Административная ответственность в регионах
Подборка наиболее важных документов по запросу Административная ответственность в регионах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Последствия невручения повестки в военкомат, в том числе административная ответственность
(КонсультантПлюс, 2025)...В соответствии с частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении в числе прочих должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела (статья 26.1 КоАП РФ); статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу.
(КонсультантПлюс, 2025)...В соответствии с частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении в числе прочих должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела (статья 26.1 КоАП РФ); статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Законодательство об административных правонарушениях
(КонсультантПлюс, 2025)Субъект РФ вправе установить административную ответственность за нарушение предусмотренных региональными и местными НПА правил, если объективная сторона этих правонарушений не совпадает с объективной стороной правонарушений, указанных в КоАП РФ
(КонсультантПлюс, 2025)Субъект РФ вправе установить административную ответственность за нарушение предусмотренных региональными и местными НПА правил, если объективная сторона этих правонарушений не совпадает с объективной стороной правонарушений, указанных в КоАП РФ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 1.3.1. Предметы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях
(ред. от 04.11.2025)Статья 1.3.1. Предметы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2008 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 28.05.2008)
(ред. от 10.10.2012)
(Извлечение)Таким образом, системное толкование действующего законодательства свидетельствует о том, что создание и функционирование административных комиссий неразрывно связано с осуществлением функций субъекта Российской Федерации по установлению административной ответственности. Поэтому субъект Российской Федерации не может по своему усмотрению наделять органы местного самоуправления полномочием на создание административной комиссии и иного коллегиального органа, имеющих право привлечения к административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 28.05.2008)
(ред. от 10.10.2012)
(Извлечение)Таким образом, системное толкование действующего законодательства свидетельствует о том, что создание и функционирование административных комиссий неразрывно связано с осуществлением функций субъекта Российской Федерации по установлению административной ответственности. Поэтому субъект Российской Федерации не может по своему усмотрению наделять органы местного самоуправления полномочием на создание административной комиссии и иного коллегиального органа, имеющих право привлечения к административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Вместе с тем в случае наделения законами субъектов РФ органов местного самоуправления отдельными полномочиями субъекта РФ по решению вопросов создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов РФ, и определения перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, должностные лица контрольного органа вправе составлять такие протоколы (ст. 1.3.1 КоАП РФ). Согласно ч. 3 данной статьи должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данным Кодексом или законами субъектов РФ, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами РФ, а также при осуществлении муниципального контроля. В ч. 7 ст. 28.3 КоАП РФ перечислены составы правонарушений, по которым должностные лица органов местного самоуправления при осуществлении муниципального контроля вправе составлять протоколы об административных правонарушениях (неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль (ч. 1 ст. 19.4); воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль (ст. 19.4.1); невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства (ч. 1 ст. 19.5); невыполнение (и повторное невыполнение) в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа, осуществляющего муниципальный контроль за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения; в случаях, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении" (ч. 31, 32 ст. 19.5) <1>; непредставление сведений (информации) или несвоевременное представление в орган (должностному лицу), осуществляющий муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде (ст. 19.7)).
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Вместе с тем в случае наделения законами субъектов РФ органов местного самоуправления отдельными полномочиями субъекта РФ по решению вопросов создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов РФ, и определения перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, должностные лица контрольного органа вправе составлять такие протоколы (ст. 1.3.1 КоАП РФ). Согласно ч. 3 данной статьи должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данным Кодексом или законами субъектов РФ, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами РФ, а также при осуществлении муниципального контроля. В ч. 7 ст. 28.3 КоАП РФ перечислены составы правонарушений, по которым должностные лица органов местного самоуправления при осуществлении муниципального контроля вправе составлять протоколы об административных правонарушениях (неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль (ч. 1 ст. 19.4); воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль (ст. 19.4.1); невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства (ч. 1 ст. 19.5); невыполнение (и повторное невыполнение) в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа, осуществляющего муниципальный контроль за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения; в случаях, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении" (ч. 31, 32 ст. 19.5) <1>; непредставление сведений (информации) или несвоевременное представление в орган (должностному лицу), осуществляющий муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде (ст. 19.7)).
Статья: Административная ответственность
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). В правовой доктрине под ответственностью понимают обязанность лица претерпевать меры государственного принуждения, предусмотренные законом за совершение правонарушения (см., например, Комовкина Л.С., Власова В.С. К вопросу административной ответственности за нарушения валютного законодательства // Российский следователь. 2014. N 4. С. 43 - 47). Таким образом, под административной ответственностью понимается обязанность физического или юридического лица претерпевать меры государственного принуждения, предусмотренные КоАП РФ или законами субъектов РФ за совершение противоправного виновного действия (бездействия) (административного правонарушения).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). В правовой доктрине под ответственностью понимают обязанность лица претерпевать меры государственного принуждения, предусмотренные законом за совершение правонарушения (см., например, Комовкина Л.С., Власова В.С. К вопросу административной ответственности за нарушения валютного законодательства // Российский следователь. 2014. N 4. С. 43 - 47). Таким образом, под административной ответственностью понимается обязанность физического или юридического лица претерпевать меры государственного принуждения, предусмотренные КоАП РФ или законами субъектов РФ за совершение противоправного виновного действия (бездействия) (административного правонарушения).
Статья: Привлечение к работе в ночное время особых работников: требования закона и нюансы практики
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2023, N 8)В то же время кадровику-практику следует учитывать, что согласно п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ "юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению".
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2023, N 8)В то же время кадровику-практику следует учитывать, что согласно п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ "юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению".
Ситуация: Какой административный штраф установлен за безбилетный проезд?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Административная ответственность за безбилетный проезд устанавливается на уровне субъектов РФ (ч. 1 ст. 1.1, п. 1 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Административная ответственность за безбилетный проезд устанавливается на уровне субъектов РФ (ч. 1 ст. 1.1, п. 1 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ).
Статья: Меры административной ответственности за правонарушения в сфере рыболовства
(Русскова М.А., Степенко В.Е.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)Мера административной ответственности - это административное наказание за совершенное правонарушение. Поскольку это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, то она применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. По своей цели административное наказание не может быть нацелено на унижение человеческого достоинства лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также не может быть направлено на нанесение вреда деловой репутации юридического лица. За любое правонарушение, предусмотренное Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации <1> (далее - КоАП РФ) или законодательством об административной ответственности субъекта РФ, предусмотрена мера административной ответственности. Административным законодательством предусмотрены виды мер такой ответственности, которые исчерпывающим образом прописаны в ст. 3.2 КоАП РФ. Перечень видов административных наказаний и правил их применения является исключительной компетенцией Российской Федерации. По общим правилам административная ответственность наступает при наличии состава административного правонарушения и применяется по правилам гл. 4 КоАП РФ. Цель, которая ставится перед законом и правоприменителем при назначении административного наказания, - это предупредить совершение новых административных правонарушений. Как верно указывают Дерюга Н.Н., Дерюга А.Н., к достижению этого результата лежит путь выбора максимально справедливой меры административной ответственности, причем со стороны и правонарушителя, и окружающих граждан <2>. Выявлением эффективных административных наказаний, способов их применения и исполнения занимается новое научное направление - административная пенология.
(Русскова М.А., Степенко В.Е.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)Мера административной ответственности - это административное наказание за совершенное правонарушение. Поскольку это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, то она применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. По своей цели административное наказание не может быть нацелено на унижение человеческого достоинства лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также не может быть направлено на нанесение вреда деловой репутации юридического лица. За любое правонарушение, предусмотренное Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации <1> (далее - КоАП РФ) или законодательством об административной ответственности субъекта РФ, предусмотрена мера административной ответственности. Административным законодательством предусмотрены виды мер такой ответственности, которые исчерпывающим образом прописаны в ст. 3.2 КоАП РФ. Перечень видов административных наказаний и правил их применения является исключительной компетенцией Российской Федерации. По общим правилам административная ответственность наступает при наличии состава административного правонарушения и применяется по правилам гл. 4 КоАП РФ. Цель, которая ставится перед законом и правоприменителем при назначении административного наказания, - это предупредить совершение новых административных правонарушений. Как верно указывают Дерюга Н.Н., Дерюга А.Н., к достижению этого результата лежит путь выбора максимально справедливой меры административной ответственности, причем со стороны и правонарушителя, и окружающих граждан <2>. Выявлением эффективных административных наказаний, способов их применения и исполнения занимается новое научное направление - административная пенология.
"Хозяйственные общества как форма ведения бизнеса: учебное пособие"
(Крылов В.Г., Самойлов И.А., Седгарян К.А.)
("Статут", 2024)Административное правонарушение - это всегда противоправное виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое российским законодательством или законодательством субъектов Российской Федерации предусматривается административная ответственность.
(Крылов В.Г., Самойлов И.А., Седгарян К.А.)
("Статут", 2024)Административное правонарушение - это всегда противоправное виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое российским законодательством или законодательством субъектов Российской Федерации предусматривается административная ответственность.
"Индивидуальный предприниматель"
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(Карсетская Е.В., Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или соответствующими законами субъектов РФ установлена административная ответственность.
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(Карсетская Е.В., Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или соответствующими законами субъектов РФ установлена административная ответственность.