Административная ответственность за нарушение трудового
Подборка наиболее важных документов по запросу Административная ответственность за нарушение трудового (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: К каким видам ответственности может быть привлечен работодатель за нарушение трудового законодательства и прав работника как стороны трудового договора
(КонсультантПлюс, 2025)2. За какие нарушения трудового законодательства работодателя могут привлечь к административной ответственности
(КонсультантПлюс, 2025)2. За какие нарушения трудового законодательства работодателя могут привлечь к административной ответственности
Типовая ситуация: Ответственность работника и работодателя за нарушение трудового законодательства
(Издательство "Главная книга", 2025)к административной ответственности. Примеры нарушений, за которые на организацию и виновное должностное лицо налагают административные штрафы (ст. ст. 2.1, 5.27, 5.27.1, 5.31 КоАП РФ):
(Издательство "Главная книга", 2025)к административной ответственности. Примеры нарушений, за которые на организацию и виновное должностное лицо налагают административные штрафы (ст. ст. 2.1, 5.27, 5.27.1, 5.31 КоАП РФ):
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
(ред. от 04.11.2025)Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
(ред. от 29.09.2025)Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Готовое решение: К каким видам ответственности может быть привлечен работник
(КонсультантПлюс, 2025)Административная ответственность за нарушения требований охраны труда предусмотрена ст. 5.27.1 КоАП РФ. Наказать по ней могут, в частности, за отсутствие положения о СУОТ в организации, нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда, нарушение порядка обучения по электробезопасности неэлектротехнического персонала, допуск водителя к работе без прохождения периодического медосмотра либо при наличии медицинских противопоказаний.
(КонсультантПлюс, 2025)Административная ответственность за нарушения требований охраны труда предусмотрена ст. 5.27.1 КоАП РФ. Наказать по ней могут, в частности, за отсутствие положения о СУОТ в организации, нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда, нарушение порядка обучения по электробезопасности неэлектротехнического персонала, допуск водителя к работе без прохождения периодического медосмотра либо при наличии медицинских противопоказаний.
Готовое решение: Штрафы за нарушения при сдаче подраздела 1.1 подраздела 1 формы ЕФС-1 со сведениями о трудовой (иной) деятельности
(КонсультантПлюс, 2025)6. Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения при подаче сведений о трудовой (иной) деятельности по форме ЕФС-1
(КонсультантПлюс, 2025)6. Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения при подаче сведений о трудовой (иной) деятельности по форме ЕФС-1
Статья: Контрольная (надзорная) деятельность Роструда: современное состояние и перспективы развития
(Сапфирова А.А.)
("Юрист", 2024, N 5)<3> Алиев Т.Т., Царев С.Ю. Государственная инспекция труда как орган, уполномоченный на рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере трудового законодательства // Современное право. 2010. N 6. С. 88 - 91; Гетман Я.Б. Административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2007. 29 с.; Гостькова Т.Н. Особенности контрольно-надзорной деятельности федеральной инспекции труда по соблюдению трудовых прав граждан // Вестник Пензенского государственного университета. 2023. N 1 (41). С. 44 - 49; Деккушев Р.Б. Опыт организации государственной инспекции труда // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2010. N 1-1. С. 283 - 288; Колобова С.В. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства как основной способ защиты трудовых прав работников // Современное право. 2022. N 9. С. 58 - 62; Кошелев Д.А. Федеральная инспекция труда: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства // Трудовое право. 2009. N 12. С. 108 - 110; Попова О.И. Место и роль государственных инспекций труда в системе государственного надзора и контроля Российской Федерации: Автореф. канд. юрид. наук. М., 2009. 30 с.; Сапфирова А.А. Административный статус государственной инспекции труда в субъекте РФ: Дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2002. 199 с.; Sapfirova A.A., Volkova V.V., Petrushkina A.V. Federal labour inspectorate principles of activity: certain aspects of their implementation // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. N 2 S4. С. 9 - 12.
(Сапфирова А.А.)
("Юрист", 2024, N 5)<3> Алиев Т.Т., Царев С.Ю. Государственная инспекция труда как орган, уполномоченный на рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере трудового законодательства // Современное право. 2010. N 6. С. 88 - 91; Гетман Я.Б. Административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2007. 29 с.; Гостькова Т.Н. Особенности контрольно-надзорной деятельности федеральной инспекции труда по соблюдению трудовых прав граждан // Вестник Пензенского государственного университета. 2023. N 1 (41). С. 44 - 49; Деккушев Р.Б. Опыт организации государственной инспекции труда // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2010. N 1-1. С. 283 - 288; Колобова С.В. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства как основной способ защиты трудовых прав работников // Современное право. 2022. N 9. С. 58 - 62; Кошелев Д.А. Федеральная инспекция труда: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства // Трудовое право. 2009. N 12. С. 108 - 110; Попова О.И. Место и роль государственных инспекций труда в системе государственного надзора и контроля Российской Федерации: Автореф. канд. юрид. наук. М., 2009. 30 с.; Сапфирова А.А. Административный статус государственной инспекции труда в субъекте РФ: Дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2002. 199 с.; Sapfirova A.A., Volkova V.V., Petrushkina A.V. Federal labour inspectorate principles of activity: certain aspects of their implementation // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. N 2 S4. С. 9 - 12.
Статья: Защита прав и законных интересов работников как задача трудового законодательства
(Буянова М.О.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)В соответствии с КоАП РФ препятствование работнику в осуществлении им самозащиты может быть квалифицировано как административное правонарушение, подпадающее под признаки ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, которая устанавливает административную ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Санкция данной нормы предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа: для работодателей - физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - в размере от 1 до 5 тыс. руб.; для работодателей - юридических лиц - в размере от 30 до 50 тыс. руб. В данной редакции указанная норма была введена в КоАП РФ еще в 2007 г. <5>. Учитывая, что сегодня курс рубля и его покупательная способность значительно снизились, нужно признать, что размер санкции, установленный ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, не способствует предупреждению нарушения работодателем трудовых прав работников и не удерживает его от препятствования работникам в осуществлении ими самозащиты.
(Буянова М.О.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)В соответствии с КоАП РФ препятствование работнику в осуществлении им самозащиты может быть квалифицировано как административное правонарушение, подпадающее под признаки ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, которая устанавливает административную ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Санкция данной нормы предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа: для работодателей - физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - в размере от 1 до 5 тыс. руб.; для работодателей - юридических лиц - в размере от 30 до 50 тыс. руб. В данной редакции указанная норма была введена в КоАП РФ еще в 2007 г. <5>. Учитывая, что сегодня курс рубля и его покупательная способность значительно снизились, нужно признать, что размер санкции, установленный ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, не способствует предупреждению нарушения работодателем трудовых прав работников и не удерживает его от препятствования работникам в осуществлении ими самозащиты.
Ситуация: Можно ли привлечь к ответственности начальника за предвзятое отношение к работнику?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если же начальник или работодатель в течение года был привлечен к административной ответственности за аналогичное нарушение трудового законодательства, то на него накладывается штраф (ст. 4.6, ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ; п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если же начальник или работодатель в течение года был привлечен к административной ответственности за аналогичное нарушение трудового законодательства, то на него накладывается штраф (ст. 4.6, ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ; п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45):
Готовое решение: Как принять работника на работу
(КонсультантПлюс, 2025)Административная ответственность возможна, например, если нарушение трудового договора повлекло правонарушения, указанные в ст. ст. 5.27, 5.27.1 КоАП РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Административная ответственность возможна, например, если нарушение трудового договора повлекло правонарушения, указанные в ст. ст. 5.27, 5.27.1 КоАП РФ.
Статья: Исковая давность по трудовым спорам во взглядах ученых: дискуссионные предложения по совершенствованию законодательства о труде
(Толкачев Н.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 1)Соображение о наличии у работника каких-либо неоправданных выгод и преимуществ, вызванных отсутствием сроков для обращения в прокуратуру, иллюзорно и не находит подтверждения в правоприменительной практике. Например, суд указал, что представление прокурора <20> не обладает силой принудительного исполнения и предполагает устранение работодателем допущенных нарушений в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется им посредством вынесения постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд <21>. В первом случае речь идет о привлечении работодателя к административной ответственности за нарушение трудового законодательства, что с восстановлением нарушенных прав работника имеет мало общего. Во втором случае начало течения срока обращения в суд начинается для прокурора, как уже было установлено, с момента, когда о нарушении своего права узнал или должен был узнать работник.
(Толкачев Н.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 1)Соображение о наличии у работника каких-либо неоправданных выгод и преимуществ, вызванных отсутствием сроков для обращения в прокуратуру, иллюзорно и не находит подтверждения в правоприменительной практике. Например, суд указал, что представление прокурора <20> не обладает силой принудительного исполнения и предполагает устранение работодателем допущенных нарушений в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется им посредством вынесения постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд <21>. В первом случае речь идет о привлечении работодателя к административной ответственности за нарушение трудового законодательства, что с восстановлением нарушенных прав работника имеет мало общего. Во втором случае начало течения срока обращения в суд начинается для прокурора, как уже было установлено, с момента, когда о нарушении своего права узнал или должен был узнать работник.
Статья: Ответственность работодателя за задержку выплаты зарплаты
(Бычков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 6)Примечание. См. статью "Административная ответственность за нарушение трудового законодательства: как защититься" в N 3, 2020, на с. 46.
(Бычков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 6)Примечание. См. статью "Административная ответственность за нарушение трудового законодательства: как защититься" в N 3, 2020, на с. 46.
Статья: Юридическая ответственность за уклонение от оформления трудового договора: проблемы правоприменения
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2023, N 11)Ключевые слова: трудовой договор, трудовые отношения, административная ответственность, нарушение трудового законодательства, неформальная занятость, допуск к работе.
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2023, N 11)Ключевые слова: трудовой договор, трудовые отношения, административная ответственность, нарушение трудового законодательства, неформальная занятость, допуск к работе.
Готовое решение: Как СФР привлекает к административной ответственности за нарушения по формам персонифицированного учета
(КонсультантПлюс, 2025)4. Как привлекают к административной ответственности за нарушения, связанные со сведениями о трудовой деятельности
(КонсультантПлюс, 2025)4. Как привлекают к административной ответственности за нарушения, связанные со сведениями о трудовой деятельности