Врезка 8. Трансформация механизмов предоставления ликвидности
Банк России с 16 октября 2023 года трансформирует стандартный механизм предоставления ликвидности <1> в основной и дополнительный механизмы (ОМ и ДМ). Задачи операций, проводимых в рамках ОМ и ДМ, будут различаться, как и их основные параметры - ставки, обеспечение, сроки предоставления средств. При этом подходы Банка России к управлению ликвидностью банковского сектора и возможность банков привлекать рефинансирование в Банке России не изменятся. Критерий доступа кредитных организаций к операциям Банка России - наличие кредитного рейтинга не ниже установленного - также останется неизменным и будет единым для ОМ и ДМ.
--------------------------------
<1> Стандартный механизм направлен на достижение операционной цели денежно-кредитной политики, включает проводимые операции репо в рублях и предоставляемые в соответствии с условиями обеспеченные кредиты, отличается от специализированных механизмов рефинансирования, направленных на поддержание кредитования отдельных отраслей, сегментов, секторов экономики.
Задача операций ОМ - обеспечить достижение операционной цели денежно-кредитной политики, то есть обеспечить формирование ставок денежного рынка вблизи ключевой ставки. С помощью аукционов по предоставлению ликвидности Банк России продолжит регулировать общий объем ликвидности в банковском секторе. Однодневные операции постоянного действия, как и ранее, будут ограничивать волатильность ставок денежного рынка, формируя верхнюю границу процентного коридора. Внутридневной кредит (ВДК) Банка России также отнесен к ОМ.
Банки также смогут использовать и операции в рамках ДМ. С учетом более высокой стоимости привлечения средств банки будут склонны обращаться к ДМ в случае отсутствия возможности привлечения необходимого объема средств на денежном рынке или через ОМ. ДМ заменит механизм экстренного предоставления ликвидности (МЭПЛ). При этом, в отличие от МЭПЛ, операции ДМ будут доступны постоянно: кредитным организациям для обращения к ним не нужно будет соответствовать дополнительным критериям, сдавать специальную отчетность, объяснять необходимость привлечения средств.
Банк России также разделит все обеспечение по операциям предоставления ликвидности на две группы: ОМ и ДМ. В обе группы войдет как рыночное, так и нерыночное обеспечение. К группе ОМ будут относиться ценные бумаги и права требования по кредитным договорам с наиболее высоким кредитным качеством. Все остальные ценные бумаги и нерыночные активы (НРА) будут относиться к группе ДМ. С учетом особой роли ВДК в проведении банками платежей обеспечением для ВДК станут активы, относящиеся как к группе ОМ, так и к группе ДМ.
После перехода к ОМ/ДМ Банк России сохранит контрциклический подход к обеспечению. При этом Банк России не планирует существенно менять требования к ценным бумагам и нерыночным активам для их включения в общий пул обеспечения (ОМ + ДМ). Контрциклический подход будет влиять на распределение активов между ОМ и ДМ. Если в банковском секторе сформировался или ожидается в будущем структурный дефицит ликвидности, Банк России будет переносить обеспечение из ДМ в ОМ. Если же, наоборот, в банковском секторе формируется профицит ликвидности, Банк России сможет ужесточать требования к обеспечению ОМ, перенося его часть в ДМ.
ДМ <*> |
||
Ценные бумаги - по репо и кредитам, нерыночные активы - по кредитам |
||
Облигации, выпущенные от имени Российской Федерации <**> Облигации Банка России Корпоративные <***>, субфедеральные и муниципальные облигации, при условии, что: - у выпуска/эмитента облигаций есть не менее двух кредитных рейтингов от кредитных рейтинговых агентств <****> - все имеющиеся кредитные рейтинги должны быть не ниже "AA-" <*****> |
Облигации, не включенные в ОМ, при условии, что: - у выпуска/эмитента облигаций есть хотя бы один кредитный рейтинг от кредитных рейтинговых агентств - все имеющиеся кредитные рейтинги должны быть не ниже "A-" <******> Облигации с ипотечным покрытием, обеспеченные солидарным поручительством АО "ДОМ.РФ" Облигации, обеспеченные государственными гарантиями Российской Федерации |
|
Нерыночные активы, при условии, что: - у обязанного лица есть не менее двух кредитных рейтингов от кредитных рейтинговых агентств - все имеющиеся кредитные рейтинги должны быть не ниже "AA-" |
Нерыночные активы, не соответствующие требованиям ОМ, при условии, что: - у обязанного лица есть хотя бы один кредитный рейтинг от кредитных рейтинговых агентств - все имеющиеся кредитные рейтинги должны быть не ниже "A-" Нерыночные активы, обязанными лицами по которым являются юридические лица, у которых нет кредитных рейтингов, с оценкой кредитного риска по методике Банка России на уровне, соответствующем кредитному рейтингу не ниже "A-" Нерыночные активы, по которым обязанным лицом является Российская Федерация |
--------------------------------
<*> Принимаемые по операциям ДМ активы могут также использоваться по ВДК и кредитам овернайт, относящимся к ОМ.
<**> Облигации, выпущенные от имени Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте, централизованный учет прав на которые осуществляют иностранные депозитарии, могут использоваться в качестве обеспечения только в операциях кредитования Банка России.
<***> В обеспечение по операциям ОМ/ДМ не принимаются корпоративные еврооблигации, а также облигации кредитных организаций (кроме выпущенных кредитными организациями облигаций с ипотечным покрытием), облигации страховых организаций, облигации международных финансовых организаций.
<****> Здесь и далее - кредитные рейтинговые агентства АКРА (АО), АО "Эксперт РА", ООО "НКР" и ООО "НРА".
<*****> Здесь и далее - "AA-(RU)"/"ruAA-"/"AA-.ru"/"AA-/ru/" по классификации АКРА (АО)/АО "Эксперт РА"/ООО "НКР"/ООО "НРА" (в части кредитных рейтингов, одобренных для формирования обеспечения по ОМ и ДМ).
<******> Здесь и далее - "A-(RU)"/"ruA-"/"A-.ru"/"A-|ru|" по классификации АКРА (АО)/АО "Эксперт РА"/ООО "НКР"/ООО "НРА" (в части кредитных рейтингов, одобренных для формирования обеспечения по ОМ и ДМ).
После перехода к новым механизмам общий объем доступного обеспечения у банков практически не изменится. Если бы Банк России перешел на ОМ/ДМ с начала 2023 года, совокупный объем обеспечения у банков составил бы более 20 трлн рублей. При этом около 60% этого обеспечения пришлось бы на ОМ, остальное - на ДМ. В части ценных бумаг, имеющихся у банков и включенных в Ломбардный список Банка России, по операциям ОМ будет приниматься почти 90% объема рыночного обеспечения.
Стоимость привлечения ликвидности в Банке России в связи с переходом на новый механизм ОМ/ДМ в целом не изменится. Минимальные ставки на аукционах репо останутся прежними. Ставка по операциям постоянного действия ОМ также будет равна ключевой ставке, увеличенной на 1 п.п., а ставка по операциям ДМ - ключевой ставке, увеличенной на 1,75 процентного пункта. Разница в стоимости привлечения средств между операциями постоянного действия ОМ и операциями ДМ отражает разницу в доходностях соответствующих активов. Кроме того, в банковском секторе в ближайшие годы сохранится структурный профицит ликвидности, и основными операциями Банка России по-прежнему будут депозитные аукционы. Обеспечения ОМ в целом достаточно, чтобы полностью покрыть потребность банков в привлечении ликвидности. Ситуации, когда у кредитных организаций будет недостаточно обеспечения ОМ и им придется прибегать к ДМ, будут иметь разовый характер.
Переход на ОМ/ДМ сделает систему инструментов предоставления ликвидности более гибкой и эффективной. Особенностью российского банковского сектора являются масштабные перетоки ликвидности. Под действием автономных факторов формирования ликвидности потребность кредитных организаций в рефинансировании может резко меняться <2>. При этом обеспечение, которым располагают российские кредитные организации, достаточно разнородное как по типу (ценные бумаги и кредитные требования), так и по кредитному качеству. Поэтому после трансформации Банку России важно сохранить возможность в короткие сроки предоставить банкам большой объем ликвидности под широкий перечень обеспечения. В то же время в ситуации, когда потребность банков в ликвидности невелика, Банк России стремится предоставлять ее под обеспечение наиболее качественных активов. Переход на ОМ/ДМ позволяет Банку России достичь баланса между этими целями.
--------------------------------
<2> Так, с 24.02.2022 по 02.03.2022 Банк России предоставил кредитным организациям с помощью возвратных операций около 8,5 трлн рублей.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей