115 фз финансовый мониторинг

Подборка наиболее важных документов по запросу 115 фз финансовый мониторинг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Верховного Суда РФ от 14.05.2021 N 302-ЭС21-1366 по делу N А33-979/2020
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлен факт непредставления обществом, являющимся специализированной коммерческой организацией, в уполномоченный орган сведений о подлежащих обязательному контролю сделках по получению клиентами общества движимого имущества по договорам финансовой аренды (лизинга).
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями КоАП РФ, Федерального закона N 115-ФЗ, Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденной приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 N 110, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суды пришли к выводу о законности оспоренного постановления.
Определение Верховного Суда РФ от 14.07.2021 N 305-ЭС21-10897 по делу N А40-326767/2019
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об обязании восстановить доступ к дистанционному банковскому обслуживанию.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку законодательство предоставляет банку право самостоятельно оценивать операции клиентов на предмет их сомнительности, а также принимать меры для выяснения цели и характера операций, в том числе запрашивать документы, при этом, если будет установлено, что клиентом проводятся подозрительные операции, банк вправе отказаться от предоставления услуг по дистанционному банковскому обслуживанию, но клиент не лишен возможности представлять расчетные документы на бумажном носителе.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
Непредставление обществом полного комплекта документов относительно оснований для передачи векселей третьим лицам, неоправданная задержка в предоставлении документов, противоречивые пояснения общества относительно целей приобретения векселей не позволили службе финансового мониторинга банка устранить возникшие сомнения, а также препятствовали банку исполнить обязанность по документальному фиксированию информации об обществе в соответствии с частью 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Финансовый мониторинг в рамках противодействия легализации доходов, полученных преступным путем
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)
Статья 5 Закона N 115-ФЗ содержит обширный перечень субъектов финансового мониторинга (организаций и индивидуальных предпринимателей). Прежде всего это кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг; организации (и индивидуальные предприниматели), оказывающие услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; ломбарды и др. Статья 7.1 Закона N 115-ФЗ в определенных случаях относит к субъектам финансового мониторинга и других лиц (адвокатов, нотариусов и др.).
Статья: Финразведка зафиксировала всплеск обналичивания через внесудебные соглашения
(Косаков В., Соколов Д.)
("Административное право", 2021, N 4)
Конечно, данные причины не единственные. При этом сам факт обналичивания денежных средств, блокированных в рамках Федерального закона N 115-ФЗ, безусловно, должен привлекать внимание Финмониторинга к таким операциям. При этом кредитная организация не имеет права проводить какие-либо дополнительные проверки законности таких внесудебных соглашений, так как они являются исполнительными документами и порядок их исполнения регулируется Федеральным законом N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".