Административная ответственность за непроведение обязательного аудита
Подборка наиболее важных документов по запросу Административная ответственность за непроведение обязательного аудита (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Дела об административных правонарушениях по ст. 19.7 КоАП РФ рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). Срок давности привлечения к ответственности равен 3 месяцам со дня совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). С учетом разъяснений Пленума ВС РФ в п. 14 Постановления от 24.03.2005 N 5 срок давности привлечения к административной ответственности за непредставление в налоговый орган аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности за 2021 год (если аудиторская проверка не будет проведена) истекает 01.04.2023, за 2022 год - 01.04.2024.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Дела об административных правонарушениях по ст. 19.7 КоАП РФ рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). Срок давности привлечения к ответственности равен 3 месяцам со дня совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). С учетом разъяснений Пленума ВС РФ в п. 14 Постановления от 24.03.2005 N 5 срок давности привлечения к административной ответственности за непредставление в налоговый орган аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности за 2021 год (если аудиторская проверка не будет проведена) истекает 01.04.2023, за 2022 год - 01.04.2024.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(Кошелев Я.С., Воронцова А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)- анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации. Данная функция находится в ведении Минфина России в соответствии с п. 5.5 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329, которым предусмотрено, что в полномочия Минфина России входит обобщение практики применения законодательства РФ и проведение анализа реализации государственной политики в установленной сфере деятельности. Согласно данным официального сайта Минфина России 19 июня 2014 г. состоялось очередное заседание Совета по аудиторской деятельности. Совет проанализировал состояние рынка аудиторских услуг по итогам 2013 г. и продолжил начатое рабочим органом Совета обсуждение важнейших проблем в деятельности аудиторов и аудиторских организаций и возможных путей решения этих проблем. Подчеркнуто, что ситуация на рынке аудиторских услуг в большей степени определяется общими экономическими условиями в стране. Основной задачей нынешнего этапа развития аудиторского рынка Совет назвал сохранение стабильности рынка за счет диверсификации оказываемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами услуг, объективно востребованных экономическими субъектами, а также обеспечения надлежащего качества таких услуг. Совет считает, что административные меры увеличения количества аудируемых лиц (за счет распространения требования проведения обязательного аудита на новые виды экономической деятельности, введения мер административной ответственности за непроведение обязательного аудита, т.п.) приведут к росту недобросовестной конкуренции на рынке аудиторских услуг и деградации института аудита в рыночной экономике. В то же время участники заседания обратили внимание на негативное воздействие, которое оказывают на рынок аудиторских услуг предпринимаемые в последнее время попытки необоснованного сужения деятельности, традиционно осуществляемой аудиторскими организациями, аудиторами. Совет отметил, что для стабилизации положения на рынке аудиторских услуг наряду с реализацией одобренных в марте мер совершенствования условий конкуренции важной является активизация методической работы саморегулируемых организаций аудиторов, а также осуществление ими комплекса мер по повышению престижа аудиторской профессии и привлечению молодежи в нее. Рабочему органу Совета поручено изучить международный опыт предоставления льгот малым и средним аудиторским организациям <8>.
(постатейный)
(Кошелев Я.С., Воронцова А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)- анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации. Данная функция находится в ведении Минфина России в соответствии с п. 5.5 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329, которым предусмотрено, что в полномочия Минфина России входит обобщение практики применения законодательства РФ и проведение анализа реализации государственной политики в установленной сфере деятельности. Согласно данным официального сайта Минфина России 19 июня 2014 г. состоялось очередное заседание Совета по аудиторской деятельности. Совет проанализировал состояние рынка аудиторских услуг по итогам 2013 г. и продолжил начатое рабочим органом Совета обсуждение важнейших проблем в деятельности аудиторов и аудиторских организаций и возможных путей решения этих проблем. Подчеркнуто, что ситуация на рынке аудиторских услуг в большей степени определяется общими экономическими условиями в стране. Основной задачей нынешнего этапа развития аудиторского рынка Совет назвал сохранение стабильности рынка за счет диверсификации оказываемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами услуг, объективно востребованных экономическими субъектами, а также обеспечения надлежащего качества таких услуг. Совет считает, что административные меры увеличения количества аудируемых лиц (за счет распространения требования проведения обязательного аудита на новые виды экономической деятельности, введения мер административной ответственности за непроведение обязательного аудита, т.п.) приведут к росту недобросовестной конкуренции на рынке аудиторских услуг и деградации института аудита в рыночной экономике. В то же время участники заседания обратили внимание на негативное воздействие, которое оказывают на рынок аудиторских услуг предпринимаемые в последнее время попытки необоснованного сужения деятельности, традиционно осуществляемой аудиторскими организациями, аудиторами. Совет отметил, что для стабилизации положения на рынке аудиторских услуг наряду с реализацией одобренных в марте мер совершенствования условий конкуренции важной является активизация методической работы саморегулируемых организаций аудиторов, а также осуществление ими комплекса мер по повышению престижа аудиторской профессии и привлечению молодежи в нее. Рабочему органу Совета поручено изучить международный опыт предоставления льгот малым и средним аудиторским организациям <8>.
Нормативные акты
Постановление Новосибирского УФАС России от 18.09.2019 N 054/04/7.32.4-1652/2019
Нарушение: ч. 2 ст. 7.32.4 КоАП РФ (нарушение процедуры обязательных торгов, продажи государственного (муниципального) имущества...).
Решение: Назначен штраф.Об отсутствии надлежащего законодательного регулирования, в частности, свидетельствует принятие законодателем мер, направленных на частичное урегулирование вопроса о применимости норм Закона N 44-ФЗ к обязательным торгам: после проведения АВ" открытого конкурса на закупку услуг обязательного аудита была принята и вступила в силу с 1 июля 2019 г. ч. 7 сг. 15 Закона N 44-ФЗ, которая определяет перечень норм закона, не применяющихся при проведении обязательных торгов.
Нарушение: ч. 2 ст. 7.32.4 КоАП РФ (нарушение процедуры обязательных торгов, продажи государственного (муниципального) имущества...).
Решение: Назначен штраф.Об отсутствии надлежащего законодательного регулирования, в частности, свидетельствует принятие законодателем мер, направленных на частичное урегулирование вопроса о применимости норм Закона N 44-ФЗ к обязательным торгам: после проведения АВ" открытого конкурса на закупку услуг обязательного аудита была принята и вступила в силу с 1 июля 2019 г. ч. 7 сг. 15 Закона N 44-ФЗ, которая определяет перечень норм закона, не применяющихся при проведении обязательных торгов.
Проект Федерального закона N 7-1441
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен Самарской Губернской Думой)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.01.2021)С этой целью предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) новой статьей 8.50 "Нарушение установленных законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды требований об обязательном экологическом аудите".
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен Самарской Губернской Думой)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.01.2021)С этой целью предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) новой статьей 8.50 "Нарушение установленных законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды требований об обязательном экологическом аудите".
Статья: Не бить по хвостам
(Мартыненко С.В.)
("Бюджет", 2015, N 11)Контроль за аудиторской деятельностью осуществляет Росфиннадзор, дублируя функции саморегулируемой организации. При этом с момента появления у Федеральной службы финансово-бюджетного надзора таких полномочий значимых изменений ни в качестве аудита, ни в ситуации с эффективным использованием государственных финансов не произошло. "Поэтому усилия Росфиннадзора более целесообразно направить на контроль за исполнением отдельными категориями организаций своих обязанностей по проведению обязательного аудита бухгалтерской отчетности", - отметил представитель коммерческого аудита. В настоящее время это никем не проверяется, аудиторское заключение исключено из числа документов финансовой отчетности, а административная ответственность за непроведение обязательного аудита хоть и предусмотрена, но выражается в весьма незначительных суммах штрафа.
(Мартыненко С.В.)
("Бюджет", 2015, N 11)Контроль за аудиторской деятельностью осуществляет Росфиннадзор, дублируя функции саморегулируемой организации. При этом с момента появления у Федеральной службы финансово-бюджетного надзора таких полномочий значимых изменений ни в качестве аудита, ни в ситуации с эффективным использованием государственных финансов не произошло. "Поэтому усилия Росфиннадзора более целесообразно направить на контроль за исполнением отдельными категориями организаций своих обязанностей по проведению обязательного аудита бухгалтерской отчетности", - отметил представитель коммерческого аудита. В настоящее время это никем не проверяется, аудиторское заключение исключено из числа документов финансовой отчетности, а административная ответственность за непроведение обязательного аудита хоть и предусмотрена, но выражается в весьма незначительных суммах штрафа.
"Новый Закон "О бухгалтерском учете"
(Шишкоедова Н.Н.)
("Налоговый вестник", 2012)Тот же проект предусматривает установление административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства об обязательном аудите. Перечень случаев проведения обязательного аудита установлен ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ. Однако законодательством не установлена ответственность за непроведение обязательного аудита (для организаций, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту). А потому некоторые из тех, кто по идее обязан проходить аудит, предпочитают уклониться от проверки (в т.ч. желая сэкономить на услугах аудиторов). За это наступает ответственность в виде:
(Шишкоедова Н.Н.)
("Налоговый вестник", 2012)Тот же проект предусматривает установление административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства об обязательном аудите. Перечень случаев проведения обязательного аудита установлен ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ. Однако законодательством не установлена ответственность за непроведение обязательного аудита (для организаций, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту). А потому некоторые из тех, кто по идее обязан проходить аудит, предпочитают уклониться от проверки (в т.ч. желая сэкономить на услугах аудиторов). За это наступает ответственность в виде:
Статья: Об обязательной аудиторской проверке организации и расходах на ее проведение
(Еременко Н.Н.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 4)Вывод. Ответственность за непроведение обязательной аудиторской проверки законодательством не предусмотрена.
(Еременко Н.Н.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 4)Вывод. Ответственность за непроведение обязательной аудиторской проверки законодательством не предусмотрена.
Вопрос: Наша организация подлежит обязательному аудиту, так как объем выручки за год превышает 500 тыс. МРОТ (пп.3 п.1 ст.7 Закона N 119-ФЗ). Однако аудиторская проверка не проводилась, соответственно мы не представили в составе годовой отчетности аудиторское заключение. Будет ли с нас взыскиваться штраф?
("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 16)Ответ: Аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ (п.1 ст.21 Закона N 119-ФЗ).
("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 16)Ответ: Аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ (п.1 ст.21 Закона N 119-ФЗ).
Статья: Договор на проведение обязательной аудиторской проверки
(Чумаков А.)
("Новая бухгалтерия", 2004, N 2)В настоящий момент налоговая или административная ответственность за непроведение обязательной аудиторской проверки не установлены. Однако, как указывалось выше, аудиторское заключение входит в состав бухгалтерской отчетности организации. А в соответствии с пп.4 п.1 ст.23 НК РФ организация обязана представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке бухгалтерскую отчетность в соответствии с Законом о бухгалтерском учете.
(Чумаков А.)
("Новая бухгалтерия", 2004, N 2)В настоящий момент налоговая или административная ответственность за непроведение обязательной аудиторской проверки не установлены. Однако, как указывалось выше, аудиторское заключение входит в состав бухгалтерской отчетности организации. А в соответствии с пп.4 п.1 ст.23 НК РФ организация обязана представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке бухгалтерскую отчетность в соответствии с Законом о бухгалтерском учете.
Статья: Обязательный ежегодный аудит непубличных акционерных обществ
(Кухаренко Т.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)Непубличные АО обязаны проводить аудиторскую проверку ежегодно. За непроведение в срок обязательного ежегодного аудита непубличное АО может быть подвергнуто административному наказанию.
(Кухаренко Т.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)Непубличные АО обязаны проводить аудиторскую проверку ежегодно. За непроведение в срок обязательного ежегодного аудита непубличное АО может быть подвергнуто административному наказанию.
Вопрос: В каком случае ОАО может законно не проводить аудиторскую проверку (по закону об АО), если применяется упрощенная система налогообложения (т.е. нет бухгалтерского учета), акционеров двое, оборот около 8 млн руб. в год?
("Малая бухгалтерия", 2006, N 5)Таким образом, ОАО подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимо от того, по какой системе оно платит налоги - по общей или упрощенной и независимо от размеров выручки, величины активов и количества акционеров. При этом п. 1 ст. 21 Закона об аудиторской деятельности предусмотрено, что лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ и данным Законом.
("Малая бухгалтерия", 2006, N 5)Таким образом, ОАО подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимо от того, по какой системе оно платит налоги - по общей или упрощенной и независимо от размеров выручки, величины активов и количества акционеров. При этом п. 1 ст. 21 Закона об аудиторской деятельности предусмотрено, что лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ и данным Законом.
Статья: Обязательный аудит: ответственность за уклонение от проведения либо препятствование проведению
(Юсков М.В.)
("Аудиторские ведомости", 2004, N 2)В юридической литературе вопрос об ответственности за уклонение или препятствование проведению ежегодного обязательного аудита не находит единого решения. В частности, высказываются мнения о том, что в российском законодательстве существуют нормы, устанавливающие ответственность организаций и индивидуальных предпринимателей за непроведение либо уклонение от проведения ежегодной обязательной аудиторской проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности.
(Юсков М.В.)
("Аудиторские ведомости", 2004, N 2)В юридической литературе вопрос об ответственности за уклонение или препятствование проведению ежегодного обязательного аудита не находит единого решения. В частности, высказываются мнения о том, что в российском законодательстве существуют нормы, устанавливающие ответственность организаций и индивидуальных предпринимателей за непроведение либо уклонение от проведения ежегодной обязательной аудиторской проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Вопрос: Организация в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" подлежит обязательному аудиту. Подлежит ли организация привлечению к ответственности в случае непроведения обязательного аудита?
(Консультация эксперта, 2005)В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона N 119-ФЗ аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ и данным Федеральным законом.
(Консультация эксперта, 2005)В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона N 119-ФЗ аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ и данным Федеральным законом.
Вопрос: ...Какая ответственность предусмотрена за непроведение аудита организации, подлежащей обязательному аудиту?
(Консультация эксперта, 2016)Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за непроведение аудита ООО, подлежащего обязательному аудиту? Кто может привлечь организацию к ответственности в данном случае? Каковы сроки для привлечения к ответственности за это нарушение?
(Консультация эксперта, 2016)Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за непроведение аудита ООО, подлежащего обязательному аудиту? Кто может привлечь организацию к ответственности в данном случае? Каковы сроки для привлечения к ответственности за это нарушение?