3.2 Организация деятельности учителя-логопеда ПМПК при работе с участниками ГИА

Методы, применяемые для обследования участников ГИА, едины для всех специалистов ПМПК: беседа, бланк регистрации и опросник, наблюдение.

В результате применения этих методов учитель-логопед выявляет и оценивает следующие параметры:

- степень понимания обучающимся обращенной к нему речи;

- скорость реагирования на обращенную речь;

- состояние собственной речи обучающегося (темпо-ритмические, просодические характеристики, состояние звукопроизношения, лексико-грамматическое оформление);

- сформированность собственной диалогической и монологической речи;

- сформированность и возможность навыка письма;

- разборчивость почерка;

- сформированность орфографически и синтаксически грамотного письма;

- сформированность навыка чтения; правильность чтения; понимание прочитанного (понимание отдельных слов и фраз в контексте, возможность правильно ответить на вопросы по прочитанному тексту, установление причинно-следственных и других связей в тексте);

- умение формулировать свои мысли в письменной форме.

В результате комплексного психолого-педагогического обследования учитель-логопед оценивает потенциальные возможности обучающегося при сдаче ГИА, рекомендует форму сдачи ГИА, устную или письменную (в случае возможности выбора формы ГВЭ), рекомендует сдавать экзамены с использованием компьютера (обучающимся с НОДА) и т.д.

Особенность деятельности учителя-логопеда ПМПК в работе с участниками ГИА заключается в отсутствии необходимости выявлять речевые нарушения, определять программу коррекционной работы, определять дальнейший образовательный маршрут обучающегося. Задачей учителя-логопеда, как и всех остальных специалистов ПМПК в работе с участниками ГИА, является выявление психофизических особенностей и возможностей обучающихся для определения условий при проведении ГИА.