Акт об отобрании ребенка

Подборка наиболее важных документов по запросу Акт об отобрании ребенка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Административное отобрание детей из семьи: состояние и развитие законодательства
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)
После отобрания орган опеки обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав (п. 2 ст. 77 СК РФ). Обязанность органов опеки незамедлительно уведомлять прокурора о состоявшемся отобрании направлена на обеспечение законности в рассматриваемой области. Зачастую основанием для проведения прокурорской проверки служат жалобы на действия органов опеки или общественный резонанс на конкретный случай отобрания <8>, а мерами реагирования на выявленные нарушения закона обычно являются представления об их устранении и протесты на противоречащие закону правовые акты.
Статья: Разлучение родителей и детей в аспекте статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации
(Косова О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 1)
Возникавший вопрос о судебном контроле за законностью и обоснованностью применения ст. 77 СК РФ был снят Верховным Судом РФ, который разъяснил возможность судебного оспаривания отобрания, предпринятого органами опеки. В случае несогласия с актом об отобрании ребенка лица, на законных основаниях осуществлявшие попечение о ребенке, вправе обратиться в суд с иском о признании такого акта недействительным и о возврате ребенка в семью (п. 30). Рассмотрение иска осуществляется в общеисковом порядке, а не по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации <13>. Как видно, в судебную практику судов общей юрисдикции введена новая категория дел, связанных с воспитанием детей, официально подтверждены действие конституционных гарантий судебной защиты прав, традиционная связь административной и судебной процедур с обязательностью судебного контроля за деятельностью исполнительных органов, а намечавшаяся тенденция безосновательных отобраний детей в административном порядке была пресечена.

Нормативные акты

"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ
(ред. от 31.07.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.10.2023)
2. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44
"О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав"
28. При непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе на основании акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главы муниципального образования немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, незамедлительно уведомить об этом прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения указанного акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав (статья 77 СК РФ).