ВВЕДЕНИЕ

В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики Банк России ежегодно раскрывает цели и подходы к проведению денежно-кредитной политики, свой взгляд на текущее состояние экономики и прогнозы ее развития в среднесрочной перспективе.

Основная цель денежно-кредитной политики Банка России - обеспечение ценовой стабильности, то есть низкой и стабильной инфляции. Обеспечивая ценовую стабильность, Банк России создает условия для успешной перестройки экономики, начавшейся в 2022 году, и ее сбалансированного роста в дальнейшем. Низкая и стабильная инфляция при прочих равных условиях дает возможность компаниям и населению лучше планировать свою деятельность, способствует повышению доступности долгового и долевого финансирования. Это особенно важно в условиях ограничения внешнего финансирования. Низкая и стабильная инфляция означает, что доходы и сбережения граждан защищены от значимого и непредсказуемого обесценения. В условиях низкой и стабильной инфляции повышается привлекательность рубля в качестве валюты для международных расчетов и контрактов.

С 2015 года Банк России при реализации денежно-кредитной политики следует стратегии таргетирования инфляции. Проведенный в рамках Обзора денежно-кредитной политики Банка России анализ указывает на эффективность данной стратегии: она способствует увеличению общественного благосостояния и позволяет успешно проходить кризисные периоды. Исследования также показали, что текущие параметры денежно-кредитной политики в целом соответствуют складывающимся в экономике условиям. При этом есть пространство для возможной корректировки отдельных параметров денежно-кредитной политики в будущем.

Цель денежно-кредитной политики остается неизменной - поддержание годовой инфляции вблизи 4%. Цель по инфляции действует на постоянной основе. Выбор уровня цели по инфляции в 2015 году был обоснованным, что подтверждается результатами Обзора денежно-кредитной политики. При этом согласно исследованиям к концу 2021 года в российской экономике сложились предпосылки для снижения уровня цели по инфляции в будущем. Однако кардинальное изменение экономических условий в 2022 году потребовало дополнительной осторожности в принятии такого решения. Банк России оценит целесообразность и возможные сроки снижения уровня цели по инфляции после стабилизации инфляции вблизи 4% и снижения общей экономической неопределенности. В случае принятия Банком России решения о снижении цели по инфляции оно будет объявлено заблаговременно для минимизации издержек перехода к новому уровню цели.

Реализуя денежно-кредитную политику, Банк России воздействует на динамику цен с помощью ключевой ставки и сигнала о дальнейших решениях по ней. Это воздействие происходит через длинную цепочку взаимосвязей - трансмиссионный механизм. Изменение ключевой ставки и сигнал отражаются на динамике ставок по кредитам и депозитам, котировок ценных бумаг и курса рубля. Изменение данных показателей, в свою очередь, определяет решения экономических агентов о сбережении, потреблении, инвестировании. В результате формируется внутренний спрос в экономике, который влияет на динамику цен. Для того чтобы решения по денежно-кредитной политике через обозначенную цепочку взаимосвязей отразились на динамике цен, требуется время. Поэтому при принятии решений по денежно-кредитной политике Банк России опирается на макроэкономический прогноз. Он позволяет оценить, какие денежно-кредитные условия должны сложиться в экономике, чтобы обеспечить инфляцию вблизи 4%. Для разработки прогноза Банк России использует макроэкономические модели.

Банк России придерживается режима плавающего валютного курса. Плавающий курс сглаживает воздействие внешних факторов на экономику, обеспечивает ее подстройку под меняющуюся внешнюю среду. Центральный банк при этом способен проводить независимую от других стран денежно-кредитную политику. В настоящее время в условиях действия ограничений на движение капитала динамика курса рубля определяется в большей степени балансом спроса импортеров на иностранную валюту и предложения иностранной валюты со стороны экспортеров. По мере адаптации экономики к введенным внешним санкциям влияние потоков капитала на динамику курса увеличивается. Однако оно остается менее значительным, чем раньше. Меры по контролю за движением капитала являются мерами политики по поддержанию стабильности финансового сектора. Действующие в настоящее время ограничения носят преимущественно неэкономический и двусторонний характер.

Банк России стремится максимально полно и оперативно раскрывать информацию о проводимой денежно-кредитной политике. Это помогает формировать более предсказуемую среду для принятия решений. Исследования в рамках Обзора денежно-кредитной политики показали, что за годы таргетирования инфляции существенно возросла прозрачность проводимой Банком России денежно-кредитной политики, что способствовало росту доверия к ней. Коммуникация играла важную роль в стабилизации ситуации на финансовых рынках в кризисные периоды. В ближайшие годы Банк России планирует совершенствовать коммуникацию, увеличивая количество раскрываемой информации и повышая ее адресность.

В 2022 - 2023 годах происходила трансформация российской экономики. Она стала следствием введения рядом стран беспрецедентных по масштабу торговых и финансовых ограничений. При этом адаптация экономики к данным ограничениям происходила быстрее, чем ожидал Банк России в базовом сценарии ОНЕГДКП 2023 - 2025. Российская экономика показала значительную гибкость и способность в короткие сроки подстраиваться под масштабные изменения. Компании находили новых поставщиков и рынки сбыта, выстраивали новые логистические связи, налаживали расчеты. Развивались производства, ориентированные на внутренние рынки. Продолжался процесс импортозамещения.

К середине 2023 года восстановительная фаза роста экономики завершилась. Выпуск, ориентированный на внутренний спрос, в целом превысил докризисный уровень конца 2021 года. Помимо внешних санкций на импорт, дальнейшее расширение выпуска в экономике ограничивалось ситуацией на рынке труда. Дефицит рабочей силы усиливался, безработица находилась на исторически низком уровне. Дополнительным структурным ограничением на рынке труда выступала невысокая географическая и межотраслевая мобильность рабочей силы. При этом внутренний спрос уверенно увеличивался за счет расширения частного спроса при сохранении государственного спроса на высоком уровне и в ожидании дополнительного бюджетного стимула. Увеличение потребительской активности поддерживалось высокими темпами кредитования, ростом реальных заработных плат и адаптацией населения к новой структуре предложения на товарных рынках. Высокие прибыли компаний, позитивные деловые настроения, в том числе из-за бюджетных стимулов, поддерживали высокий инвестиционный спрос. Сильный внутренний спрос при ограничениях роста предложения оказывал давление на цены.

Высокий внутренний спрос также выражался в повышенном спросе на импорт. В условиях сокращения поступления валютной выручки из-за введенных санкций увеличение спроса на импорт стало одним из значимых факторов ослабления рубля. Перенос курсовой динамики в цены усиливался ростом инфляционных ожиданий населения и бизнеса.

В результате действия совокупности проинфляционных факторов показатели текущего, в том числе устойчивого, роста цен повышались. Чтобы вернуть экономику на траекторию сбалансированного роста, ограничить масштаб отклонения инфляции от цели в 2023 году и обеспечить ее возвращение к цели вблизи 4% в 2024 году, Банк России в июле - октябре 2023 года повышал ключевую ставку, в том числе на внеочередном заседании в августе. В совокупности ключевая ставка была повышена на 7,5 п.п., до 15% годовых.

В базовом сценарии Банк России предполагает, что геополитические условия значимо не изменятся и введенные ограничения сохранятся на прогнозном горизонте. Центральные банки стран с развитой экономикой, стремясь снизить инфляцию, будут проводить жесткую денежно-кредитную политику продолжительное время. Это приведет к замедлению роста мировой экономики, что будет ограничивать рост спроса на товары российского экспорта.

Трансформация российской экономики продолжится. При этом ее темпы роста будут более умеренными, чем в 2023 году, учитывая завершение фазы восстановительного роста. В 2026 году российская экономика вернется на траекторию сбалансированного роста в 1,5 - 2,5%. За пределами прогнозного горизонта рост российской экономики может ускориться за счет формирования новых производственных взаимосвязей, повышения квалификации, численности рабочей силы и эффективности использования капитала, ввода новых средств производства в эксплуатацию. Инфляция снизится до 4,0 - 4,5% в 2024 году и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем. Снижение инфляции к цели в 2024 году и ее дальнейшая стабилизация вблизи 4% потребуют проведения жесткой денежно-кредитной политики продолжительное время. По оценкам Банка России, в 2023 году ключевая ставка в среднем составит 9,9% годовых, в 2024 году будет находиться в диапазоне 12,5 - 14,5% годовых, в 2025 году - 7,0 - 9,0% годовых. В 2026 году ключевая ставка в среднем составит 6,0 - 7,0% годовых, что соответствует диапазону оценок Банка России долгосрочной нейтральной ставки.

Основные риски для российской экономики связаны с ухудшением геополитического фона и ситуации в мировой экономике в целом. С учетом этого Банк России рассматривает два альтернативных сценария. Сценарий "Усиление фрагментации" предполагает большее по сравнению с базовым сценарием увеличение фрагментации мировой экономики и санкционного давления на российскую экономику. Сценарий "Рисковый" дополнительно с этим учитывает возможное ухудшение ситуации в финансовом секторе, что может привести к глобальному финансовому кризису. Реализация рисков в обоих сценариях, по оценкам Банка России, приведет к более высокой инфляции в 2024 году и потребует проведения более жесткой денежно-кредитной политики по сравнению с базовым сценарием. Соответственно, инфляция вернется к цели позже, чем в базовом сценарии.

Важным фактором, который будет влиять на экономику в любом из сценариев в предстоящие годы, является бюджетная политика. Банк России учитывает планируемые меры бюджетной политики при подготовке макроэкономического прогноза и принятии решений по ключевой ставке. Ответственная и сбалансированная бюджетная политика с опорой на бюджетное правило является необходимым условием для сохранения макроэкономической стабильности. В случае дополнительного расширения бюджетного дефицита инфляционные риски могут вырасти, и для обеспечения инфляции вблизи 4% может потребоваться более жесткая денежно-кредитная политика. Если фактический бюджетный импульс будет меньше текущих оценок, то возвращение к нейтральной направленности денежно-кредитной политики будет происходить быстрее.

При любых сценариях развития событий как в российской, так и в мировой экономике Банк России продолжит проводить денежно-кредитную политику исходя из своей основной функции, закрепленной в Конституции Российской Федерации: защита и обеспечение устойчивости рубля. В соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" эта функция реализуется посредством поддержания ценовой стабильности. Ценовая стабильность является необходимым условием трансформации и развития экономики, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста.

Публикуемый документ имеет следующую структуру.

В разделе 1 раскрываются цель и принципы денежно-кредитной политики Банка России, а также ее взаимодействие с другими видами государственной политики. В раздел включены три врезки: об итогах Обзора денежно-кредитной политики Банка России, о формате цели по инфляции Банка России, о нейтральной процентной ставке.

Раздел 2 содержит ретроспективный взгляд на денежно-кредитную политику Банка России с конца 2022 года по настоящее время. В раздел включена врезка об использовании результатов мониторинга предприятий для целей денежно-кредитной политики.

В разделе 3 рассматриваются базовый и альтернативные прогнозные сценарии Банка России. Раздел дополнен врезками о влиянии бюджетной политики на экономику, о совершенствовании модельного аппарата и о равновесном состоянии экономики.

Раздел 4 традиционно содержит описание операционной процедуры денежно-кредитной политики Банка России: операционной цели и системы инструментов, факторов формирования и прогноза ликвидности банковского сектора. В раздел включена врезка о трансформации механизмов предоставления ликвидности.

В документ также включены приложения и врезки, посвященные как теоретическим аспектам денежно-кредитной политики с учетом российской специфики, так и наиболее актуальным экономическим вопросам.