Врезка 8. Трансформация механизмов предоставления ликвидности

ВРЕЗКА 8.

ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛИКВИДНОСТИ

Банк России с 16 октября 2023 года трансформирует стандартный механизм предоставления ликвидности <1> в основной и дополнительный механизмы (ОМ и ДМ). Задачи операций, проводимых в рамках ОМ и ДМ, будут различаться, как и их основные параметры - ставки, обеспечение, сроки предоставления средств. При этом подходы Банка России к управлению ликвидностью банковского сектора и возможность банков привлекать рефинансирование в Банке России не изменятся. Критерий доступа кредитных организаций к операциям Банка России - наличие кредитного рейтинга не ниже установленного - также останется неизменным и будет единым для ОМ и ДМ.

--------------------------------

<1> Стандартный механизм направлен на достижение операционной цели денежно-кредитной политики, включает проводимые операции репо в рублях и предоставляемые в соответствии с условиями обеспеченные кредиты, отличается от специализированных механизмов рефинансирования, направленных на поддержание кредитования отдельных отраслей, сегментов, секторов экономики.

Задача операций ОМ - обеспечить достижение операционной цели денежно-кредитной политики, то есть обеспечить формирование ставок денежного рынка вблизи ключевой ставки. С помощью аукционов по предоставлению ликвидности Банк России продолжит регулировать общий объем ликвидности в банковском секторе. Однодневные операции постоянного действия, как и ранее, будут ограничивать волатильность ставок денежного рынка, формируя верхнюю границу процентного коридора. Внутридневной кредит (ВДК) Банка России также отнесен к ОМ.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЕРАЦИЙ ОМ И ДМ

Табл. В-8-1

Механизм

Назначение

Операции

Срок

Ставка

Обеспечение

Основной механизм (ОМ)

Управление совокупным объемом ликвидности банковского сектора и достижение операционной цели денежно-кредитной политики

Аукционы

Репо

1 - 6 дней

Минимальная: КС (фиксированная)

Ценные бумаги, входящие в ЛС и принимаемые по операциям ОМ

1 неделя

Минимальная: КС (фиксированная)

Ценные бумаги, входящие в ЛС и принимаемые по операциям ОМ

1 месяц

Минимальная: КС + 0,1 п.п. (плавающая)

ОФЗ, субфедеральные и муниципальные облигации

1 год

Минимальная: КС + 0,25 п.п. (плавающая)

ОФЗ, субфедеральные и муниципальные облигации

Кредиты под нерыночные активы

3 месяца

Минимальная: КС + 0,25 п.п. (плавающая)

Права требования по кредитным договорам, принимаемые по операциям ОМ

Операции постоянного действия

Репо

1 день

КС + 1 п.п. (фиксированная)

Ценные бумаги, входящие в ЛС и принимаемые по операциям ОМ

ВДК/кредиты овернайт

1 день

Нет/КС + 1 п.п. (фиксированная)

Ценные бумаги, входящие в ЛС и принимаемые по операциям ОМ и ДМ, и права требования по кредитным договорам, принимаемые по операциям ОМ и ДМ

Ломбардные кредиты/кредиты под нерыночные активы

1 - 30 дней

КС + 1 п.п. (плавающая)

Ценные бумаги, входящие в ЛС и принимаемые по операциям ОМ, и права требования по кредитным договорам, принимаемые по операциям ОМ

Дополнительный механизм (ДМ)

Реализация Банком России функции "кредитора последней инстанции" - предоставление ликвидности отдельным КО, столкнувшимся с временной ее нехваткой

Операции постоянного действия

Репо

1 - 180 дней

КС + 1,75 п.п. (плавающая)

Ценные бумаги, входящие в ЛС и принимаемые по операциям ДМ

Кредиты под нерыночные активы

1 - 180 дней

КС + 1,75 п.п. (плавающая)

Права требования по кредитным договорам, принимаемые по операциям ДМ

Банки также смогут использовать и операции в рамках ДМ. С учетом более высокой стоимости привлечения средств банки будут склонны обращаться к ДМ в случае отсутствия возможности привлечения необходимого объема средств на денежном рынке или через ОМ. ДМ заменит механизм экстренного предоставления ликвидности (МЭПЛ). При этом, в отличие от МЭПЛ, операции ДМ будут доступны постоянно: кредитным организациям для обращения к ним не нужно будет соответствовать дополнительным критериям, сдавать специальную отчетность, объяснять необходимость привлечения средств.

Банк России также разделит все обеспечение по операциям предоставления ликвидности на две группы: ОМ и ДМ. В обе группы войдет как рыночное, так и нерыночное обеспечение. К группе ОМ будут относиться ценные бумаги и права требования по кредитным договорам с наиболее высоким кредитным качеством. Все остальные ценные бумаги и нерыночные активы (НРА) будут относиться к группе ДМ. С учетом особой роли ВДК в проведении банками платежей обеспечением для ВДК станут активы, относящиеся как к группе ОМ, так и к группе ДМ.

После перехода к ОМ/ДМ Банк России сохранит контрциклический подход к обеспечению. При этом Банк России не планирует существенно менять требования к ценным бумагам и нерыночным активам для их включения в общий пул обеспечения (ОМ + ДМ). Контрциклический подход будет влиять на распределение активов между ОМ и ДМ. Если в банковском секторе сформировался или ожидается в будущем структурный дефицит ликвидности, Банк России будет переносить обеспечение из ДМ в ОМ. Если же, наоборот, в банковском секторе формируется профицит ликвидности, Банк России сможет ужесточать требования к обеспечению ОМ, перенося его часть в ДМ.

ПРИНИМАЕМЫЕ В ОБЕСПЕЧЕНИЕ АКТИВЫ ПО ОПЕРАЦИЯМ ОМ И ДМ

Табл. В-8-2

ОМ

ДМ <*>

Активы - операции

Ценные бумаги - по репо и кредитам, нерыночные активы - по кредитам

Ценные бумаги - по репо, нерыночные активы - по кредитам

Ценные бумаги, включенные в Ломбардный список Банка России

00000031.wmz Облигации, выпущенные от имени Российской Федерации <**>

00000032.wmz Облигации Банка России

00000033.wmz Корпоративные <***>, субфедеральные и муниципальные облигации, при условии, что:

- у выпуска/эмитента облигаций есть не менее двух кредитных рейтингов от кредитных рейтинговых агентств <****>

- все имеющиеся кредитные рейтинги должны быть не ниже "AA-" <*****>

00000034.wmz Облигации, не включенные в ОМ, при условии, что:

- у выпуска/эмитента облигаций есть хотя бы один кредитный рейтинг от кредитных рейтинговых агентств

- все имеющиеся кредитные рейтинги должны быть

не ниже "A-" <******>

00000035.wmz Облигации с ипотечным покрытием, обеспеченные солидарным поручительством АО "ДОМ.РФ"

00000036.wmz Облигации, обеспеченные государственными гарантиями Российской Федерации

Нерыночные активы - права требования по кредитным договорам

00000037.wmz Нерыночные активы, при условии, что:

- у обязанного лица есть не менее двух кредитных рейтингов от кредитных рейтинговых агентств

- все имеющиеся кредитные рейтинги должны быть

не ниже "AA-"

00000038.wmz Нерыночные активы, не соответствующие требованиям ОМ, при условии, что:

- у обязанного лица есть хотя бы один кредитный рейтинг от кредитных рейтинговых агентств

- все имеющиеся кредитные рейтинги должны быть не ниже "A-"

00000039.wmz Нерыночные активы, обязанными лицами по которым являются юридические лица, у которых нет кредитных рейтингов, с оценкой кредитного риска по методике Банка России на уровне, соответствующем кредитному рейтингу не ниже "A-"

00000040.wmz Нерыночные активы, по которым обязанным лицом является Российская Федерация

--------------------------------

<*> Принимаемые по операциям ДМ активы могут также использоваться по ВДК и кредитам овернайт, относящимся к ОМ.

<**> Облигации, выпущенные от имени Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте, централизованный учет прав на которые осуществляют иностранные депозитарии, могут использоваться в качестве обеспечения только в операциях кредитования Банка России.

<***> В обеспечение по операциям ОМ/ДМ не принимаются корпоративные еврооблигации, а также облигации кредитных организаций (кроме выпущенных кредитными организациями облигаций с ипотечным покрытием), облигации страховых организаций, облигации международных финансовых организаций.

<****> Здесь и далее - кредитные рейтинговые агентства АКРА (АО), АО "Эксперт РА", ООО "НКР" и ООО "НРА".

<*****> Здесь и далее - "AA-(RU)"/"ruAA-"/"AA-.ru"/"AA-/ru/" по классификации АКРА (АО)/АО "Эксперт РА"/ООО "НКР"/ООО "НРА" (в части кредитных рейтингов, одобренных для формирования обеспечения по ОМ и ДМ).

<******> Здесь и далее - "A-(RU)"/"ruA-"/"A-.ru"/"A-|ru|" по классификации АКРА (АО)/АО "Эксперт РА"/ООО "НКР"/ООО "НРА" (в части кредитных рейтингов, одобренных для формирования обеспечения по ОМ и ДМ).

После перехода к новым механизмам общий объем доступного обеспечения у банков практически не изменится. Если бы Банк России перешел на ОМ/ДМ с начала 2023 года, совокупный объем обеспечения у банков составил бы более 20 трлн рублей. При этом около 60% этого обеспечения пришлось бы на ОМ, остальное - на ДМ. В части ценных бумаг, имеющихся у банков и включенных в Ломбардный список Банка России, по операциям ОМ будет приниматься почти 90% объема рыночного обеспечения.

Стоимость привлечения ликвидности в Банке России в связи с переходом на новый механизм ОМ/ДМ в целом не изменится. Минимальные ставки на аукционах репо останутся прежними. Ставка по операциям постоянного действия ОМ также будет равна ключевой ставке, увеличенной на 1 п.п., а ставка по операциям ДМ - ключевой ставке, увеличенной на 1,75 процентного пункта. Разница в стоимости привлечения средств между операциями постоянного действия ОМ и операциями ДМ отражает разницу в доходностях соответствующих активов. Кроме того, в банковском секторе в ближайшие годы сохранится структурный профицит ликвидности, и основными операциями Банка России по-прежнему будут депозитные аукционы. Обеспечения ОМ в целом достаточно, чтобы полностью покрыть потребность банков в привлечении ликвидности. Ситуации, когда у кредитных организаций будет недостаточно обеспечения ОМ и им придется прибегать к ДМ, будут иметь разовый характер.

Переход на ОМ/ДМ сделает систему инструментов предоставления ликвидности более гибкой и эффективной. Особенностью российского банковского сектора являются масштабные перетоки ликвидности. Под действием автономных факторов формирования ликвидности потребность кредитных организаций в рефинансировании может резко меняться <2>. При этом обеспечение, которым располагают российские кредитные организации, достаточно разнородное как по типу (ценные бумаги и кредитные требования), так и по кредитному качеству. Поэтому после трансформации Банку России важно сохранить возможность в короткие сроки предоставить банкам большой объем ликвидности под широкий перечень обеспечения. В то же время в ситуации, когда потребность банков в ликвидности невелика, Банк России стремится предоставлять ее под обеспечение наиболее качественных активов. Переход на ОМ/ДМ позволяет Банку России достичь баланса между этими целями.

--------------------------------

<2> Так, с 24.02.2022 по 02.03.2022 Банк России предоставил кредитным организациям с помощью возвратных операций около 8,5 трлн рублей.