3. Основные направления деятельности психологической службы

3. Основные направления деятельности психологической службы.

Согласно Концепции основная цель психологической службы - психологическое сопровождение образовательной деятельности с учетом специфики образовательной организации, в том числе с помощью социальной адаптации и реабилитации нуждающихся в ней обучающихся, а также оказания психологической помощи работникам образовательной организации. Помочь студентам грамотно справиться с возможными проблемами - от тревожных состояний до проявлений острых реакций дезадаптации, а также предоставить педагогическим работникам квалифицированную помощь в преодолении профессиональных и личностных деформаций - вот актуальные задачи, которые решают специалисты психологической службы вуза.

При этом основополагающим принципом организации психологического сопровождения высшего образования является интеграция научных достижений в сфере психологии и педагогики и лучших практик психологического просвещения и профилактики, психологической диагностики, консультирования, коррекции. Именно в этих основных направлениях деятельности психологической службы реализуется достижение социально значимых задач снижения числа противоправных действий и проявлений деструктивного поведения среди студенческой молодежи.

Применение практик психологической профилактики, просвещения, диагностики и консультирования как основных направлений деятельности психологической работы в образовательных организациях высшего образования имеет свою специфику, связанную с особенностями социальной ситуации развития студенческой молодежи, возрастными закономерностями психического развития, сложностями профессионального становления, высокими требованиями образовательной среды вуза и содержанием ключевых тем обращений студентов различных категорий за психологической помощью.

Выбор практик, технологий, методов работы специалиста психологической службы и особенности их применения зависят от изменений в социальной ситуации и актуальных запросов обращающихся за помощью участников образовательных отношений. Однако ключевым ориентиром всегда выступает опора на научно обоснованные методы психологической работы.

Понимание специалистом психологической службы закономерностей формирования, функционирования и возможных деформаций психики способствует грамотному методологически обоснованному выстраиванию стратегий психологического вмешательства.

Повышение вероятности благополучного сценария развития молодого человека сопряжено с созданием в каждом вузе психологически комфортного, мотивирующего, развивающего и безопасного образовательного пространства, особенно остро необходимого для отдельных категорий студентов, например, иногородних молодых людей, проживающих в общежитиях <2>. Эта задача становится осуществимой, если в образовательной организации высшего образования грамотно реализуются направления психологической профилактики и просвещения, психологической диагностики, консультирования, коррекционно-развивающей работы.

--------------------------------

<2> Баева И.А. Психологическая безопасность студентов, проживающих в общежитии: проблемы и ресурсы//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2015. N 174. С. 36 - 44.

При этом указанные в имеющихся профессиональных стандартах (в частности, "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)") трудовые действия в контексте направлений психологической диагностики, консультирования, коррекционно-развивающей работы, профилактики и просвещения целесообразно использовать применительно к деятельности психолога в образовательной организации высшего образования.

В приложении N 4 указанные направления работы специалиста психологической службы образовательной организации представлены в контексте применения профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" с изложением конкретных трудовых действий. Данное приложение подготовлено для тех образовательных организаций высшего образования, которые принимают решение использовать профессиональный стандарт "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" для обеспечения особого правового статуса, академических прав и свобод, трудовых прав и социальных гарантий специалистов психологической службы как педагогических работников.