Административное расследование и внеплановая проверка
Подборка наиболее важных документов по запросу Административное расследование и внеплановая проверка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.04.2025 по делу N А60-8143/2025
Требование: О привлечении к ответственности по частям 3, 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.Также арбитражным управляющим заявлен довод о незаконном возбуждении административного расследования, о том, что поступление обращения на действия арбитражного управляющего по факту неисполнения им требований законодательства о несостоятельности (банкротстве) не является безусловным основанием для проведения внеплановой проверки.
Требование: О привлечении к ответственности по частям 3, 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.Также арбитражным управляющим заявлен довод о незаконном возбуждении административного расследования, о том, что поступление обращения на действия арбитражного управляющего по факту неисполнения им требований законодательства о несостоятельности (банкротстве) не является безусловным основанием для проведения внеплановой проверки.
Решение Вологодского областного суда от 20.08.2025 N 7а-138/2025 (УИД 35RS0001-01-2025-004666-61)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ за незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина, лица без гражданства.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Вынесение уполномоченным должностным лицом распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО "Альфа", оформление соответствующих документов с фиксацией выявленного правонарушения, опрос участников производства по делу, а также составление протокола об административном правонарушении нельзя признать элементами административного расследования. Производство же указанных действий само по себе не свидетельствует о том, что такое расследование фактически проводилось.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ за незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина, лица без гражданства.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Вынесение уполномоченным должностным лицом распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО "Альфа", оформление соответствующих документов с фиксацией выявленного правонарушения, опрос участников производства по делу, а также составление протокола об административном правонарушении нельзя признать элементами административного расследования. Производство же указанных действий само по себе не свидетельствует о том, что такое расследование фактически проводилось.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Третий этап стадии контроля (надзора) соответствует проведению мероприятий по контролю (надзору). В 2020 г. этот этап был существенно обогащен разнообразием административных процедур. Закон N 248-ФЗ определяет основания, условия и порядок проведения семи видов мероприятий при взаимодействии с контролируемым лицом и двух видов мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами, три специальных режима государственного контроля (надзора), а также десять видов контрольных (надзорных) действий. Такой широкий спектр мероприятий по контролю (надзору) соответствует современным представлениям о роли контроля (надзора) в механизме регулирования и о необходимости использования новых подходов <1>, краткий анализ которых представлен в работе П. Альмонд и М. Эсбестук <2>. Контрольно-надзорные мероприятия довольно подробно описаны в соответствующих статьях Закона N 248-ФЗ, что позволяет не останавливаться подробно на данном вопросе. Однако стоит заметить, что высказанное ранее предложение о необходимости согласования положений законодательства о контроле (надзоре) и законодательства об административных правонарушениях в части исключения выбора инспектором вида производства - проведения внеплановой контрольно-надзорной проверки или административного расследования <3>, воспринятое некоторыми комментаторами как фантастическое <4>, было реализовано путем внесения изменений в КоАП РФ. Сегодня дело об административном правонарушении, состав которого образует нарушение обязательных требований, соблюдение которых является предметом контроля (надзора), может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом <5>.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Третий этап стадии контроля (надзора) соответствует проведению мероприятий по контролю (надзору). В 2020 г. этот этап был существенно обогащен разнообразием административных процедур. Закон N 248-ФЗ определяет основания, условия и порядок проведения семи видов мероприятий при взаимодействии с контролируемым лицом и двух видов мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами, три специальных режима государственного контроля (надзора), а также десять видов контрольных (надзорных) действий. Такой широкий спектр мероприятий по контролю (надзору) соответствует современным представлениям о роли контроля (надзора) в механизме регулирования и о необходимости использования новых подходов <1>, краткий анализ которых представлен в работе П. Альмонд и М. Эсбестук <2>. Контрольно-надзорные мероприятия довольно подробно описаны в соответствующих статьях Закона N 248-ФЗ, что позволяет не останавливаться подробно на данном вопросе. Однако стоит заметить, что высказанное ранее предложение о необходимости согласования положений законодательства о контроле (надзоре) и законодательства об административных правонарушениях в части исключения выбора инспектором вида производства - проведения внеплановой контрольно-надзорной проверки или административного расследования <3>, воспринятое некоторыми комментаторами как фантастическое <4>, было реализовано путем внесения изменений в КоАП РФ. Сегодня дело об административном правонарушении, состав которого образует нарушение обязательных требований, соблюдение которых является предметом контроля (надзора), может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом <5>.
Статья: Специальный правовой режим малого и среднего бизнеса в контексте поиска перспективных направлений поддержки иных сегментов отечественной экономики
(Ершова И.В., Трофимова Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)Поэтапная реализация реформы контрольно-надзорной деятельности обусловила введение на период с 2016 по 2020 г. моратория на осуществление плановых проверок субъектов МП, осуществляющих виды деятельности, в отношении которых не начал применяться риск-ориентированный подход, однако одновременно отмечался всплеск количества внеплановых и прокурорских проверок, а также административных расследований, проводимых в отношении субъектов малого бизнеса <41>, чем в значительной степени нивелировалось действие рассматриваемой льготы.
(Ершова И.В., Трофимова Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)Поэтапная реализация реформы контрольно-надзорной деятельности обусловила введение на период с 2016 по 2020 г. моратория на осуществление плановых проверок субъектов МП, осуществляющих виды деятельности, в отношении которых не начал применяться риск-ориентированный подход, однако одновременно отмечался всплеск количества внеплановых и прокурорских проверок, а также административных расследований, проводимых в отношении субъектов малого бизнеса <41>, чем в значительной степени нивелировалось действие рассматриваемой льготы.
Нормативные акты
"Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"5.1.5. Необходимо ликвидировать проблему конкуренции процессов осуществляемого органом административной юрисдикции производства по делам об административных правонарушениях и контрольно-надзорного производства, когда уполномоченный орган может начать либо внеплановую проверку, либо производство по делу об административном правонарушении, в том числе административное расследование.
"Доклад Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору с обзором практики осуществления видов государственного контроля (надзора) с указанием проблем их осуществления, наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований за 1 полугодие 2021 года"За 1 полугодие 2021 года в сфере государственного земельного надзора проведено 17 719 плановых и внеплановых проверок, административных расследований, административных обследований объектов земельных отношений, плановых (рейдовых) осмотров.
Статья: Институт возбуждения дела об административном правонарушении в свете реформы контроля (надзора)
(Карицкая А.А.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 4)Вместе с тем в практике судов общей юрисдикции и арбитражных судов встречается и иной подход к применению анализируемого контрольно-надзорного и административно-деликтного регулирования (п. 9 Постановления N 336, ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ), который можно признать доминирующим с точки зрения количества принятых судами решений, но в то же время едва ли согласующимся с буквой и духом указанных предписаний. В частности, отмечается, что приведенные нормативные положения не предполагают уклонения от выяснения необходимых для привлечения к ответственности обстоятельств при непосредственном обнаружении признаков административного правонарушения или получении соответствующей информации из обращений <46> посредством реализации предусмотренных КоАП РФ полномочий, которые не подменяются контрольно-надзорной деятельностью <47>. При этом, если имеющихся данных достаточно, административному органу надлежит возбуждать дело об административном правонарушении, в чем не может быть отказано исключительно по тому основанию, что для проверки сведений требуется назначение контрольных (надзорных) мероприятий, проведение которых ограничено <48> - необходимые для привлечения к административной ответственности обстоятельства могут быть выяснены в рамках административного расследования <49> с учетом отсутствующего в законодательстве запрета на его проведение, в том числе в случае отказа прокуратуры от согласования проведения внеплановой проверки <50>. Более того, суды не исключают возможность возбуждения дела на основании сведений, полученных в рамках оперативно-розыскной деятельности <51>, или посредством осмотра внешней стороны здания общедоступным способом с улицы <52>.
(Карицкая А.А.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 4)Вместе с тем в практике судов общей юрисдикции и арбитражных судов встречается и иной подход к применению анализируемого контрольно-надзорного и административно-деликтного регулирования (п. 9 Постановления N 336, ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ), который можно признать доминирующим с точки зрения количества принятых судами решений, но в то же время едва ли согласующимся с буквой и духом указанных предписаний. В частности, отмечается, что приведенные нормативные положения не предполагают уклонения от выяснения необходимых для привлечения к ответственности обстоятельств при непосредственном обнаружении признаков административного правонарушения или получении соответствующей информации из обращений <46> посредством реализации предусмотренных КоАП РФ полномочий, которые не подменяются контрольно-надзорной деятельностью <47>. При этом, если имеющихся данных достаточно, административному органу надлежит возбуждать дело об административном правонарушении, в чем не может быть отказано исключительно по тому основанию, что для проверки сведений требуется назначение контрольных (надзорных) мероприятий, проведение которых ограничено <48> - необходимые для привлечения к административной ответственности обстоятельства могут быть выяснены в рамках административного расследования <49> с учетом отсутствующего в законодательстве запрета на его проведение, в том числе в случае отказа прокуратуры от согласования проведения внеплановой проверки <50>. Более того, суды не исключают возможность возбуждения дела на основании сведений, полученных в рамках оперативно-розыскной деятельности <51>, или посредством осмотра внешней стороны здания общедоступным способом с улицы <52>.
Вопрос: Правомерна ли без проведения проверки (контрольно-надзорных мероприятий) выдача юридическому лицу предписания об устранении нарушений в рамках дела об административном правонарушении по результатам административного расследования?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Позиция 1. Выдача предписания вне проведения рамок проверки (контрольно-надзорных мероприятий) только по результатам административного расследования неправомерна.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Позиция 1. Выдача предписания вне проведения рамок проверки (контрольно-надзорных мероприятий) только по результатам административного расследования неправомерна.
Статья: Охрана и защита прав предпринимателей в контрольно-надзорной сфере
(Невидайло Л.К., Рябов А.А.)
("Закон", 2021, N 5)В силу ч. 1 ст. 28.7 КоАП административные расследования проводятся лишь после выявления административного правонарушения и только в случаях, когда осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, а также в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.1.1, 7.27, 13.41, 20.6.1 КоАП. Однако на практике такие расследования проводятся для выявления административных правонарушений и привлечения контролируемого лица к административной ответственности под предлогом того, что были выявлены отдельные признаки административного правонарушения (но не оно само). При этом, как прямо указывает Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия, отсутствие основания для проведения внеплановой проверки, предусмотренного Законом 2008 г., не является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении <6>.
(Невидайло Л.К., Рябов А.А.)
("Закон", 2021, N 5)В силу ч. 1 ст. 28.7 КоАП административные расследования проводятся лишь после выявления административного правонарушения и только в случаях, когда осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, а также в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.1.1, 7.27, 13.41, 20.6.1 КоАП. Однако на практике такие расследования проводятся для выявления административных правонарушений и привлечения контролируемого лица к административной ответственности под предлогом того, что были выявлены отдельные признаки административного правонарушения (но не оно само). При этом, как прямо указывает Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия, отсутствие основания для проведения внеплановой проверки, предусмотренного Законом 2008 г., не является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении <6>.
Статья: Охрана труда: обучаем, учитываем, расследуем
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2025, N 12)Привлечение к административной ответственности по результатам расследования несчастного случая
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2025, N 12)Привлечение к административной ответственности по результатам расследования несчастного случая
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Ведышева Н.О., Майборода В.А., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Пример. В связи с произошедшей аварией башенного крана, эксплуатируемого ООО на основании договора аренды, в отношении общества проведена внеплановая проверка деятельности по соблюдению законодательства в сфере промышленной безопасности, в результате которой выявлено нарушение требований законодательства.
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Ведышева Н.О., Майборода В.А., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Пример. В связи с произошедшей аварией башенного крана, эксплуатируемого ООО на основании договора аренды, в отношении общества проведена внеплановая проверка деятельности по соблюдению законодательства в сфере промышленной безопасности, в результате которой выявлено нарушение требований законодательства.
Статья: Рассмотрение обращений в отношении арбитражных управляющих
(Шалитаев В.Ю.)
("Арбитражный управляющий", 2025, N 1)Нюанс про приостановление. Если вы видите, что допустили нарушение и не желаете его выявления в ходе внеплановой проверки, можно поступить следующим образом.
(Шалитаев В.Ю.)
("Арбитражный управляющий", 2025, N 1)Нюанс про приостановление. Если вы видите, что допустили нарушение и не желаете его выявления в ходе внеплановой проверки, можно поступить следующим образом.
Статья: Угроза причинения вреда как основание проведения внепланового проверочного мероприятия: проблемы применения
(Ахметова И.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 3)В других случаях под предлогом угрозы причинения вреда проверочное мероприятие заменяется на административное расследование, которое фактически не проводится. Например, в управление Роспотребнадзора из прокуратуры поступило обращение о нарушении предпринимателем требований санитарно-эпидемиологического законодательства. В рамках рассмотрения обращения было вынесено распоряжение о проведении внепланового проверочного мероприятия, однако прокуратура его не согласовала. Несмотря на отказ, должностным лицом были истребованы у предпринимателя соответствующие сведения, было произведено взятие проб и образцов, т.е. фактически проведена внеплановая проверка предпринимателя при отсутствии фактических обстоятельств. Посредством "административного расследования в отношении предпринимателя были организованы и проведены проверочные мероприятия в форме внеплановой выездной проверки" <17>.
(Ахметова И.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 3)В других случаях под предлогом угрозы причинения вреда проверочное мероприятие заменяется на административное расследование, которое фактически не проводится. Например, в управление Роспотребнадзора из прокуратуры поступило обращение о нарушении предпринимателем требований санитарно-эпидемиологического законодательства. В рамках рассмотрения обращения было вынесено распоряжение о проведении внепланового проверочного мероприятия, однако прокуратура его не согласовала. Несмотря на отказ, должностным лицом были истребованы у предпринимателя соответствующие сведения, было произведено взятие проб и образцов, т.е. фактически проведена внеплановая проверка предпринимателя при отсутствии фактических обстоятельств. Посредством "административного расследования в отношении предпринимателя были организованы и проведены проверочные мероприятия в форме внеплановой выездной проверки" <17>.
Статья: Конституционные основы разграничения контрольно-надзорного производства и производства по делам об административных правонарушениях
(Дмитрикова Е.А., Карицкая А.А., Трофимов А.А.)
("Закон", 2023, N 5)В отсутствие специально установленных законодателем критериев для однозначного и предсказуемого выбора между подлежащими применению нормами необходимая степень правовой определенности, согласно практике Конституционного Суда РФ, может обеспечиваться в правоприменительной практике толкованием, даваемым судами <29>. Однако и в этой части наблюдается смешение контрольно-надзорного производства и производства по делу об административном правонарушении, чему не в последнюю очередь поспособствовала сформулированная вопреки воле законодателя на разграничение контрольно-надзорного производства и производства по делу об административном правонарушении неоднозначная правовая позиция Верховного Суда РФ, согласно которой выдача предписания вне процедуры проведения проверки по правилам Закона о защите прав при осуществлении контроля (надзора) сама по себе не влечет признания его недействительным, если основания для принятия соответствующих мер выявлены в рамках административного расследования <30>. Существование конкуренции двух рассматриваемых производств, выражающейся в существующей у уполномоченного органа возможности начать либо внеплановую проверку, либо производство по делу об административном правонарушении, в том числе административное расследование, признавали разработчики концепции нового Кодекса РФ об административных правонарушениях <31>. Однако ключевые законы в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности состоялись уже к 2021 году, тогда как в отношении КоАП РФ законодатель ограничился внесением точечных изменений.
(Дмитрикова Е.А., Карицкая А.А., Трофимов А.А.)
("Закон", 2023, N 5)В отсутствие специально установленных законодателем критериев для однозначного и предсказуемого выбора между подлежащими применению нормами необходимая степень правовой определенности, согласно практике Конституционного Суда РФ, может обеспечиваться в правоприменительной практике толкованием, даваемым судами <29>. Однако и в этой части наблюдается смешение контрольно-надзорного производства и производства по делу об административном правонарушении, чему не в последнюю очередь поспособствовала сформулированная вопреки воле законодателя на разграничение контрольно-надзорного производства и производства по делу об административном правонарушении неоднозначная правовая позиция Верховного Суда РФ, согласно которой выдача предписания вне процедуры проведения проверки по правилам Закона о защите прав при осуществлении контроля (надзора) сама по себе не влечет признания его недействительным, если основания для принятия соответствующих мер выявлены в рамках административного расследования <30>. Существование конкуренции двух рассматриваемых производств, выражающейся в существующей у уполномоченного органа возможности начать либо внеплановую проверку, либо производство по делу об административном правонарушении, в том числе административное расследование, признавали разработчики концепции нового Кодекса РФ об административных правонарушениях <31>. Однако ключевые законы в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности состоялись уже к 2021 году, тогда как в отношении КоАП РФ законодатель ограничился внесением точечных изменений.
Статья: Сравнительный анализ правовых моделей федерального государственного контроля (надзора) в сфере коллекторской деятельности
(Кель М.В.)
("Вестник исполнительного производства", 2023, N 3)Законодатель подробно регламентировал проведение проверок и предусмотрел правовые гарантии защиты прав юридических лиц. Вместе с тем некоторые смежные с проверками механизмы правоприменения не имеют такого же уровня гарантий защиты прав (запрос документов и сведений, административное расследование). В итоге количество проверок сокращается, но реальное воздействие контрольно-надзорной деятельности на бизнес не снижается за счет применения таких смежных механизмов в целях обхода жестких требований Федерального закона N 248-ФЗ.
(Кель М.В.)
("Вестник исполнительного производства", 2023, N 3)Законодатель подробно регламентировал проведение проверок и предусмотрел правовые гарантии защиты прав юридических лиц. Вместе с тем некоторые смежные с проверками механизмы правоприменения не имеют такого же уровня гарантий защиты прав (запрос документов и сведений, административное расследование). В итоге количество проверок сокращается, но реальное воздействие контрольно-надзорной деятельности на бизнес не снижается за счет применения таких смежных механизмов в целях обхода жестких требований Федерального закона N 248-ФЗ.
Статья: Субъекты административной юрисдикции в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов
(Русскова М.А., Степенко В.Е.)
("Юрист", 2021, N 5)Немаловажной является проблема конкуренции процессов осуществляемого органом административной юрисдикции производства по делам об административных правонарушениях и контрольно-надзорного производства. В данном случае важно разграничение обстоятельств, при которых административный орган может начать либо внеплановую проверку, либо производство по делу об административном правонарушении, в том числе административное расследование. Проведение проверки и административное производство могут быть не связаны между собой и вестись параллельно друг другу. Так, поступающие в уполномоченный орган материалы (сообщения, заявления), которые содержат данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а также непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, полных и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, должны быть проверены в процессе контрольно-надзорного производства, и только по его завершении может быть принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении. Данный аспект изучался и изложен в Концепции нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <13>.
(Русскова М.А., Степенко В.Е.)
("Юрист", 2021, N 5)Немаловажной является проблема конкуренции процессов осуществляемого органом административной юрисдикции производства по делам об административных правонарушениях и контрольно-надзорного производства. В данном случае важно разграничение обстоятельств, при которых административный орган может начать либо внеплановую проверку, либо производство по делу об административном правонарушении, в том числе административное расследование. Проведение проверки и административное производство могут быть не связаны между собой и вестись параллельно друг другу. Так, поступающие в уполномоченный орган материалы (сообщения, заявления), которые содержат данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а также непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, полных и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, должны быть проверены в процессе контрольно-надзорного производства, и только по его завершении может быть принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении. Данный аспект изучался и изложен в Концепции нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <13>.