Административная ответственность за нарушения в сфере закупок 44 ФЗ
Подборка наиболее важных документов по запросу Административная ответственность за нарушения в сфере закупок 44 ФЗ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверки государственных органов
(КонсультантПлюс, 2025)Индикаторы риска нарушения обязательных требований для контрольных (надзорных) мероприятий
(КонсультантПлюс, 2025)Индикаторы риска нарушения обязательных требований для контрольных (надзорных) мероприятий
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 31.05.2024 N 16-1465/2024 (УИД 72RS0025-01-2023-007815-25)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ за нарушение порядка осуществления госзакупок.
Решение: Отказано.Данные обстоятельства нарушения комиссией по осуществлению закупок положений подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона N 44-ФЗ, послужили основанием для привлечения должностного лица - члена комиссии, начальника отдела организации закупок Управления государственных закупок Тюменской области О. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ за нарушение порядка осуществления госзакупок.
Решение: Отказано.Данные обстоятельства нарушения комиссией по осуществлению закупок положений подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона N 44-ФЗ, послужили основанием для привлечения должностного лица - члена комиссии, начальника отдела организации закупок Управления государственных закупок Тюменской области О. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какая административная ответственность установлена за нарушения Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)1. Какие штрафы и другие виды административной ответственности предусмотрены за нарушения в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)1. Какие штрафы и другие виды административной ответственности предусмотрены за нарушения в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
Готовое решение: Какое образование и обучение требуются для работы по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Назначение контрактного управляющего или сотрудников контрактной службы без необходимого уровня образования является нарушением ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ. Специальной административной ответственности в сфере закупок за данное нарушение не предусмотрено. Однако в этом случае руководитель заказчика или иное лицо, ответственное за назначение таких сотрудников, может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1, 2 ст. 5.27 КоАП РФ (см. Письмо Минэкономразвития России от 26.10.2016 N Д28и-2864). Кроме того, возможно привлечение виновного в нарушении лица к дисциплинарной ответственности в рамках трудового законодательства (ст. 192 ТК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Назначение контрактного управляющего или сотрудников контрактной службы без необходимого уровня образования является нарушением ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ. Специальной административной ответственности в сфере закупок за данное нарушение не предусмотрено. Однако в этом случае руководитель заказчика или иное лицо, ответственное за назначение таких сотрудников, может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1, 2 ст. 5.27 КоАП РФ (см. Письмо Минэкономразвития России от 26.10.2016 N Д28и-2864). Кроме того, возможно привлечение виновного в нарушении лица к дисциплинарной ответственности в рамках трудового законодательства (ст. 192 ТК РФ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)6. В случае признания планируемой закупки необоснованной органы контроля, указанные в пункте 3 части 1 статьи 99 настоящего Федерального закона, выдают предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и привлекают к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях требований настоящего Федерального закона, в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)6. В случае признания планируемой закупки необоснованной органы контроля, указанные в пункте 3 части 1 статьи 99 настоящего Федерального закона, выдают предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и привлекают к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях требований настоящего Федерального закона, в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обзор: "Основные изменения в госзакупках в 2025 году"
(КонсультантПлюс, 2025)Ввели и новые штрафы. Так, должностное лицо заплатит от 10 тыс. до 20 тыс. руб. за неприменение мер ответственности к поставщику (подрядчику, исполнителю), который нарушил контракт.
(КонсультантПлюс, 2025)Ввели и новые штрафы. Так, должностное лицо заплатит от 10 тыс. до 20 тыс. руб. за неприменение мер ответственности к поставщику (подрядчику, исполнителю), который нарушил контракт.
Статья: Актуальные вопросы правового регулирования публичных закупок в условиях импортозамещения
(Абдреев Т.И.)
("Администратор суда", 2024, N 1)Также необходимо отметить, что с 2024 г. ст. 24 Закона 44-ФЗ, посвященная порядку извещения об осуществлении закупки, дополняется предупреждением поставщика об административной и уголовной ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства, в том числе о запрете участия в ограничивающих конкуренцию соглашениях, осуществлении ограничивающих конкуренцию согласованных действий. Указанное предупреждение направлено на формирование позитивной финансово-правовой ответственности в контрактной системе путем стимулирования добросовестного выполнения подрядчиками своих контрактных обязанностей <10>.
(Абдреев Т.И.)
("Администратор суда", 2024, N 1)Также необходимо отметить, что с 2024 г. ст. 24 Закона 44-ФЗ, посвященная порядку извещения об осуществлении закупки, дополняется предупреждением поставщика об административной и уголовной ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства, в том числе о запрете участия в ограничивающих конкуренцию соглашениях, осуществлении ограничивающих конкуренцию согласованных действий. Указанное предупреждение направлено на формирование позитивной финансово-правовой ответственности в контрактной системе путем стимулирования добросовестного выполнения подрядчиками своих контрактных обязанностей <10>.
Готовое решение: Как проверить независимую гарантию в рамках Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если же контракт уже заключен, и заказчик не уведомил контрагента об отказе от независимой гарантии, выданной для обеспечения гарантийных обязательств, обжаловать действия заказчика в указанном порядке уже не получится из-за истечения сроков (ч. 2 ст. 105 Закона N 44-ФЗ). Однако поставщик (подрядчик, исполнитель) может обратиться в ФАС России с заявлением о наличии в действиях заказчика признаков нарушения законодательства о закупках. Это является основанием для проведения внеплановой проверки (пп. "а" п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона N 44-ФЗ). Кроме того, подрядчик имеет право обжаловать действия заказчика в судебном порядке.
(КонсультантПлюс, 2025)Если же контракт уже заключен, и заказчик не уведомил контрагента об отказе от независимой гарантии, выданной для обеспечения гарантийных обязательств, обжаловать действия заказчика в указанном порядке уже не получится из-за истечения сроков (ч. 2 ст. 105 Закона N 44-ФЗ). Однако поставщик (подрядчик, исполнитель) может обратиться в ФАС России с заявлением о наличии в действиях заказчика признаков нарушения законодательства о закупках. Это является основанием для проведения внеплановой проверки (пп. "а" п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона N 44-ФЗ). Кроме того, подрядчик имеет право обжаловать действия заказчика в судебном порядке.
Статья: Отмена закупки заказчиком: гарантия признания жалобы необоснованной?
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 9)Пример. Заказчик объявил электронный аукцион на поставку одноразового хирургического материала. Поступила жалоба, по результатам рассмотрения которой контрольный орган установил в действиях заказчика нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ: незаконные требования к участникам закупки, противоречивое описание объекта закупки. И хотя жалоба была признана обоснованной, контрольный орган предписание заказчику выдавать не стал, т.к. закупка была отменена заказчиком. Вместе с тем было принято решение о привлечении ответственных должностных лиц заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение.
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 9)Пример. Заказчик объявил электронный аукцион на поставку одноразового хирургического материала. Поступила жалоба, по результатам рассмотрения которой контрольный орган установил в действиях заказчика нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ: незаконные требования к участникам закупки, противоречивое описание объекта закупки. И хотя жалоба была признана обоснованной, контрольный орган предписание заказчику выдавать не стал, т.к. закупка была отменена заказчиком. Вместе с тем было принято решение о привлечении ответственных должностных лиц заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение.
Готовое решение: Какой срок установлен для хранения документов о закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)К какой ответственности привлекается заказчик в случае нарушения правил и сроков хранения документов в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)К какой ответственности привлекается заказчик в случае нарушения правил и сроков хранения документов в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
Интервью: Законодательство о контрактной системе: позиция контрольного органа (интервью с О.В. Горбачевой, начальником управления контроля размещения госзаказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Неправомерные действия заказчиков при осуществлении закупок малого объема влекут за собой привлечение к административной ответственности за нарушение как непосредственно Закона N 44-ФЗ, так и антимонопольного законодательства - Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Неправомерные действия заказчиков при осуществлении закупок малого объема влекут за собой привлечение к административной ответственности за нарушение как непосредственно Закона N 44-ФЗ, так и антимонопольного законодательства - Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Готовое решение: Как составить, разместить и разъяснить извещение о закупке по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)указание на конкретную часть ст. 15 Закона N 44-ФЗ, на основании которой проводится закупка, если она осуществляется по ч. 4 - 6 данной статьи;
(КонсультантПлюс, 2025)указание на конкретную часть ст. 15 Закона N 44-ФЗ, на основании которой проводится закупка, если она осуществляется по ч. 4 - 6 данной статьи;
Статья: Обзор судебной практики по вопросам применения запрета на допуск иностранных промышленных товаров
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 9)Правовая оценка судов: отказ производителей в передаче товара поставщику не может являться основанием для освобождения его от предусмотренной действующим законодательством РФ ответственности. Довод о том, что заказчику предлагались аналогичные товары других российских производителей из числа включенных в РРПП, подлежит отклонению: действия поставщика нельзя назвать добросовестным поведением, изменение существенных условий контракта является нарушением требований Закона N 44-ФЗ и влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ <28>.
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 9)Правовая оценка судов: отказ производителей в передаче товара поставщику не может являться основанием для освобождения его от предусмотренной действующим законодательством РФ ответственности. Довод о том, что заказчику предлагались аналогичные товары других российских производителей из числа включенных в РРПП, подлежит отклонению: действия поставщика нельзя назвать добросовестным поведением, изменение существенных условий контракта является нарушением требований Закона N 44-ФЗ и влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ <28>.
Статья: Практика применения обновленных дополнительных требований к участникам закупок на оказание услуг общественного питания и поставку продуктов
(Гурин О., Созаева Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 5)Правовая оценка УФАС: ПП РФ N 2571 не связано положениями ст. 4.6 КоАП РФ касательно срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Поскольку на дату рассмотрения заявок комиссия по осуществлению закупок обладала достоверными сведениями о факте привлечения генерального директора участника закупки к административной ответственности, допуск заявки с недостоверной информацией был осуществлен в нарушение ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ <16>.
(Гурин О., Созаева Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 5)Правовая оценка УФАС: ПП РФ N 2571 не связано положениями ст. 4.6 КоАП РФ касательно срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Поскольку на дату рассмотрения заявок комиссия по осуществлению закупок обладала достоверными сведениями о факте привлечения генерального директора участника закупки к административной ответственности, допуск заявки с недостоверной информацией был осуществлен в нарушение ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ <16>.
Готовое решение: Каков порядок закупки автомобиля по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)За нарушение требований при описании объекта закупки должностному лицу грозит предупреждение или штраф до 10 тыс. руб. (ч. 5 ст. 7.30.1 КоАП РФ). Указать характеристики, требования к гарантии и комплектации нужно так, чтобы не ограничивать возможный круг участников закупки (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ). За нарушение этого требования должностное лицо могут привлечь к административной ответственности на сумму до 50 тыс. руб., а заключенный контракт - оспорить (ст. 168 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)За нарушение требований при описании объекта закупки должностному лицу грозит предупреждение или штраф до 10 тыс. руб. (ч. 5 ст. 7.30.1 КоАП РФ). Указать характеристики, требования к гарантии и комплектации нужно так, чтобы не ограничивать возможный круг участников закупки (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ). За нарушение этого требования должностное лицо могут привлечь к административной ответственности на сумму до 50 тыс. руб., а заключенный контракт - оспорить (ст. 168 ГК РФ).
Статья: Цифровая трансформация закупок
(Боровых Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 11)По мнению ФАС России <46>, должностные лица, допустившие нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок при размещении извещения и документов, предусмотренных ст. 42 Закона N 44-ФЗ, содержание которых нарушает требования Закона, подлежат привлечению к административной ответственности на основании ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ. Применение ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП допускается в случае выявления в действиях субъектов контроля нарушений при проведении запроса котировок и определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем применения закрытых конкурентных способов.
(Боровых Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 11)По мнению ФАС России <46>, должностные лица, допустившие нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок при размещении извещения и документов, предусмотренных ст. 42 Закона N 44-ФЗ, содержание которых нарушает требования Закона, подлежат привлечению к административной ответственности на основании ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ. Применение ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП допускается в случае выявления в действиях субъектов контроля нарушений при проведении запроса котировок и определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем применения закрытых конкурентных способов.