Административно-территориальное деление республики Татарстан
Подборка наиболее важных документов по запросу Административно-территориальное деление республики Татарстан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 16.11.2011 N 11-Г11-31
Об оставлении без изменения решения Верховного суда Республики Татарстан от 22.08.2011, которым отказано в удовлетворении заявления об оспаривании отдельных положений Закона Республики Татарстан от 30.12.2008 N 149-ЗРТ.рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Анисимовой М.Ф., Ибушевых А.В., Л.Н. и ряда других жителей деревни Дмитриевка Нижнекамского района Республики Татарстан на решение Верховного суда Республики Татарстан от 22 августа 2011 года, которым отказано в удовлетворении их заявления об оспаривании отдельных положений Закона Республики Татарстан от 30 декабря 2008 года N 149-ЗРТ "Об изменении границ территорий отдельных муниципальных образований, административно-территориального устройства Республики Татарстан и внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район" и муниципальных образований в его составе".
Об оставлении без изменения решения Верховного суда Республики Татарстан от 22.08.2011, которым отказано в удовлетворении заявления об оспаривании отдельных положений Закона Республики Татарстан от 30.12.2008 N 149-ЗРТ.рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Анисимовой М.Ф., Ибушевых А.В., Л.Н. и ряда других жителей деревни Дмитриевка Нижнекамского района Республики Татарстан на решение Верховного суда Республики Татарстан от 22 августа 2011 года, которым отказано в удовлетворении их заявления об оспаривании отдельных положений Закона Республики Татарстан от 30 декабря 2008 года N 149-ЗРТ "Об изменении границ территорий отдельных муниципальных образований, административно-территориального устройства Республики Татарстан и внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район" и муниципальных образований в его составе".
Определение Верховного Суда РФ от 11.07.2007 N 11-Г07-15
Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Республики Татарстан от 10.04.2007, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.08.2006 N 422 "Об утверждении изменения черты с. Константиновка Высокогорского муниципального района и переводе земель из одной категории в другую".В соответствии с п. 4 ст. 10 Земельного кодекса Республики Татарстан, ст. 11 Закона Республики Татарстан "Об административно-территориальном устройстве" установление и изменение границ (черты) населенных пунктов в Республике Татарстан отнесено к полномочиям Кабинета Министров Республики Татарстан.
Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Республики Татарстан от 10.04.2007, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.08.2006 N 422 "Об утверждении изменения черты с. Константиновка Высокогорского муниципального района и переводе земель из одной категории в другую".В соответствии с п. 4 ст. 10 Земельного кодекса Республики Татарстан, ст. 11 Закона Республики Татарстан "Об административно-территориальном устройстве" установление и изменение границ (черты) населенных пунктов в Республике Татарстан отнесено к полномочиям Кабинета Министров Республики Татарстан.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административно-территориальное устройство в РФ
(Малютин Н.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 2 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Татарстан от 07.12.2005 N 116-ЗРТ "Об административно-территориальном устройстве Республики Татарстан") эти понятия отождествляются: административно-территориальная единица (административно-территориальное образование) - территориальное образование, имеющее определенный в соответствии с Конституцией Республики Татарстан и настоящим Законом правовой статус, территориально обособленное для осуществления функций государственного управления.
(Малютин Н.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 2 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Татарстан от 07.12.2005 N 116-ЗРТ "Об административно-территориальном устройстве Республики Татарстан") эти понятия отождествляются: административно-территориальная единица (административно-территориальное образование) - территориальное образование, имеющее определенный в соответствии с Конституцией Республики Татарстан и настоящим Законом правовой статус, территориально обособленное для осуществления функций государственного управления.
Статья: Эволюция института административно-территориального устройства в РФ
(Рыков А.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2018, N 8)Более того, в большинстве случаев нормы, которые содержат акты субъектов Российской Федерации, регулирующие административно-территориальное устройство, копируют положения Федерального закона N 131-ФЗ о территориальном устройстве муниципальных образований. Так, в качестве примера можно привести Закон Республики Татарстан от 7 декабря 2005 г. N 116-ЗРТ "Об административно-территориальном устройстве Республики Татарстан" (в редакции Закона Республики Татарстан от 02.07.2015 N 54-ЗРТ) <2>. За исключением наименований (районы, города республиканского значения, районы в городе) нормы, касающиеся статуса административно-территориальной единицы, порядка установления и изменения ее границ, преобразования совпадают с подходами Федерального закона N 131-ФЗ.
(Рыков А.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2018, N 8)Более того, в большинстве случаев нормы, которые содержат акты субъектов Российской Федерации, регулирующие административно-территориальное устройство, копируют положения Федерального закона N 131-ФЗ о территориальном устройстве муниципальных образований. Так, в качестве примера можно привести Закон Республики Татарстан от 7 декабря 2005 г. N 116-ЗРТ "Об административно-территориальном устройстве Республики Татарстан" (в редакции Закона Республики Татарстан от 02.07.2015 N 54-ЗРТ) <2>. За исключением наименований (районы, города республиканского значения, районы в городе) нормы, касающиеся статуса административно-территориальной единицы, порядка установления и изменения ее границ, преобразования совпадают с подходами Федерального закона N 131-ФЗ.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 22.01.2002 N 2-П
"По делу о проверке конституционности части второй статьи 69, части второй статьи 70 и статьи 90 Конституции Республики Татарстан, а также пункта 2 статьи 4 и пункта 8 статьи 21 Закона Республики Татарстан "О выборах народных депутатов Республики Татарстан" в связи с жалобой гражданина М.М. Салямова"В то же время административно - территориальное деление республики как субъекта Российской Федерации, поскольку оно связано с ее территориальным устройством, обусловливающим также организацию государственной власти по территориальному признаку, относится к элементам конституционного статуса субъекта Российской Федерации и, по смыслу статьи 66 (часть 1) во взаимосвязи со статьями 1 (часть 1), 11 (часть 2), 71, 72, 73, 76 и 77 Конституции Российской Федерации, подлежит установлению самой конституцией республики, в которой должен содержаться конкретный перечень административно - территориальных единиц, непосредственно входящих в ее состав (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 года по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике"). Это является необходимой предпосылкой также для определения законами субъекта Российской Федерации организации избирательных округов.
"По делу о проверке конституционности части второй статьи 69, части второй статьи 70 и статьи 90 Конституции Республики Татарстан, а также пункта 2 статьи 4 и пункта 8 статьи 21 Закона Республики Татарстан "О выборах народных депутатов Республики Татарстан" в связи с жалобой гражданина М.М. Салямова"В то же время административно - территориальное деление республики как субъекта Российской Федерации, поскольку оно связано с ее территориальным устройством, обусловливающим также организацию государственной власти по территориальному признаку, относится к элементам конституционного статуса субъекта Российской Федерации и, по смыслу статьи 66 (часть 1) во взаимосвязи со статьями 1 (часть 1), 11 (часть 2), 71, 72, 73, 76 и 77 Конституции Российской Федерации, подлежит установлению самой конституцией республики, в которой должен содержаться конкретный перечень административно - территориальных единиц, непосредственно входящих в ее состав (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 года по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике"). Это является необходимой предпосылкой также для определения законами субъекта Российской Федерации организации избирательных округов.
Приказ Росстандарта от 21.12.2017 N 2057-ст
"О принятии и введении в действие Изменения 256/2017 ОКТМО к Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований ОК 033-2013 и Изменения 330/2017 ОКАТО к Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления ОК 019-95"В целях реализации постановлений Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области" и от 11 ноября 2006 г. N 670 "О порядке предоставления органами местного самоуправления органам государственной власти статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования", а также законодательства Республики Татарстан о муниципальных образованиях и об административно-территориальном устройстве приказываю:
"О принятии и введении в действие Изменения 256/2017 ОКТМО к Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований ОК 033-2013 и Изменения 330/2017 ОКАТО к Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления ОК 019-95"В целях реализации постановлений Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области" и от 11 ноября 2006 г. N 670 "О порядке предоставления органами местного самоуправления органам государственной власти статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования", а также законодательства Республики Татарстан о муниципальных образованиях и об административно-территориальном устройстве приказываю:
Статья: Особенности правового регулирования вопросов административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации
(Шугрина Е.С., Кабанова И.Е., Иванова К.А.)
("Местное право", 2018, N 3)58. Закон Республики Татарстан от 07.12.2005 N 116-ЗРТ (в ред. от 02.07.2015) "Об административно-территориальном устройстве Республики Татарстан".
(Шугрина Е.С., Кабанова И.Е., Иванова К.А.)
("Местное право", 2018, N 3)58. Закон Республики Татарстан от 07.12.2005 N 116-ЗРТ (в ред. от 02.07.2015) "Об административно-территориальном устройстве Республики Татарстан".
"Государственная власть и местное самоуправление в городе Москве"
(Мадьярова А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)Неопределенность в этом вопросе имеет историческую подоплеку. В советское время не выделялось местное самоуправление как отдельная форма публичной власти наряду с государственной, и административно-территориальное устройство представляло собой деление территории страны на части (административно-территориальные единицы) в целях организации единого государственного управления, причем в каждой административно-территориальной единице создавались соответствующие органы управления (советы народных депутатов, их исполкомы), входившие в единую систему советов во главе с Верховным Советом РСФСР. После прекращения системы советов, утверждения новых принципов российского федерализма и местного самоуправления административно-территориальное устройство страны утратило свое прежнее универсальное значение, а те территориальные единицы, которые по традиции рассматривались как административно-территориальные (прежде всего населенные пункты, их части), утратили свое прежнее значение территорий, в которых создаются органы власти. Федеральные органы государственной власти имеют свою систему территориальных подразделений, которую они и определяют самостоятельно, причем для различных органов признается эффективным создание различных территориальных единиц, не совпадающих между собой: для арбитражных судов создаются судебные округа, для судов общей юрисдикции - судебные районы, для мировых судей - судебные участки, в рамках системы органов исполнительной власти также нет единой территориальной структуры. Органы местного самоуправления действуют в рамках муниципальных образований, виды (муниципальный район, городское или сельское поселение в составе муниципального района, городской округ) и правила создания которых определены на федеральном уровне, поэтому нельзя сказать, что муниципально-территориальное устройство находится в ведении субъекта РФ. В этих условиях в ведении субъекта РФ находится лишь деление своей территории на части в целях организации государственной власти субъекта РФ (создания территориальных подразделений региональных государственных органов). Однако далеко не все субъекты РФ создают органы общей компетенции в территориальных единицах (например, Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, Саха (Якутия) - всего около 30% субъектов РФ). А территориальные подразделения органов специальной компетенции для удобства населения создаются, как правило, в границах муниципальных образований и не требуют создания какой-то особой системы административно-территориальных единиц, к тому же для разных органов, исходя из их компетенции, оптимальная сфера юрисдикции может быть разной, что также подрывает унификацию административно-территориального деления субъекта РФ.
(Мадьярова А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)Неопределенность в этом вопросе имеет историческую подоплеку. В советское время не выделялось местное самоуправление как отдельная форма публичной власти наряду с государственной, и административно-территориальное устройство представляло собой деление территории страны на части (административно-территориальные единицы) в целях организации единого государственного управления, причем в каждой административно-территориальной единице создавались соответствующие органы управления (советы народных депутатов, их исполкомы), входившие в единую систему советов во главе с Верховным Советом РСФСР. После прекращения системы советов, утверждения новых принципов российского федерализма и местного самоуправления административно-территориальное устройство страны утратило свое прежнее универсальное значение, а те территориальные единицы, которые по традиции рассматривались как административно-территориальные (прежде всего населенные пункты, их части), утратили свое прежнее значение территорий, в которых создаются органы власти. Федеральные органы государственной власти имеют свою систему территориальных подразделений, которую они и определяют самостоятельно, причем для различных органов признается эффективным создание различных территориальных единиц, не совпадающих между собой: для арбитражных судов создаются судебные округа, для судов общей юрисдикции - судебные районы, для мировых судей - судебные участки, в рамках системы органов исполнительной власти также нет единой территориальной структуры. Органы местного самоуправления действуют в рамках муниципальных образований, виды (муниципальный район, городское или сельское поселение в составе муниципального района, городской округ) и правила создания которых определены на федеральном уровне, поэтому нельзя сказать, что муниципально-территориальное устройство находится в ведении субъекта РФ. В этих условиях в ведении субъекта РФ находится лишь деление своей территории на части в целях организации государственной власти субъекта РФ (создания территориальных подразделений региональных государственных органов). Однако далеко не все субъекты РФ создают органы общей компетенции в территориальных единицах (например, Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, Саха (Якутия) - всего около 30% субъектов РФ). А территориальные подразделения органов специальной компетенции для удобства населения создаются, как правило, в границах муниципальных образований и не требуют создания какой-то особой системы административно-территориальных единиц, к тому же для разных органов, исходя из их компетенции, оптимальная сфера юрисдикции может быть разной, что также подрывает унификацию административно-территориального деления субъекта РФ.
Статья: Особенности преобразования законодательства Республики Татарстан о мировой юстиции и первые годы действия (1998 - 2006 гг.)
(Мухамадеев А.Р.)
("Мировой судья", 2020, N 10)<1> Проект закона "О мировых судьях Республики Татарстан" // Правосудие в Татарстане. 1999. N 1 (1). С. 32 - 35.
(Мухамадеев А.Р.)
("Мировой судья", 2020, N 10)<1> Проект закона "О мировых судьях Республики Татарстан" // Правосудие в Татарстане. 1999. N 1 (1). С. 32 - 35.
"История государства и права России: Учебник для вузов"
(3-е издание, стереотипное)
(Толстая А.И.)
("Юстицинформ", "Омега-Л", 2010)Конституция РСФСР 1937 г., построенная в полном соответствии с Конституцией СССР, закрепила административно-территориальное деление республики. РСФСР состояла из краев: Азово-Черноморского, Дальневосточного, Западно-Сибирского, Красноярского, Северо-Кавказского; областей: Воронежской, Восточносибирской, Горьковской, Западной, Ивановской, Калининской, Кировской, Куйбышевской, Курской, Ленинградской, Московской, Омской, Оренбургской, Саратовской, Свердловской, Северной, Сталинградской, Челябинской, Ярославской; автономных республик: Татарской, Башкирской, Бурят-Монгольской, Дагестанской, Кабардино-Балкарской, Калмыцкой, Карельской, Коми, Крымской, Марийской, Мордовской, Немцев Поволжья, Североосетинской, Удмуртской, Чечено-Ингушской, Чувашской, Якутской; автономных областей: Адыгейской, Еврейской, Карачаевской, Ойротской, Хакасской, Черкесской.
(3-е издание, стереотипное)
(Толстая А.И.)
("Юстицинформ", "Омега-Л", 2010)Конституция РСФСР 1937 г., построенная в полном соответствии с Конституцией СССР, закрепила административно-территориальное деление республики. РСФСР состояла из краев: Азово-Черноморского, Дальневосточного, Западно-Сибирского, Красноярского, Северо-Кавказского; областей: Воронежской, Восточносибирской, Горьковской, Западной, Ивановской, Калининской, Кировской, Куйбышевской, Курской, Ленинградской, Московской, Омской, Оренбургской, Саратовской, Свердловской, Северной, Сталинградской, Челябинской, Ярославской; автономных республик: Татарской, Башкирской, Бурят-Монгольской, Дагестанской, Кабардино-Балкарской, Калмыцкой, Карельской, Коми, Крымской, Марийской, Мордовской, Немцев Поволжья, Североосетинской, Удмуртской, Чечено-Ингушской, Чувашской, Якутской; автономных областей: Адыгейской, Еврейской, Карачаевской, Ойротской, Хакасской, Черкесской.
Статья: Актуальные вопросы правового статуса избирательных комиссий
(Турищева Н.Ю.)
("Журнал российского права", 2016, N 7)<19> См., например: Постановление ЦИК России от 18 марта 2015 г. N 245/1676-6 "О дополнительном оснащении комплексами средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" избирательных комиссий Республики Дагестан, Республики Татарстан, Чувашской Республики, Пермского края, Калужской, Нижегородской, Новосибирской, Оренбургской, Орловской, Ростовской, Смоленской и Томской областей".
(Турищева Н.Ю.)
("Журнал российского права", 2016, N 7)<19> См., например: Постановление ЦИК России от 18 марта 2015 г. N 245/1676-6 "О дополнительном оснащении комплексами средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" избирательных комиссий Республики Дагестан, Республики Татарстан, Чувашской Республики, Пермского края, Калужской, Нижегородской, Новосибирской, Оренбургской, Орловской, Ростовской, Смоленской и Томской областей".
Статья: Соотношение понятий "муниципальное образование", "административно-территориальная единица", "населенный пункт"
(Шугрина Е.С.)
("Городское управление", 2013, N 1)<1> Определение Верховного Суда РФ от 11 июля 2007 года по делу N 11-Г07-15 (Республика Татарстан).
(Шугрина Е.С.)
("Городское управление", 2013, N 1)<1> Определение Верховного Суда РФ от 11 июля 2007 года по делу N 11-Г07-15 (Республика Татарстан).
Статья: Выявление признаков муниципального образования как гарантия определения территориальных пределов права на осуществление местного самоуправления
(Шугрина Е.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2008, N 7)<27> Определение Верховного Суда РФ от 11 июля 2007 г. по делу N 11-Г07-15 (Республика Татарстан).
(Шугрина Е.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2008, N 7)<27> Определение Верховного Суда РФ от 11 июля 2007 г. по делу N 11-Г07-15 (Республика Татарстан).
Статья: Так было ли на Руси ордынское иго? Средневековая государственность сквозь призму отношений даннической зависимости
(Еремян В.В.)
("Административное и муниципальное право", 2008, N 3)"Ставиша десятники и сотники, и тысящники и темники", татаро-монгольская правящая элита, преследуя в первую очередь собственные меркантильные интересы и одновременно удовлетворяя претензии номадно-степной аристократии, стремилась в максимально короткие сроки дифференцировать сферы имущественной ответственности, не посягая на базовые элементы славяно-русской государственности (в том числе административно-территориальное деление и стратификацию населения). Судя по всему, даннические отношения, имевшие превалирующее значение на фоне тех компромиссных договоренностей, которыми характеризовалась их политическая составляющая, представляли собой совокупность различных по своей социальной природе экономических и внеэкономических институтов - дани-"выхода", военного грабежа-разбоя, контрибуций, податей-"десятин", подарков-"почетий" и протоналогов <61>.
(Еремян В.В.)
("Административное и муниципальное право", 2008, N 3)"Ставиша десятники и сотники, и тысящники и темники", татаро-монгольская правящая элита, преследуя в первую очередь собственные меркантильные интересы и одновременно удовлетворяя претензии номадно-степной аристократии, стремилась в максимально короткие сроки дифференцировать сферы имущественной ответственности, не посягая на базовые элементы славяно-русской государственности (в том числе административно-территориальное деление и стратификацию населения). Судя по всему, даннические отношения, имевшие превалирующее значение на фоне тех компромиссных договоренностей, которыми характеризовалась их политическая составляющая, представляли собой совокупность различных по своей социальной природе экономических и внеэкономических институтов - дани-"выхода", военного грабежа-разбоя, контрибуций, податей-"десятин", подарков-"почетий" и протоналогов <61>.
Статья: Является ли гарантом организации и деятельности законодательных органов субъектов Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации?
(Курманов М.М.)
("Российский судья", 2005, N 5)- в Конституции Республики Татарстан отсутствует административно-территориальное деление Республики Татарстан;
(Курманов М.М.)
("Российский судья", 2005, N 5)- в Конституции Республики Татарстан отсутствует административно-территориальное деление Республики Татарстан;
Статья: Проблемы укрепления территориальной целостности Российского государства
(Вишняков В.Г.)
("Законодательство и экономика", 2011, N 10)Принципы и формы изменений в административно-территориальном устройстве субъектов Федерации дают богатейшую основу для поиска общих закономерностей развития такого устройства и закрепления их в законодательной форме на федеральном уровне, что позволит сделать более прочным каркас федеративного устройства нашей страны в целом, нейтрализовать различного рода попытки нарушить ее единство и территориальную целостность.
(Вишняков В.Г.)
("Законодательство и экономика", 2011, N 10)Принципы и формы изменений в административно-территориальном устройстве субъектов Федерации дают богатейшую основу для поиска общих закономерностей развития такого устройства и закрепления их в законодательной форме на федеральном уровне, что позволит сделать более прочным каркас федеративного устройства нашей страны в целом, нейтрализовать различного рода попытки нарушить ее единство и территориальную целостность.