3.4. Психологическая профилактика и коррекция

3.4. Психологическая профилактика и коррекция.

Реализация задач развития психологического сопровождения высшего образования в контексте психологической профилактики и коррекции предусматривает три обобщенных составляющих такой работы:

- содействие адаптации обучающихся, прежде всего, младших курсов к условиям обучения в образовательной организации высшего образования, консультирование профессорско-преподавательского состава, научно-педагогических работников, кураторов по оказанию помощи обучающимся в адаптационный период;

- организация мероприятий по профилактике агрессивного и аутоагрессивного поведения обучающихся;

- оказание психологической поддержки обучающимся и работникам образовательной организации высшего образования, находящимся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания, сложных жизненных ситуациях, влияющих на образовательный процесс, в том числе в ситуациях, требующих экстренного реагирования.

При этом под психологической профилактикой подразумевается профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях.

Специалист психологической службы проводит коррекционную работу в случае, если в процессе психологической консультации или диагностики выявлены отклонения от функциональной нормы в поведении обучающегося. В данном направлении работы особенно значимым оказывается требование к компетенциям в области медицинской или клинической психологии, ориентация на междисциплинарный подход к выбору методов психокоррекции, в том числе из сфер педагогической, общей, клинической психологии, возрастной физиологии и нейронауки.

В коррекционной работе с обучающимися юношеского возраста наиболее результативными являются два направления. Первое направление представляет проведение комплекса индивидуализированных мероприятий по усилению регулирующих функций психики, развитию эмоционального самоконтроля, когнитивного планирования и прогнозирования, эмоциональной устойчивости в контексте вузовского обучения. Второе направление включает ценностно-смысловую, поведенческую психологическую коррекцию, суть которой во внесении определенных изменений в поведенческий репертуар.

В этой работе могут использоваться методы групповой психокоррекции, направленные на развитие коммуникативных и рефлексивных навыков студентов, которые способствуют успешной адаптации к новым образовательным условиям и дальнейшей позитивной социализации.

Нормативные правовые основания для осуществления психологической работы с феноменом профессионального эмоционального выгорания работников образовательной организации рассматриваются в плоскости психологического неблагополучия. Этот факт диктует необходимость усиления работы психологической службы вуза в части профилактики профессионального стресса работников образовательной организации, включая и специалистов психологической службы, направленной на сохранение, укрепление или восстановление психического здоровья педагогических и иных работников.