5.2. Порядок проведения сертификации продукции, выпускаемой предприятиями (организациями) для нужд жилищно-коммунального хозяйства

5.2.1. При проведении работ по добровольной сертификации продукции, выпускаемой предприятиями (организациями) для нужд жилищно-коммунального хозяйства, в Системе используются схемы, представленные в таблице.

┌─────┬────────────────────┬──────────────────┬───────────────────────────┐

│ N │Испытания в испыта- │ Проверка │ Инспекционный контроль │

│схемы│тельных лабораториях│ производства │сертифицированной продукции│

│ │(центрах) │(системы качества)│ (системы качества, │

│ │ │ │ производства) │

├─────┼────────────────────┼──────────────────┼───────────────────────────┤

│1 │Испытания типа │- │- │

├─────┼────────────────────┼──────────────────┼───────────────────────────┤

│2 │Испытания типа │- │Испытания образцов, взятых │

│ │ │ │у заказчика │

├─────┼────────────────────┼──────────────────┼───────────────────────────┤

│3 │Испытания типа │Анализ состояния │Испытания образцов, взятых │

│ │ │производства │у заказчика. Анализ │

│ │ │ │состояния производства │

├─────┼────────────────────┼──────────────────┼───────────────────────────┤

│4 │Испытание партии │- │- │

└─────┴────────────────────┴──────────────────┴───────────────────────────┘

Заявитель указывает одну из схем сертификации и предлагает ее органу по сертификации.

Схемы 1, 2, 3 рекомендуется применять в следующих случаях:

схему 1 - при ограниченном, заранее оговариваемом объеме реализации продукции, которая будет поставляться (реализовываться) в течение короткого промежутка времени отдельными партиями по мере их серийного производства (для импортной продукции - при краткосрочных контрактах; для отечественной продукции - при ограниченном объеме выпуска);

схемы 2 и 3 - для продукции, стабильность серийного производства которой не вызывает сомнения;

схему 4 рекомендуется применять тогда, когда производство или реализация данной продукции носит разовый характер (партия, единичные изделия).

5.2.2. Сертификация продукции, выпускаемой предприятиями (организациями) для нужд жилищно-коммунального хозяйства, включает:

- подачу заявителем заявки на сертификацию в орган по сертификации;

- рассмотрение заявки и принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы сертификации;

- заключение договора на проведение сертификации;

- оценку соответствия продукции и характеристик нормативным требованиям;

- отбор, идентификацию образцов и их испытание;

- анализ производства (если это предусмотрено схемой сертификации);

- анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия;

- выдачу сертификата соответствия;

- осуществление инспекционного контроля (если это предусмотрено схемой сертификации).

5.2.3. Для проведения сертификации продукции в Системе заявитель направляет заявку в орган по сертификации по форме согласно Приложению N 2 к настоящим Правилам.

5.2.4. Орган по сертификации регистрирует заявку и рассматривает ее с целью определения возможности проведения сертификации в Системе.

Орган по сертификации при рассмотрении заявки: определяет нормативные документы, на соответствие которым проводится сертификация, схему сертификации; запрашивает у заявителя при необходимости дополнительные сведения.

5.2.5. Срок рассмотрения заявки и принятия решения о проведении (либо непроведении) сертификации составляет не более 30 календарных дней после ее получения.

5.2.6. По результатам рассмотрения заявки и дополнительных материалов орган по сертификации принимает решение по заявке.

При положительном решении по заявке орган по сертификации направляет заявителю решение по заявке и проект договора на проведение работ по сертификации. Работы по рассмотрению заявки включаются в стоимость договора.

Если принимается отрицательное решение, то орган по сертификации аргументированно, в письменной форме, сообщает заявителю о невозможности проведения сертификации.

Причиной отказа в рассмотрении заявки является, например, отсутствие необходимых документов и разрешений на применение заявленной продукции, отсутствие документации на продукцию.

5.2.7. После получения от заявителя подписанного договора и его оплаты орган по сертификации приступает к работам по сертификации.

В ходе выполнения работ по сертификации могут использоваться документальные доказательства соответствия, полученные заявителем самостоятельно или в других системах сертификации для сокращения объема проверок. При оценке возможности использования дополнительных документов (протоколов приемочных, периодических, инспекционных испытаний, гигиенических и пожарных сертификатов, зарубежных сертификатов, деклараций о соответствии и т.д.) орган по сертификации учитывает специфику продукции, степень ее потенциальной опасности, объем и стабильность условий производства, репутацию предприятия, степень доверия оценок, данных сторонними организациями и т.п.

5.2.8. Орган по сертификации направляет отобранные образцы в испытательную лабораторию (центр).

Испытания для целей сертификации проводятся по решению органа по сертификации в испытательных лабораториях (центрах). При отсутствии испытательной лаборатории (центра) или значительной ее удаленности, что усложняет транспортирование, увеличивает стоимость испытаний и удлиняет их сроки, допускается проводить испытания на базе производителя под контролем представителей органа по сертификации. Протоколы таких испытаний подписывают уполномоченные специалисты испытательной лаборатории (центра) и органа по сертификации.

Во всех случаях методики, объем, достаточность и порядок проведения испытаний для целей сертификации, отбор образцов конкретного типа продукции устанавливаются органом по сертификации. Испытания проводятся на образцах, конструкция, состав и технология изготовления которых должны быть такими же, как у продукции, поставляемой потребителю (заказчику).

5.2.9. Анализ состояния производства выполняется комиссией, в состав которой включаются эксперт по сертификации и специалисты-консультанты (при необходимости). Сведения о проведенном анализе состояния производства указываются в сертификате соответствия.

Состав комиссии определяет орган по сертификации.

5.2.10. Орган по сертификации анализирует полученные протоколы испытаний, результаты оценки соответствия и акты проверки состояния производства и принимает решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата соответствия.

При положительных результатах принимается решение о выдаче сертификата соответствия.

При отрицательных результатах орган по сертификации направляет заявителю решение об отказе в выдаче сертификата соответствия.

При повторном обращении заявителя используется тот же порядок сертификации продукции. Состав работ по сертификации при этом может уточняться органом по сертификации с учетом результатов инспекционного контроля, наличия системы управления качеством на производстве, сведений о качестве и надежности поставляемой продукции и информации по результатам ее эксплуатации в Российской Федерации.

5.2.11. Орган по сертификации на основании решения о выдаче сертификата соответствия оформляет сертификат соответствия по форме согласно Приложению N 6 к настоящим Правилам, осуществляет его регистрацию в реестре Системы и выдает заявителю.

Срок действия сертификата соответствия устанавливается органом по сертификации, но не может превышать трех лет.

Сертификат соответствия Системы добровольной сертификации в жилищно-коммунальном комплексе Российской Федерации "Росжилкоммунсертификация" выдается с указанием конкретного производителя продукции. Передача прав использования сертификата соответствия его держателем другому юридическому лицу не допускается.

5.2.12. При внесении изменений в конструкцию (состав) продукции или технологию ее производства, которые могут повлиять на соответствие продукции требованиям нормативных документов, заявитель заранее извещает об этом орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, который принимает решение о необходимости проведения новых испытаний или оценки состояния производства этой продукции.

5.2.13. Орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, проводит инспекционный контроль за соблюдением требований нормативных документов к сертифицированной продукции.

5.2.14. Инспекционный контроль осуществляется в рамках схем 2 и 3 в течение всего срока действия сертификата соответствия не реже одного раза в год.

Объем, содержание, порядок проведения инспекционного контроля определяет орган по сертификации с учетом схемы сертификации, по которой она проводилась (в том числе по сокращенной процедуре - без выезда комиссии, в форме отчетов).

Внеплановый инспекционный контроль проводится при поступлении информации о претензиях к сертифицированной продукции.

5.2.15. По результатам инспекционного контроля может быть принято одно из следующих решений, которое оформляется в форме акта:

- считать сертификат соответствия и предоставленное заявителю право на применение знака соответствия подтвержденными;

- приостановить действие сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия;

- отменить действие сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия.

При положительных результатах инспекционного контроля орган по сертификации подготавливает решение о подтверждении действия выданного сертификата соответствия и разрешения на использование знака соответствия Системы.

При отрицательных результатах инспекционного контроля орган по сертификации подготавливает решение о приостановлении действия сертификата соответствия или отмене его действия и представляет решение держателю сертификата соответствия.

Информация о приостановлении или отмене действия сертификата соответствия доводится органом по сертификации до сведения держателя сертификата и всех заинтересованных организаций не позднее 7 дней с момента принятия решения.

5.2.16. Акт инспекционного контроля хранится в органе по сертификации, проводившем инспекционный контроль, а его копия направляется в организацию, где проводился инспекционный контроль.