Административная ответственность в строительстве
Подборка наиболее важных документов по запросу Административная ответственность в строительстве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по спорам в сфере закупок (44-ФЗ). Объединение в один лот строительно-монтажных работ с поставкой и установкой оборудованияВыводы, приведенные в таблице, сделаны исходя из анализа норм Закона N 44-ФЗ, Закона N 135-ФЗ, положений Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающих ответственность за нарушение названных Законов, а также материалов судебной и административной практики.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Глава 9. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
(ред. от 04.11.2025)Глава 9. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)Частью 1 ст. 9.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)Частью 1 ст. 9.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство.
Готовое решение: Какая ответственность предусмотрена за нецелевое использование земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)За неиспользование участка по назначению, включая участки, предназначенные для строительства, предусмотрена административная ответственность. При этом обязанность использовать участок в течение установленного срока должна быть предусмотрена федеральным законом (ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)За неиспользование участка по назначению, включая участки, предназначенные для строительства, предусмотрена административная ответственность. При этом обязанность использовать участок в течение установленного срока должна быть предусмотрена федеральным законом (ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ).
Готовое решение: Что такое сооружение и чем оно отличается от других объектов недвижимости
(КонсультантПлюс, 2025)- привлечение к административной ответственности за строительство без разрешения по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ;
(КонсультантПлюс, 2025)- привлечение к административной ответственности за строительство без разрешения по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ;
Ответы на часто задаваемые вопросы к ст. 52 ГрК РФ
(КонсультантПлюс, 2025)8. За какие нарушения при осуществлении строительства, реконструкции, капремонта могут привлечь к административной ответственности?
(КонсультантПлюс, 2025)8. За какие нарушения при осуществлении строительства, реконструкции, капремонта могут привлечь к административной ответственности?
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (май 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3. Установление в извещении требования к участникам закупки о наличии членства в СРО одновременно в области архитектурно-строительного проектирования и в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства неправомерно и влечет административную ответственность должностного лица.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3. Установление в извещении требования к участникам закупки о наличии членства в СРО одновременно в области архитектурно-строительного проектирования и в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства неправомерно и влечет административную ответственность должностного лица.
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (сентябрь 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)4. Неразмещение заказчиком проектно-сметной документации в полном объеме при проведении закупки на выполнение строительно-монтажных работ влечет привлечение к административной ответственности.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)4. Неразмещение заказчиком проектно-сметной документации в полном объеме при проведении закупки на выполнение строительно-монтажных работ влечет привлечение к административной ответственности.
"Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)45.6. Часть 5 ст. 9.5 КоАП предусматривает административную ответственность за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию. Абзац (4) разъясняет, что вступившее в законную силу решение о признании права собственности на объект, который эксплуатировался без разрешения на ввод в эксплуатацию, выступает в качестве обстоятельства, исключающего административную ответственность за действия, содержащие состав данного административного правонарушения, совершенные до вступления решения суда о признании в законную силу. Однако, если после вступления этого решения в законную силу, владельцем объекта были совершены иные действия, служащие основанием для признания постройки самовольной, он, видимо, должен отвечать как за действия, совершенные до вступления решения суда в законную силу, так за действия, совершенные после этого момента.
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)45.6. Часть 5 ст. 9.5 КоАП предусматривает административную ответственность за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию. Абзац (4) разъясняет, что вступившее в законную силу решение о признании права собственности на объект, который эксплуатировался без разрешения на ввод в эксплуатацию, выступает в качестве обстоятельства, исключающего административную ответственность за действия, содержащие состав данного административного правонарушения, совершенные до вступления решения суда о признании в законную силу. Однако, если после вступления этого решения в законную силу, владельцем объекта были совершены иные действия, служащие основанием для признания постройки самовольной, он, видимо, должен отвечать как за действия, совершенные до вступления решения суда в законную силу, так за действия, совершенные после этого момента.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Федеральным законом от 27.12.2019 N 504-ФЗ КоАП РФ был дополнен ст. 8.48, в которой предусмотрена административная ответственность за строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных Положением (п. 1 ст. 8.48 КоАП РФ). За указанное правонарушение установлен административный штраф - на граждан в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей; на должностных лиц - от 10 тысяч до 15 тысяч рублей; на юридические лица - от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Федеральным законом от 27.12.2019 N 504-ФЗ КоАП РФ был дополнен ст. 8.48, в которой предусмотрена административная ответственность за строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных Положением (п. 1 ст. 8.48 КоАП РФ). За указанное правонарушение установлен административный штраф - на граждан в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей; на должностных лиц - от 10 тысяч до 15 тысяч рублей; на юридические лица - от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Получение разрешения на строительства входит в обязанности застройщика (заказчика строительства), однако согласно п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях" при рассмотрении дел, связанных с привлечением лиц к административной ответственности за осуществление работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства без разрешения на строительство в тех случаях, когда получение соответствующего разрешения является обязательным, суды должны исходить из следующего: "Субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство".
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Получение разрешения на строительства входит в обязанности застройщика (заказчика строительства), однако согласно п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях" при рассмотрении дел, связанных с привлечением лиц к административной ответственности за осуществление работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства без разрешения на строительство в тех случаях, когда получение соответствующего разрешения является обязательным, суды должны исходить из следующего: "Субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство".
Ситуация: Какая ответственность предусмотрена за незаконное строительство жилого дома?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)За незаконное строительство жилого дома предусмотрена гражданско-правовая и административная ответственность.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)За незаконное строительство жилого дома предусмотрена гражданско-правовая и административная ответственность.
Готовое решение: В каком порядке осуществляется приемка работ по договору строительного подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Более того, эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию (за исключением случаев, когда разрешение на строительство не требуется) является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена в ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Более того, эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию (за исключением случаев, когда разрешение на строительство не требуется) является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена в ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ.