специальные подразделения в отделах службы и боевой подготовки управлений рабоче-крестьянской милиции для руководства работой органов милиции по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних <6>.
(Пархоменко И.К., Киикова Л.К.)
("Вопросы ювенальной юстиции", 2009, N 2)В декабре 1937 г. было утверждено новое Положение о приемниках-распределителях НКВД для несовершеннолетних. В дальнейшем в 1940 г. с учетом пятилетнего опыта работы по ликвидации беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних издается новый ведомственный нормативный акт о работе по ликвидации беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, непосредственно возлагавший обязанность заниматься осуществлением конкретных мероприятий в данном направлении на начальников территориальных отделений милиции. Получило официальное признание установившееся на практике наименование комнат привода для детей - "детская комната". Были расширены функции работников этих комнат (организация работы по выявлению и изъятию беспризорных и безнадзорных, обследование семейно-бытовых условий задержанных несовершеннолетних) и созданы специальные подразделения в отделах службы и боевой подготовки управлений рабоче-крестьянской милиции для руководства работой органов милиции по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних <6>.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
(постатейный)
(Козлов С.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)6. Министерством здравоохранения РФ и МВД РФ 20 августа 2003 года издан совместный Приказ N 414\633 "О взаимодействии учреждений здравоохранения и органов внутренних дел в оказании медицинской помощи несовершеннолетним, доставленным в органы внутренних дел". В целях улучшения борьбы с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних, оказания им своевременной помощи данным Приказом утверждена форма акта выявления и учета беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего.
(постатейный)
(Козлов С.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)6. Министерством здравоохранения РФ и МВД РФ 20 августа 2003 года издан совместный Приказ N 414\633 "О взаимодействии учреждений здравоохранения и органов внутренних дел в оказании медицинской помощи несовершеннолетним, доставленным в органы внутренних дел". В целях улучшения борьбы с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних, оказания им своевременной помощи данным Приказом утверждена форма акта выявления и учета беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
(постатейный)
(Белянинова Ю.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)Органы внутренних дел обязаны выявлять беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, принимать меры по установлению их личности, а также личности их родителей или законных представителей; заполнить акт выявления и учета беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего, в случаях доставления беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего для оказания медицинской помощи в лечебно-профилактическое учреждение; обеспечить вызов медицинских работников (службу скорой помощи) для сопровождения беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего до лечебно-профилактического учреждения; передать беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего и акт выявления и учета беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего дежурному врачу лечебно-профилактического учреждения.
(постатейный)
(Белянинова Ю.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)Органы внутренних дел обязаны выявлять беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, принимать меры по установлению их личности, а также личности их родителей или законных представителей; заполнить акт выявления и учета беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего, в случаях доставления беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего для оказания медицинской помощи в лечебно-профилактическое учреждение; обеспечить вызов медицинских работников (службу скорой помощи) для сопровождения беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего до лечебно-профилактического учреждения; передать беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего и акт выявления и учета беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего дежурному врачу лечебно-профилактического учреждения.
Статья: Еще раз к вопросу о статусе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, или "Услышит ли Москва регионы?"
(Ильгова Е.В.)
("Вопросы ювенальной юстиции", 2012, NN 1, 2, 3)- вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
(Ильгова Е.В.)
("Вопросы ювенальной юстиции", 2012, NN 1, 2, 3)- вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
Статья: Роль органов внутренних дел в борьбе с детской беспризорностью в предвоенные годы
(Пархоменко И.К., Киикова Л.К.)
("Военно-юридический журнал", 2009, N 2)В декабре 1937 г. было утверждено новое положение о приемниках-распределителях НКВД для несовершеннолетних. В дальнейшем в 1940 г. с учетом пятилетнего опыта работы по ликвидации беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних издается новый ведомственный нормативный акт о работе по ликвидации беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, непосредственно возлагавший обязанность заниматься осуществлением конкретных мероприятий в данном направлении на начальников территориальных отделений милиции. Получило официальное признание установившееся на практике наименование комнат привода для детей - детская комната. Были расширены функции работников этих комнат (организация работы по выявлению и изъятию беспризорных и безнадзорных, обследование семейно-бытовых условий задержанных несовершеннолетних) и созданы специальные подразделения в отделах службы и боевой подготовки управлений рабоче-крестьянской милиции для руководства работой органов милиции по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних <6>.
(Пархоменко И.К., Киикова Л.К.)
("Военно-юридический журнал", 2009, N 2)В декабре 1937 г. было утверждено новое положение о приемниках-распределителях НКВД для несовершеннолетних. В дальнейшем в 1940 г. с учетом пятилетнего опыта работы по ликвидации беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних издается новый ведомственный нормативный акт о работе по ликвидации беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, непосредственно возлагавший обязанность заниматься осуществлением конкретных мероприятий в данном направлении на начальников территориальных отделений милиции. Получило официальное признание установившееся на практике наименование комнат привода для детей - детская комната. Были расширены функции работников этих комнат (организация работы по выявлению и изъятию беспризорных и безнадзорных, обследование семейно-бытовых условий задержанных несовершеннолетних) и созданы специальные подразделения в отделах службы и боевой подготовки управлений рабоче-крестьянской милиции для руководства работой органов милиции по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних <6>.