II. Методика расчета трудоемкости строительства судна и информация о проектах судов, данные о фактической трудоемкости строительства которых использованы при разработке настоящих нормативов

II. Методика расчета трудоемкости строительства судна

и информация о проектах судов, данные о фактической

трудоемкости строительства которых использованы

при разработке настоящих нормативов

5. При отсутствии расчета нагрузки масс судна расчет проектной трудоемкости строительства серийно освоенного судна (Т0) выполняется по формуле:

Т0 = D0 * t0,

где:

D0 - водоизмещение судна порожнем без жидких грузов и балласта, тонн;

t0 - нормативное значение удельной трудоемкости строительства судна, определяемое в соответствии с приложениями N 9 - 15 к настоящим нормативам (далее - таблица нормативных значений удельной трудоемкости) по типу судна, проектная трудоемкость строительства которого рассчитывается, человеко-часов на тонну (далее - чел. ч/т).

При отсутствии расчета нагрузки масс судна трудоемкость по видам работ определяется в соответствии с распределением трудоемкости строительства судна по видам работ, выполняемых при строительстве судна, приведенным в приложении N 1 к настоящим нормативам.

6. При наличии расчета нагрузки масс судна расчет проектной трудоемкости строительства серийно освоенного судна выполняется по видам работ в соответствии с алгоритмом, указанным в пунктах 7 - 12 настоящих нормативов.

7. Проектная трудоемкость строительства судна по видам работ определяется в следующей последовательности:

а) выполняется расчет трудоемкости обработки деталей корпуса судна (Ток) по формуле:

Ток = tок * mк,

где:

tок - нормативное значение удельной трудоемкости обработки деталей корпуса судна, определяемое по таблице нормативных значений удельной трудоемкости, чел. ч/т;

mк - масса корпуса судна, определяемая на основе расчета нагрузки масс судна в соответствии с перечнем конструкций, оборудования, механизмов, массы которых учитываются при определении трудоемкости строительства судна по видам работ, приведенным в приложении N 2 к настоящим нормативам, т;

б) выполняется расчет трудоемкости предварительной сборки конструкций корпуса судна (Тпс) по формуле:

Тпс = tпс * mк,

где:

tпс - нормативное значение удельной трудоемкости предварительной сборки конструкций корпуса судна, определяемое по таблице нормативных значений удельной трудоемкости, чел. ч/т;

mк - масса корпуса судна, определяемая на основе расчета нагрузки масс судна в соответствии с перечнем конструкций, оборудования, механизмов, массы которых учитываются при определении трудоемкости строительства судна по видам работ, приведенным в приложении N 2 к настоящим нормативам, т;

в) выполняется расчет трудоемкости формирования корпуса судна (Тфк) по формуле:

Тфк = tфк * mк,

где:

tфк - нормативное значение удельной трудоемкости формирования корпуса судна, определяемое по таблице нормативных значений удельной трудоемкости, чел. ч/т;

mк - масса корпуса судна, определяемая на основе расчета нагрузки масс судна в соответствии с перечнем конструкций, оборудования, механизмов, массы которых учитываются при определении трудоемкости строительства судна по видам работ, приведенным в приложении N 2 к настоящим нормативам, т;

г) выполняется расчет трудоемкости трубомонтажных работ (Ттр) по формуле:

Ттр = tтр * mтр,

где:

tтр - нормативное значение удельной трудоемкости трубомонтажных работ, определяемое по таблице нормативных значений удельной трудоемкости, чел. ч/т;

mтр - масса систем судна, определяемая на основе расчета нагрузки масс судна в соответствии с перечнем конструкций, оборудования, механизмов, массы которых учитываются при определении трудоемкости строительства судна по видам работ, приведенным в приложении N 2 к настоящим нормативам, т;

д) выполняется расчет трудоемкости механомонтажных работ (Тмех) по формуле:

Тмех = tмех * mмех,

где:

tмех - нормативное значение удельной трудоемкости механомонтажных работ, определяемое по таблице нормативных значений удельной трудоемкости, чел. ч/т;

mмех - масса механизмов и оборудования судна, определяемая на основе расчета нагрузки масс судна в соответствии с перечнем конструкций, оборудования, механизмов, массы которых учитываются при определении трудоемкости строительства судна по видам работ, приведенным в приложении N 2 к настоящим нормативам, т;

е) выполняется расчет трудоемкости достроечных работ (Тдр) по формуле:

Тдр = tдр * D0,

где:

D0 - водоизмещение судна порожнем без жидких грузов и балласта, тонн;

tдр - нормативное значение удельной трудоемкости достроечных работ, определяемое по таблице нормативных значений удельной трудоемкости, чел. ч/т;

ж) выполняется расчет трудоемкости испытаний судна (Ти) по формуле:

Ти = tи * D0,

где:

D0 - водоизмещение судна порожнем без жидких грузов и балласта, тонн;

tи - нормативное значение удельной трудоемкости испытаний судна, определяемое по таблице нормативных значений удельной трудоемкости, чел. ч/т;

з) при расчете трудоемкости строительства атомного ледокола, судна атомно-технологического обслуживания дополнительно к видам работ, указанным в подпунктах "а" - "ж" настоящего пункта, выполняется расчет трудоемкости изготовления и монтажа конструкций и систем биологической защиты (Тбз) по формуле:

Тбз = tбз * mбз,

где:

tбз - нормативное значение удельной трудоемкости изготовления и монтажа конструкций и систем биологической защиты, чел. ч/т;

mбз - масса конструкций и систем биологической защиты, определяемая на основе расчета нагрузки масс судна в соответствии с перечнем конструкций, оборудования, механизмов, массы которых учитываются при определении трудоемкости строительства судна по видам работ, приведенным в приложении N 2 к настоящим нормативам, т;

и) при расчете трудоемкости строительства судна на подводных крыльях дополнительно к видам работ, указанным в подпунктах "а" - "ж" настоящего пункта, выполняется расчет трудоемкости изготовления и монтажа крыльевого устройства (Тку) по формуле:

Тку = tку * mку,

где:

tку - нормативное значение удельной трудоемкости изготовления и монтажа рыльевого устройства, определяемое по таблице нормативных значений удельной трудоемкости, чел. ч/т;

mку - масса конструкций и систем крыльевого устройства, определяемая на основе расчета нагрузки масс судна в соответствии с перечнем конструкций, оборудования, механизмов, массы которых учитываются при определении трудоемкости строительства судна по видам работ, приведенным в приложении N 2 к настоящим нормативам, т;

к) при расчете трудоемкости строительства крана плавучего дополнительно к видам работ, указанным в подпунктах "а" - "ж" настоящего пункта, выполняется расчет трудоемкости монтажа верхнего строения крана плавучего (Твс) по формуле:

Твс = tвс * mвс,

где:

tвс - нормативное значение удельной трудоемкости монтажа верхнего строения крана плавучего, определяемое по таблице нормативных значений удельной трудоемкости, чел. ч/т;

mвс - масса конструкций и оборудования верхнего строения крана плавучего, принимаемая в соответствии с конструкторской документацией верхнего строения крана плавучего, т;

л) при расчете трудоемкости строительства композитного плавучего дока дополнительно к видам работ, указанным в подпунктах "а" - "ж" настоящего пункта, выполняется расчет трудоемкости изготовления железобетонного корпуса по формуле:

Тжб = tжб * mжб,

где:

tжб - нормативное значение удельной трудоемкости изготовления железобетонного корпуса, определяемое по таблице нормативных значений удельной трудоемкости, чел. ч/т;

mжб - масса железобетонного корпуса, определяемая на основе расчета нагрузки масс композитного плавучего дока в соответствии с перечнем конструкций, оборудования, механизмов, массы которых учитываются при определении трудоемкости строительства судна по видам работ, приведенным в приложении N 2 к настоящим нормативам, т.

Определение трудоемкости строительства судна по видам механомонтажных и достроечных работ при планировании производства в организации - строителе судна осуществляется с учетом распределения трудоемкости механомонтажных и достроечных работ по видам механомонтажных и достроечных работ, приведенного в приложении N 3 к настоящим нормативам.

Величина трудоемкости строительства судна по видам работ, определенная в соответствии с подпунктами "а" - "л" настоящего пункта, не учитывает трудоемкость электромонтажных работ, изоляционных работ, работ по монтажу приборов теплоконтроля, автоматики, а также работ, выполняемых организациями, осуществляющими поставку оборудования для судна, его монтаж на судне, подключение и пусконаладку.

Трудоемкость изоляционных работ рассчитывается отдельно с учетом распределения трудоемкости механомонтажных и достроечных работ по видам механомонтажных и достроечных работ, приведенного в приложении N 3 к настоящим нормативам. При выполнении изоляционных работ организацией - строителем судна трудоемкость достроечных работ, определенная в соответствии с подпунктом "е" настоящего пункта, увеличивается на величину трудоемкости изоляционных работ.

8. В случае если судно, расчет проектной трудоемкости строительства которого выполняется, имеет конструктивные отличия от судов, данные о фактической трудоемкости строительства которых использованы при разработке настоящих нормативов (далее - суда-прототипы), или предполагается к строительству в организационно-технических условиях, отличающихся от организационно-технических условий строительства судов-прототипов, при расчете трудоемкости по видам работ применяются поправочные коэффициенты для учета конструктивных особенностей судна и организационно-технических условий строительства судна, приведенные в приложении N 4 к настоящим нормативам.

Поправочные коэффициенты применяются только к массам материалов, конструкций, механизмов и оборудования, отличающихся от применяемых на судах-прототипах, или к объему работ, выполняемых в организационно-технических условиях, отличающихся от организационно-технических условий выполнения таких работ при строительстве судов-прототипов, а выбор нормативного значения удельной трудоемкости осуществляется по величине полной массы конструкций, систем или оборудования по этому виду работ, определяемой на основе расчета нагрузки масс судна в соответствии с перечнем конструкций, оборудования, механизмов, массы которых учитываются при определении трудоемкости строительства судна по видам работ, приведенным в приложении N 2 к настоящим нормативам.

В случае если судно-прототип имеет конструктивные особенности или особенности строительства, для учета которых в приложении N 4 к настоящим нормативам предусмотрен повышающий (>= 1) поправочный коэффициент, а судно, трудоемкость строительства которого рассчитывается, не имеет таких особенностей или планируется к строительству в организационно-технических условиях, учитываемых меньшим значением этого поправочного коэффициента, выполняется пересчет поправочного коэффициента (К) по формуле:

К = К1 / К2,

где:

К1 - значение поправочного коэффициента для учета конструктивных особенностей или организационно-технических условий строительства судна, проектная трудоемкость строительства которого рассчитывается, приведенное в приложении N 4 к настоящим нормативам;

К2 - значение поправочного коэффициента для учета конструктивных особенностей, условий строительства судна-прототипа, определенное в соответствии с приложением N 4 к настоящим нормативам, на основе информации о судах-прототипах, указанной в пункте 18 настоящих нормативов.

9. Трудоемкость изготовления изделий МСЧ (ТМСЧ), определяется по формуле:

00000001.wmz,

где:

n - количество видов работ, трудоемкость которых определена в соответствии с пунктом 7 настоящих нормативов;

i - порядковый номер вида работ, i = 1, ..., n;

Тi - трудоемкость i-го вида работ, определенная в соответствии с пунктами 7 и 8 настоящих нормативов, чел. ч;

tМСЧ - удельная трудоемкость изготовления изделий МСЧ, определяемая исходя из возможностей организации-строителя по выпуску изделий МСЧ в пределах диапазона средних удельных значений трудоемкости работ по изготовлению изделий МСЧ в зависимости от типа судна, в соответствии с распределением трудоемкости строительства судна по видам работ, выполняемым при строительстве судна, приведенным в приложении N 1 к настоящим нормативам, в процентах.

10. Проектная трудоемкость строительства серийно освоенного судна без учета трудоемкости укладки твердого балласта (То) определяется по формуле:

00000002.wmz,

где:

m - количество видов работ, трудоемкость которых определена в соответствии с пунктами 7 и 9 настоящих нормативов;

i - порядковый номер вида работ, i = 1, ..., m;

Тi - трудоемкость i-го вида работ, определенная в соответствии с пунктами 7 - 9 настоящих нормативов, чел. ч.

11. Нормативные значения удельной трудоемкости строительства судов, приведенные в настоящих нормативах, соответствуют техническому уровню производства, технологии и организации строительства судов, достигнутому организациями - строителями судов к году утверждения настоящих нормативов.

Снижение трудоемкости строительства судов за счет совершенствования организации производства и внедрения прогрессивных технологических процессов, обеспечивающих рост производительности труда, учитывается путем применения к величине проектной трудоемкости строительства серийно освоенного судна, определенной в соответствии с пунктом 5 или 10 настоящих нормативов, поправочного коэффициента КТ.

Значения поправочного коэффициента КТ приведены в приложении N 5 к настоящим нормативам.

Если год сдачи серийно освоенного судна не определен, значение поправочного коэффициента КТ при расчете проектной трудоемкости строительства серийно освоенного судна устанавливается по году сдачи головного судна.

В случае если сдача судна планируется позже 2033 года, до утверждения новых нормативов трудоемкости применяется значение КТ, соответствующее 2033 году.

Поправочным коэффициентом КТ не учитывается влияние на трудоемкость строительства судов мероприятий, проводимых организациями - строителями судов по техническому перевооружению и реконструкции, изменяющих организационно-технические условия строительства судов, учитываемые поправочными коэффициентами, указанными в таблице 1 приложения N 4 к настоящим нормативам.

12. Влияние количества судов одного проекта, сдаваемых в течение года в организации - строителе судна (далее - годовой выпуск судов), на изменение трудоемкости строительства судна учитывается путем применения к величине проектной трудоемкости строительства серийно освоенного судна, определенной в соответствии с пунктом 11 настоящих нормативов, поправочного коэффициента КN. Значения поправочного коэффициента КN, учитывающего годовой выпуск судов, приведены в приложении N 6 к настоящим нормативам.

Для расчета проектной трудоемкости строительства плавучих доков и атомных ледоколов мощностью более 60 МВт применяется коэффициент КN = 1,00.

13. При определении проектной трудоемкости строительства головного судна, судов серии, предшествующих серийно освоенному судну, к величине проектной трудоемкости строительства серийно освоенного судна, определенной в соответствии с пунктом 12 настоящих нормативов, применяется поправочный коэффициент серийности Кi (далее - коэффициент серийности). Значения коэффициента серийности приведены в приложении N 7 к настоящим нормативам.

Для серийно освоенного судна коэффициент серийности Кi = 1.

В случае если строительство судов по разрабатываемому (разработанному) проекту планируется в двух и более организациях - строителях судов, после завершения строительства головного судна в организации - строителе первого судна по этому проекту при расчете проектной трудоемкости строительства судов по этому проекту в других организациях - строителях судов применяется сниженный коэффициент серийности (Кiсниж), рассчитанный по формуле:

Kiсниж = 1 + (Ki - 1,00) * 0,75,

где:

Кi - коэффициент серийности, приведенный в приложении N 7 к настоящим нормативам.

14. Трудоемкость укладки твердого балласта (Ттб) рассчитывается по формуле:

Ттб = tтб * mтб,

где:

tтб - нормативное значение удельной трудоемкости укладки твердого балласта, tтб = 15 чел. ч/т;

mтб - масса твердого балласта, определяемая на основе расчета нагрузки масс судна в соответствии с перечнем конструкций, оборудования, механизмов, массы которых учитываются при определении трудоемкости строительства судна по видам работ, приведенным в приложении N 2 к настоящим нормативам, т.

Величина трудоемкости укладки твердого балласта суммируется с величиной проектной трудоемкости строительства судна, определенной в соответствии с пунктом 13 настоящих нормативов.

15. Проектная трудоемкость строительства судна по настоящим нормативам определяется в человеко-часах. Для определения проектной трудоемкости строительства судна в нормо-часах величина проектной трудоемкости строительства судна, определенная в соответствии с пунктом 13 настоящих нормативов и с учетом пункта 14 настоящих нормативов, умножается на поправочный коэффициент выполнения норм времени (КВН) (далее - коэффициент выполнения норм времени), определяемый по формуле:

00000003.wmz,

где:

Тнорм - трудоемкость работ, выполненных основными работниками организации - строителя судна в году, предшествующем выполнению расчета проектной трудоемкости строительства судна, нормо-часов;

Tотр - рабочее время, отработанное основными работниками организации - строителя судна при выполнении работ, трудоемкость которых равна Тнорм, в году, предшествующем выполнению расчета проектной трудоемкости строительства судна, чел. ч.

Величина коэффициента выполнения норм времени, применяемая в расчете проектной трудоемкости строительства судна, не может превышать значения 1,20.

16. Пример расчета проектной трудоемкости строительства судна приведен в приложении N 8 к настоящим нормативам.

17. Нормативные значения удельной трудоемкости строительства судов по типам судов приведены в приложениях N 9 - 15 к настоящим нормативам:

а) нормативные значения удельной трудоемкости строительства судов сухогрузных приведены в таблицах 1, 3 - 6 приложения N 9 к настоящим нормативам;

б) нормативные значения удельной трудоемкости строительства барж приведены в таблице 2 приложения N 9 к настоящим нормативам;

в) нормативные значения удельной трудоемкости строительства танкеров приведены в таблицах 7 - 9 приложения N 9 к настоящим нормативам;

г) нормативные значения удельной трудоемкости строительства газовозов приведены в таблице 10 приложения N 9 к настоящим нормативам;

д) нормативные значения удельной трудоемкости строительства судов для перевозки пассажиров приведены в таблицах 1 - 4 приложения N 10 к настоящим нормативам;

е) нормативные значения удельной трудоемкости строительства паромов приведены в таблице 1 приложения N 11 к настоящим нормативам;

ж) нормативные значения удельной трудоемкости строительства научно-исследовательских судов приведены в таблице 2 приложения N 11 к настоящим нормативам;

з) нормативные значения удельной трудоемкости строительства судов рефрижераторных приведены в таблице 3 приложения N 11 к настоящим нормативам;

и) нормативные значения удельной трудоемкости строительства судов рыболовных приведены в таблицах 4, 5 приложения N 11 к настоящим нормативам;

к) нормативные значения удельной трудоемкости строительства ледоколов приведены в таблицах 1 - 3 приложения N 12 к настоящим нормативам;

л) нормативные значения удельной трудоемкости строительства судов атомно-технологического обслуживания приведены в таблице 4 приложения N 12 к настоящим нормативам;

м) нормативные значения удельной трудоемкости строительства плавучих доков приведены в таблицах 1 - 3 приложения N 13 к настоящим нормативам;

н) нормативные значения удельной трудоемкости строительства кранов плавучих приведены в таблице 4 приложения N 13 к настоящим нормативам;

о) нормативные значения удельной трудоемкости строительства дноуглубительных снарядов приведены в таблице 5 приложения N 13 к настоящим нормативам;

п) нормативные значения удельной трудоемкости строительства буксиров и судов-толкачей приведены в таблицах 1 - 3 приложения N 14 к настоящим нормативам;

р) нормативные значения удельной трудоемкости строительства судов поисково-спасательных приведены в таблице 4 приложения N 14 к настоящим нормативам;

с) нормативные значения удельной трудоемкости строительства судов комплексного снабжения приведены в таблице 5 приложения N 14 к настоящим нормативам;

т) нормативные значения удельной трудоемкости строительства малых судов приведены в таблицах 1 - 10 приложения N 15 к настоящим нормативам.

18. Информация о проектах судов, данные о фактической трудоемкости строительства которых использованы при разработке настоящих нормативов, содержащая основные технические характеристики и условия строительства судов-прототипов (далее - информация о проектах) по типам судов, приведена в приложениях N 9 - 15 к настоящим нормативам:

а) информация о проектах судов сухогрузных приведена в таблицах 11 и 12 приложения N 9 к настоящим нормативам;

б) информация о проектах барж приведена в таблице 11 приложения N 9 к настоящим нормативам;

в) информация о проектах танкеров и газовозов приведена в таблице 13 приложения N 9 к настоящим нормативам;

г) информация о проектах судов для перевозки пассажиров приведена в таблице 5 приложения N 10 к настоящим нормативам;

д) информация о проектах паромов приведена в таблице 6 приложения N 11 к настоящим нормативам;

е) информация о проектах судов научно-исследовательских приведена в таблице 6 приложения N 11 к настоящим нормативам;

ж) информация о проектах судов рефрижераторных приведена в таблице 6 приложения N 11 к настоящим нормативам;

з) информация о проектах судов рыболовных приведена в таблице 7 приложения N 11 к настоящим нормативам;

и) информация о проектах ледоколов приведена в таблице 5 приложения N 12 к настоящим нормативам;

к) информация о проектах судов атомно-технологического обслуживания приведена в таблице 5 приложения N 12 к настоящим нормативам;

л) информация о проектах плавучих доков приведена в таблице 6 приложения N 13 к настоящим нормативам;

м) информация о проектах кранов плавучих приведена в таблице 6 приложения N 13 к настоящим нормативам;

н) информация о проектах дноуглубительных снарядов приведена в таблице 6 приложения N 13 к настоящим нормативам;

о) информация о проектах буксиров и судов-толкачей приведена в таблице 6 приложения N 14 к настоящим нормативам;

п) информация о проектах судов поисково-спасательных приведена в таблице 6 приложения N 14 к настоящим нормативам;

р) информация о проектах судов комплексного снабжения приведена в таблице 6 приложения N 14 к настоящим нормативам;

с) информация о проектах малых судов приведена в таблицах 11 и 12 приложения N 15 к настоящим нормативам.

19. Если в организации - строителе судна достигнуты значения удельной трудоемкости строительства судов, значения удельной трудоемкости по видам работ ниже, чем нормативные значения удельной трудоемкости, расчет проектной трудоемкости строительства судна осуществляется по достигнутым в организации - строителе судна значениям удельной трудоемкости строительства судов и достигнутым значениям удельной трудоемкости по видам работ. В этом случае к расчету проектной трудоемкости строительства судна прилагается пояснительная записка, содержащая обоснования примененных в расчете значений удельной трудоемкости.