Группа государств против коррупции

Подборка наиболее важных документов по запросу Группа государств против коррупции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Независимый контроль за финансированием политических партий: стандарты ГРЕКО и российское законодательство
(Мельник Т.Е.)
("Международное публичное и частное право", 2020, N 1)
Присоединение Российской Федерации к Группе государств против коррупции (ГРЕКО) привело к существенным изменениям в правовом регулировании деятельности политических партий, так как необходимо было учесть антикоррупционные стандарты их финансирования, выработанные данной группой. В частности, серьезную трансформацию претерпела система контроля за поступлением и расходованием политическими партиями денежных средств и иного имущества. ГРЕКО исходит из необходимости обеспечения независимого контроля финансовой стороны партийной жизни, что в контексте антикоррупционных требований должно, во-первых, предотвратить необоснованное государственное вмешательство в деятельность политических партий и, соответственно, повысить гарантии их самостоятельности, а во-вторых, повысить эффективность борьбы с партийной коррупцией. С этой целью предлагается разделить контроль на государственный и негосударственный. Организационно-правовой формой последнего выступает независимый аудит. В части реформирования государственного контроля требуется его централизация и ослабление влияния на контрольные органы исполнительной власти. Российская Федерация в основном выполнила предложенные рекомендации ГРЕКО - в законодательстве получил закрепление институт аудита партийных финансов, контрольные полномочия за финансированием партий были сосредоточены в системе избирательных комиссий. Неурегулированным остался вопрос обеспечения независимости данных комиссий, что актуализирует выработку ясных и четких критериев подтверждения влияния исполнительной власти на работу избирательных органов. Кроме того, требуется обсуждение эффективности независимого аудита как инструмента контроля, соотношение аудита и государственного контроля.
Статья: Международные аспекты противодействия коррупции и достижение целей устойчивого развития
(Буй Ши Нам, Трунцевский Ю.В.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 1)
Прошло совсем немного времени, за которое российское законодательство имплементировало основные положения международных, в том числе европейских, антикоррупционных соглашений в свою правовую систему, был создан национальный механизм противодействия коррупции. Однако Россия была вынуждена прекратить участие в работе Группы государств против коррупции (ГРЕКО) ввиду дискриминационного отношения к ее представителям, обусловленного политическими мотивами. В результате Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. была денонсирована.

Нормативные акты

"Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию"
(заключена в г. Страсбурге 27.01.1999)
учитывая принятие Комитетом министров на его 102-й сессии 4 мая 1998 года резолюции (98) 7, в которой было поручено разработать частичное и расширенное соглашение о создании Группы государств против коррупции (ГРЕКО) с целью расширения возможностей ее членов в борьбе с коррупцией путем осуществления наблюдения за выполнением их обязательств в этой области,
Указ Президента РФ от 16.08.2021 N 478
(ред. от 26.06.2023)
"О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы"
а) подготовить с участием Администрации Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и до 10 декабря 2021 г. представить предложения по детализации сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, размещаемых в сети "Интернет", с учетом рекомендаций Группы государств против коррупции;