3.3. Консультативная деятельность

3.3. Консультативная деятельность.

Консультативная деятельность как направление работы специалиста психологической службы связана с основными целевыми группами - обучающимися и работниками вузов. Для реализации задач развития психологического сопровождения высшего образования приоритетными является консультативная деятельность в следующих формулировках (с акцентом на форму консультирования):

- групповое психологическое консультирование обучающихся и работников образовательной организации высшего образования по актуальным вопросам обучения, развития и взаимодействия;

- индивидуальное консультирование обучающихся и работников вуза по актуальным вопросам обучения, развития и взаимодействия.

Психологическое консультирование в образовательных организациях высшего образования связано с максимально широким спектром запросов обучающихся и призвано способствовать психологическому благополучию обучающихся, укреплению их психического здоровья, успешному освоению образовательных программ высшего образования, профессиональному становлению.

Студенческая молодежь имеет характерную специфику, сопряженную с новой ситуацией развития и возрастными особенностями, которая должна учитываться в психологическом консультировании в образовательной организации высшего образования. С одной стороны, юношеский возраст характеризуется открытостью к новому опыту, повышающей вероятность обращения за психологической помощью, что способствует эффективности работы вузовского психолога. Однако, с другой стороны, характеризуется множеством затруднений в связи с большим разнообразием стрессоров в разные периоды вузовского обучения, что выступает профессиональным вызовом специалисту вузовской психологической службы.

Будучи вовлеченными в решение академических задач, студенты испытывают дефицит времени для длительного психологического сопровождения; они не склонны к регулярным посещениям психолога. В связи с этим обстоятельством психологические службы вузов ориентированы на краткосрочную консультативную помощь и спокойно относятся к нерегулярной гибкой стратегии вмешательства. Краткосрочное консультирование является экономически более выгодным для образовательной организации высшего образования и более ориентировано на временные возможности студента. Как правило, наиболее результативными являются несколько основных видов психологического консультирования: традиционная краткосрочная терапия, короткий психологический контакт, сокращенная по времени терапия, нерегулярная терапия и периодическая терапия. Кроме того, в целях профилактики рецидивов кризисного состояния необходимо предусмотреть возможность организации постконсультативного сопровождения обучающихся.

Применение этих видов консультирования обусловлено спецификой штатного расписания психологической службы, возможностями межведомственного взаимодействия и сопряжено с типами запросов и частотой обращений студентов в психологическую службу вуза, которая характеризуется периодичностью как в течение академического года, так и на протяжении всего вузовского обучения <5>. Эта периодичность связана с проявлениями ненормативного поведения и характерна именно для обучающейся молодежи. Так, отмечается пиковое количество проявлений аутоагрессивного поведения на первых курсах вузов, большая подверженность таким проблемам юношей и неравномерность случаев ненормативного поведения в течение академического года, связанная с началом обучения и экзаменационными сессиями <6>. В подобных ситуациях возникает необходимость организации кризисного консультирования обучающихся и педагогических и/или административных работников, находящихся в кризисном состоянии.

--------------------------------

<5> Басюк В.С., Малых С.Б., Тихомирова Т.Н. Федеральная сеть психологических служб образовательных организаций высшего образования: концепция, приоритеты и ресурсы развития//Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27. N 6. С. 8 - 14.

<6> Розанов В.А., Лаская Д.А., Шаболтас А.В. Самоубийства студентов - что мы знаем, и чего мы не знаем (результаты анализа сообщений сетевых СМИ)//Суицидология. 2021. Т. 12. N 3 (44). С. 39 - 57.

Вместе с тем в психологические службы образовательных организаций высшего образования обращаются не только студенты, но и кураторы групп, преподаватели, специалисты по внеучебной и воспитательной работе. При таких запросах психолог сталкивается с широким кругом этических проблем, как относящихся непосредственно к учебно-воспитательному процессу, так и связанных с личностью самого сотрудника. Среди наиболее частых проблем - конфликты, ненормативное поведение студентов, связанное с агрессией и аддиктивным поведением. При работе с кураторами и сотрудниками общежитий психолог использует как индивидуальное, так и групповое консультирование, способствует развитию новых альтернативных способов взаимодействия преподавателя и студентов, которые постепенно становятся более предпочтительными для психологического благополучия всех участников образовательных отношений.

Преподаватели и представители руководства вузов реже обращаются с запросом на психологическое консультирование, но со сходной с кураторами проблематикой запросов - разрешение конфликтных ситуаций между всеми участниками образовательных отношений в вузе.