3.4. Психологическая профилактика и коррекция
Реализация задач развития психологического сопровождения высшего образования в контексте психологической профилактики и коррекции предусматривает три обобщенных составляющих такой работы:
- содействие адаптации обучающихся, прежде всего, младших курсов к условиям обучения в образовательной организации высшего образования, консультирование профессорско-преподавательского состава, научно-педагогических работников, кураторов по оказанию помощи обучающимся в адаптационный период;
- организация мероприятий по профилактике агрессивного и аутоагрессивного поведения обучающихся;
- оказание психологической поддержки обучающимся и работникам образовательной организации высшего образования, находящимся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания, сложных жизненных ситуациях, влияющих на образовательный процесс, в том числе в ситуациях, требующих экстренного реагирования.
При этом под психологической профилактикой подразумевается профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях.
Специалист психологической службы проводит коррекционную работу в случае, если в процессе психологической консультации или диагностики выявлены отклонения от функциональной нормы в поведении обучающегося. В данном направлении работы особенно значимым оказывается требование к компетенциям в области медицинской или клинической психологии, ориентация на междисциплинарный подход к выбору методов психокоррекции, в том числе из сфер педагогической, общей, клинической психологии, возрастной физиологии и нейронауки.
В коррекционной работе с обучающимися юношеского возраста наиболее результативными являются два направления. Первое направление представляет проведение комплекса индивидуализированных мероприятий по усилению регулирующих функций психики, развитию эмоционального самоконтроля, когнитивного планирования и прогнозирования, эмоциональной устойчивости в контексте вузовского обучения. Второе направление включает ценностно-смысловую, поведенческую психологическую коррекцию, суть которой во внесении определенных изменений в поведенческий репертуар.
В этой работе могут использоваться методы групповой психокоррекции, направленные на развитие коммуникативных и рефлексивных навыков студентов, которые способствуют успешной адаптации к новым образовательным условиям и дальнейшей позитивной социализации.
Нормативные правовые основания для осуществления психологической работы с феноменом профессионального эмоционального выгорания работников образовательной организации рассматриваются в плоскости психологического неблагополучия. Этот факт диктует необходимость усиления работы психологической службы вуза в части профилактики профессионального стресса работников образовательной организации, включая и специалистов психологической службы, направленной на сохранение, укрепление или восстановление психического здоровья педагогических и иных работников.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей