3.1. Психологическое просвещение

3.1. Психологическое просвещение.

В соответствии с пунктом 35 статьи 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" просветительская деятельность - это осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 12.2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" определено, что порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля за ней устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правилами осуществления просветительской деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2022 г. N 1195 (пункт 11), установлено, что организатор просветительской деятельности, осуществляющий такую деятельность в отношении несовершеннолетних и с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, уведомляет о планируемом осуществлении просветительской деятельности Минпросвещения России в установленном порядке. Однако это положение не распространяется на просветительскую деятельность, осуществляемую образовательной организацией высшего образования, поскольку такая организация относится к организациям, уполномоченным органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, на основании утвержденных этими органами уставов образовательных организаций, учредителями которых они являются, при условии, что в уставах вузов отражена просветительская деятельность как вид деятельности.

В просветительской работе, осуществляемой образовательной организацией высшего образования, у психологической службы имеется своя сфера профессиональной ответственности - это психологическое просвещение. Задачи психологической службы по психологическому просвещению определяются актуальными запросами обучающихся и педагогических работников, которые целесообразно предварительно выявить и обобщить в целях разработки тематического плана по реализации психолого-педагогических образовательных программ по психологическому просвещению.

Для выявления потребностей обучающихся и работников конкретного вуза в психологических знаниях и информации целесообразно выявить дефицит необходимых психологических знаний, наиболее интересующие темы и предпочитаемые разными контингентами потенциальных слушателей форматы психологического просвещения вне рамок образовательных программ (лекции, семинары, психологических игры, тренинги, сетевое сообщество, организованное психологической службой на портале вуза и др.).

К наиболее актуальным темам психологического просвещения в вузе традиционно относятся:

- эффективное поведение в стрессовой ситуации, в ситуации неопределенности;

- проблемы коммуникативного взаимодействия и выстраивания конструктивных отношений;

- вхождение в новый коллектив и формирование коллектива;

- организация личного времени;

- принятие ответственности;

- деструктивное поведение и способы его предотвращения и преодоления;

- противодействие негативному влиянию;

- трудности в осуществлении выбора;

- психологическая помощь и как ее получить;

- когда и зачем нужен психиатр, как и куда обратиться за помощью, каковы последствия такого обращения и т.д.

Психологическое просвещение решает следующие задачи:

- повышение психологической культуры и психологической компетентности педагогических работников и обучающихся;

- популяризация психологических знаний;

- преодоление психологических барьеров для обращения за психологической и психиатрической помощью;

- снижение общего уровня стресса и содействие формированию и поддержанию благоприятного психологического климата в учебных и преподавательских коллективах.

Работа по психологическому просвещению в вузе ведется как планово, так и по запросу в связи с актуальными социальными ситуациями и насущными потребностями.

Просветительская работа может быть организована в рамках психолого-педагогических программ с использованием лекций, бесед, семинаров, тренингов, обзора новинок психологической литературы, просмотра и анализа информационных материалов, сюжетов и т.п., организации тематических мероприятий в различных форматах, в том числе в цифровом пространстве.